Обучение младших школьников написанию изложений Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над пейзажной картиной

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития связной речи в процессе работы над пейзажной
картиной
. 8

1.1.
Сущностные характеристики понятия «связная речь»
. 8

1.2.
Пейзажная картина и особенности ее восприятия младшими школьниками
  19

1.3.
Проблема развития связной речи младших школьников в процессе работы над с
пейзажной картиной на уроках русского языка в научно-методической литературе
  27

Глава 2.
Опыт деятельности по развитию связной речи младших школьников в процессе работы
над пейзажной картиной
. 37

2.1.
Выявление уровня развития связной речи учащихся 4 «А» класса
. 37

2.2.
Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие умений связной
письменной речи младших школьников в процессе работы над пейзажной картиной
  40

Заключение. 51

Список
литературы
.. 54

Приложения. 60

  

Введение:

 

Введение

 

О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и
правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, чувства, знания, то есть
говорит и пишет. Помочь овладеть богатствами русского языка, развивать речь
учащихся — одна из задач обучения русскому языку в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования устанавливает определённые требования к результатам освоения
основной образовательной программы, нацеленной на деятельностно-развивающие
принципы речевого развития выпускника начальной школы. Достижение данных
требований предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной
форм речи.

Проблема развития речи особенно актуальна сегодня, когда современная
школа должна подготовить думающего и чувствующего человека, который не только
имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и
овладевает внутренней культурой. В целом именно в младшем школьном возрасте
дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка,
учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии
с целями и задачами речи. На этом этапе учитель должен помочь детям осмыслить
требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за
правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью высказываний.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, развитие связной речи
способствует в дальнейшем повышению уровня обучения в целом и речевой культуры
обучающихся, в частности. Во-вторых, целенаправленное развитие умений связной
речи будет способствовать преодолению большого количества препятствий, с
которыми сталкиваются младшие школьники при создании собственного высказывания.

Работа по развитию связной речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее
направлений — написание сочинений в процессе работы над пейзажной картиной.

Сочинение – это первые попытки младшего школьника выразить окружающий
его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то
проблемам. Сочинения заставляют ученика упорядочить свои мысли в соответствии с
требованиями времени, высказываться, кроме этого, обогащают язык и учат
грамотности.

Пейзаж (от французского paysagе — местность, страна) — один из самых
эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом
которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
Пейзажная картина является эффективным средством развития связной речи, так как
живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира,
природы. Благодаря этому, ребенок младшего школьного возраста способен
научиться составлять связный последовательное сочинение с опорой на свои
впечатления и ощущения.

Сочинение в процессе работы над пейзажной картиной требует от школьника
самостоятельности, внимательности, а также глубокого творческого подхода к
работе. Написание сочинений по картине способствует становлению личности
учащегося. Выбор слов, оборотов речи, художественных приёмов, обдумывание
композиции рассказа, установление логических связей, проверка орфографии — все
эти умственные процессы требуют от ребенка высокой интеллектуальной активности,
творческих сил, эстетического восприятия природы.

Степень изученности проблемы исследования. Вопросами использования сочинения в целях
развития связной речи младшего школьника занимались И.Р. Гальперин, Л.М.
Лосева, О.И. Москальская, О.А. Нечаева, О.М. Казарцева, Л.И. Величко и др. В
методике большое внимание рассмотрению композиционных и языковых особенностей
различных типов текста уделяли Н.А. Ипполитова, Н.Н. Кохтев, А.Ю. Купалова,
М.Р. Львов, Н.В. Попова и др.

Проблемами формирования языка, связной речи школьников при написании
сочинения занимались ученые Д.И. Тихомиров, В.В. Голубков и другие. Разработали
методику развития связной речи М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик и
других.

В начальной школе выбраны различные направления в обучении навыкам
устной и письменной речи младших школьников, среди которых широкое развитие
получило направление по развитию способностей учащихся воспринимать, понимать и
использовать в своей речи лексический и грамматический материал, способствующий
развитию письменной связной речи. Этот вопрос отражен в трудах и исследованиях
Е.А. Быстровой, А.И. Власенкова, А.П. Еремеевой, Т
В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, М.П. Львова, С.И. Львовой и других

Несмотря на значимость обучения данному виду речевой деятельности,
анализ научно-методической литературы показал, что по исследуемой теме
теоретический материал представлен широко, указываются основные аспекты работы
над сочинением в начальных классах, рассмотрены вопросы обучения разным видам
сочинения. но методических рекомендаций по развитию умений работы над каждым
видом высказывания (по типу речи и стилю речи), как отмечают практикующие
педагоги начальной школы, явно недостаточно. В этом состоит проблема
исследуемого вопроса и возникают противоречие между высоким уровнем развития
теории вопроса, значимости сочинений в развитии речи учащихся и недостаточной
разработанностью этих вопросов в практическом применении, использовании их
школьными учителями на уроках, в конкретном случае, при написании
сочинения-описания художественного стиля по пейзажной картине.

Проблема исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос:
каковы методы и приемы развития связной речи
младших школьников в процессе работы над с пейзажной картиной в начальной школе
на уроках русского языка?

Недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы
исследования:
«Развитие связной речи младших школьников в процессе работы
над пейзажной картиной».

Цель исследования – теоретически
обосновать и разработать комплекс упражнений по развитию связной речи младших
школьников в процессе работы над с пейзажной картиной в начальной школе на
уроках русского языка.

Объект исследования
процесс развития связной речи детей младшего школьного возраста на уроках
русского языка.

Предмет исследования – комплекс упражнений в работе с пейзажными картинами для развития
связной речи младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие будет успешным, если разработанный нами комплекс заданий и упражнений будет включать в
себя:

1) задания, направленные на развитие умения определять границы
предложений, умения использовать выразительные языковые средства; с учетом типа
текста и его стиля;

2) задания на развитие умений анализировать картину, видеть основную
идею автора, видеть основную идею автора, то речь учащихся значительно
улучшится.

Задачи исследования:

1. Изучить, проанализировать научно-методическую литературу и выявить
основные понятия по теме исследования.

2. Провести диагностику исследования уровня развития связной речи у
детей младшего школьного возраста.

3. Разработать комплекс упражнений по развитию связной речи в процессе
работы над с пейзажной картиной в начальной школе на уроках русского языка.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме;
обобщение опыта, педагогическая диагностика, анализ продуктов деятельности
учащихся, количественный и качественный анализ данных.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями
начальных классов в работе по развитию речи учащихся в процессе работы над
пейзажной картиной.

База исследования – исследование
проводилась на базе МОАУ «Гимназия №5», в 4 «А» классе, в котором количество
обучающихся составляет 28 детей.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Заключение

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по теме «Развитие
связной речи младших школьников в процессе работы над пейзажной картиной».

Проблема развития речи особенно актуальна сегодня, когда современная школа
должна подготовить думающего и чувствующего человека, который не только имеет
знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и овладевает
внутренней культурой. В целом именно в младшем школьном возрасте дети начинают
овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся
использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с
целями и задачами речи. Работа по развитию связной речи учащихся в школе
многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений в процессе работы над
пейзажной картиной. Проблемами формирования языка, связной речи школьников при
написании сочинения занимались ученые Д.И. Тихомиров, В.В. Голубков и другие.
Разработали методику развития связной речи М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М.С.
Соловейчик и других.

Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и
разработки следующих вопросов: сущностные характеристики понятия «связная
речь», пейзажная картина и особенности ее восприятия младшими школьниками,
проблема развития связной речи младших школьников в процессе работы над с
пейзажной картиной на уроках русского языка в научно-методической литературе.

В процессе анализа теоретических источников мы выявили основополагающие
понятия по нашей проблеме. В процессе изучения о сущностных характеристиках
понятия «связная речь» было выявлено, что знания младших школьников о тексте, о
его признаках способствуют развитию текстовых умений, и к окончанию начальной
школы ученики должны уметь озаглавливать текст, определять тему текста и
основную мысль, составлять план текста и распознавать тип текста. Из всего
этого следует, что обучение построению текста имеет одно из главнейших значений
при развитии связной речи у младших школьников.

При рассмотрении вопроса о восприятии пейзажной картины младшими
школьниками, мы пришли к выводу, что пейзаж – это род живописи, занимающийся
изображением видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.
Младшие школьники эмоционально воспринимают пейзажные картины, так как при виде
произведения искусства у них возникают чувства и переживания, которые оставляют
неизгладимый след в душе. Таким образом, они постепенно понимают художественный
«язык» живописи.

Сочинение по пейзажной картине выступает значимым видом речевых
упражнений, являясь многофункциональным, во-первых, позволяет повысить уровень
эстетического восприятия учащимися картин, во-вторых, обеспечивает прирост
речевых умений младших школьников. По этой причине сочинение по картине
занимает значительное место среди речевых упражнений. Знакомство детей с
полотнами известных художников, способствует обогащению знаний об окружающей
действительности.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил
организовать экспериментальное исследование уровня развития связной речи
учащихся 4 «А» класса. Исследование проходило на базе МОАУ «Гимназия №5» в ходе
преддипломной практики.

Исследование состояло из двух этапов, каждый из которых решал свои
задачи.

На первом этапе: с использованием диагностической методики, предложенные
Т.А. Ладыженской, было проведено обследование уровня развития связной речи
учащихся. Выявленные критерии (целостность текста, логичность, связность
текста, использование выразительных языковых средств) позволили провести
диагностику в процессе написания сочинения. В результате проведенной
диагностики уровня развития связной речи, следует отметить следующее: у детей
экспериментального класса преобладает средний и низкий уровень развития связной
речи.

На втором этапе исследования на основе полученных результатов
диагностики мы предположили, что работы над пейзажной картиной повысит уровень
развития связной речи у младших школьников. Для этого нами был разработан
комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие умений связной
письменной речи младших школьников в процессе работы над пейзажной картиной. Он
включал в себя следующие направления работы: задания, направленные на развитие
умения определять границы предложений, умения использовать выразительные
языковые средства; с учетом типа текста и его стиля; задания на развитие умений
анализировать картину, видеть основную идею автора, видеть основную идею
автора, то речь учащихся значительно улучшится.

Мы предполагаем, что включение и использование данных упражнений будет
способствовать формированию умений и навыков связной описательной
художественной речи у учащихся младших классов.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены,
гипотеза нашла свое выражение в комплексе упражнений и заданий, направленных на
развитие связной речи младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Сущностные
характеристики понятия «связная речь»

 

Под связной речью понимают развернутое высказывание на определенную тему
с единой смысловой нагрузкой. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность
речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности
для слушателя или читателя» [
59]. Таким образом, самым значимым моментом в
связной речи является ее понятность для собеседника. Отсутствие связной речи
ведет за собой ряд больших проблем, например невозможно осуществление диалога
между людьми.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) итог этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи [62].

Многие лингвисты, психолингвисты, психологи интересуются
закономерностями формирования связной речи. Исходя из этого, провели множество
исследований на эту тему. Понятие «связная речь» рассматривается учеными
неоднозначно: как деятельность говорящего, с одной стороны, и как продукт и
результат этой деятельности в виде текста, связного высказывания — с другой.
Связная речь реализуется в двух основных формах — диалоге и монологе [
56].

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство
практического овладения языком. Многообразное овладение речью ˗ важный фактор
развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует
самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических
конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении
родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание:
пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения
развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой
опыт детей.

Одним из направлений речевого развития младших школьников является
обучение формированию текстовых умений. В лингвистической науке существует
несколько определений понятия «текст». В трактовке И.Р. Гальперина «Текст есть
снятый момент языкотворческого процесса, представленный в виде конкретного
произведения, отработанного в соответствии со стилевыми нормами данного типа
речи, обладающего целенаправленностью и прагматичной установкой» [
14]. По мнению И.С. Валгиной, текст
представляет собой «объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц,
основными свойствами которой являются связанность и цельность» [
10]. Т.М. Николаева понимает текст как «последовательность
предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора»
[
57].

М.Р. Львов рассматривает текст как сугубо речевое явление, утверждая,
что он является продуктом, результатом речевой деятельности, произведением речи
– устным или письменным [
47]. По Л.М. Лосевой, текст – это сообщение в
письменной форме; текст характеризуется содержательной и структурной
завершенностью, в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская
установка) [
45].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы