Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие специальной гибкости пловцов на этапе начальной подготовки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1
Анатомо–физиологические основы развития гибкости
1.2
Факторы, влияющие на развитие проявление гибкости
2.1
Цель и задачи исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И
РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов (тренеров)
Введение:
Актуальность темы. Физическое
воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие
физических качеств человека, определяющих его физическую дееспособность. В
теории и методике физического воспитания этот процесс характеризуется тремя
группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития
физических качеств.
Анализ
публикаций, посвящённых исследованию проблем формирования и развития физических
качеств (И.С. Алхасова, В.Е. Жабакова, Б.Х. Ланды, И.В. Каревой, И.В. Манжелея, А.П. Матвеева,
М.Д. Рипы, М.С. Рожкова и др.) позволил определить морфофункциональные
свойства, влияющие на амплитуду выполняемых движений, формы, методы и средства
развития гибкости.
Гармоничному
развитию основных физических качеств способствует плавание. Кроме того,
плавание является прекрасным средством как для профилактики, так и для
корректировки деформации позвоночника и грудной клетки, усиливает обмен веществ
и укрепляет нервную систему.
Таким
образом, обучение плаванию является важной составляющей физического воспитания
подрастающего поколения. Как неотъемлемая составная часть оно входит в тесты
для оценки физической подготовленности населения. Являясь самостоятельным видом
спорта, оно входит в программу всех крупнейших международных и внутренних
соревнований различных стран мира.
Поэтому
обучение плаванию предусмотрено программами ДОО и общеобразовательных школ,
средних учебных заведений, институтов. Занятия по плаванию является
обязательным мероприятием в оздоровительных лагерях.
Однако,
как показывают исследования (Л.В, Авдеевой, И.Н. Манько, И.В. Тарабриной, А.С.
Шемерко и др.), процесс развития гибкости у пловцов имеет особенности,
обусловленные спецификой выполнения движений в воде. Игнорирование влияния этой
специфики на двигательную деятельность пловцов может не только снизить
эффективность физического развития молодых спортсменов, но и нанести вред их
здоровью.
Актуальность,
общественная значимость и важность решения выявленной проблемы обусловили выбор
темы исследования.
Объект исследования – процесс развития физических
качеств у спортсменов.
Предмет исследования – особенности
развития специальной гибкости у пловцов на этапе начальной подготовки.
Цель исследования – выявить особенности
развития специальной гибкости у пловцов на этапе начальной подготовки и
разработать рекомендации для повышения эффективности учебно-тренировочного
процесса.
Гипотеза – эффективность развития специальной
гибкости у пловцов на этапе начальной подготовки зависит от их индивидуальных
особенностей и научно обоснованного целенаправленного физического воспитания.
Согласно
намеченной цели исследования и гипотезе выполнялись следующие задачи:
1.
Уточнить смысл и содержание понятия «гибкость».
2.
Определить особенности, средства и методы развития специальной гибкости у пловцов.
3.
Выявить информативные, валидные и надёжные показатели для оценки эффективности
развития специальной гибкости у пловцов.
4.
Разработать практические рекомендации по развитию специальной гибкости у пловцов
на этапе начальной подготовки.
Заключение:
1.
Анализ научно – методической литературы позволил изучить широкий круг вопросов,
характеризующих процесс развития гибкости на занятиях в секции плавания. Уточнено
содержание понятия «гибкости», которое служит для оценки морфофункциональных
свойств опорно–двигательного аппарата, которые определяют наибольшую амплитуду
движений его звеньев относительно друг друга. Для оценки амплитуды движений в
отдельных суставах в теории и методике физического воспитания используют
понятие «подвижность». Выявлена возрастная предрасположенность пловцов к
эффективному развитию гибкости, обусловленная рядом анатомо–физиологических
особенностей.
2.
Специальные средства и методы физического воспитания эффективно влияют на
развитие гибкости. Однако целенаправленное и систематическое воздействие
физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с
естественным ходом возрастного развития организма.
Установлено,
что специальная гибкость – это
предельная подвижность в отдельных суставах, приобретаемая в процессе
выполнения определенных упражнений на растягивание мышечно–связочного аппарата
и определяющая эффективность спортивной или профессионально–прикладной деятельности.
Для
пловцов наиболее важной является подвижность в плечевых и голеностопных
суставах, влияющая на эффективность выполнения рабочих движений ногами в воде.
3.
Найдены информативные, валидные и надёжные показатели для оценки эффективности
развития гибкости у пловцов. Высокая степень достоверности различий
(p<0,001) в развитии гибкости у пловцов-юниоров экспериментальной и
контрольной групп выявлена по показателям: подвижности позвоночного столба при
наклоне туловища в стороны; подвижности позвоночного столба при выполнении
наклона туловища вперед в положении сидя; пассивной подвижности в тазобедренном
суставе при сгибании ноги в положении стоя спиной к стене; активной и пассивной
подвижности в тазобедренном суставе при отведении ноги в положении лежа боком
на гимнастической скамейке; подвижности в тазобедренном суставе при разгибании
ноги в положении лежа на животе на гимнастической скамейке; подвижности в голеностопных
суставах. Таким образом, подтверждена эффективность занятий выполнением
комплекса упражнений для развития специальной гибкости у пловцов.
4.
Перспективы дальнейших исследований видим в комплексном изучении проблемы
развития физических качеств у пловцов-юниоров.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ
НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Анатомо–физиологические основы развития гибкости
Все
физические качества человека являются врожденными и проявляются в виде
природных задатков, которые необходимо совершенствовать.
Учёные,
которые занимались исследованиями в области физической культуры и спорта, к числу основных физических качеств относят:
силу, выносливость, скорость, ловкость и гибкость, при этом ставят гибкость по
степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на
растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического
развития.[1]
Анализ
литературы по физической культуре и спорту позволил установить, что под
«гибкостью» следует понимать морфофункциональные свойства опорно–двигательного
аппарата, которые определяют наибольшую амплитуду движений его звеньев
относительно друг друга[2].
Для
оценки амплитуды движений в отдельных суставах в теории и методике физического
воспитания используют понятие «подвижность».
Отметим,
что все движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных
соединений костей и суставов.
Суставы (лат. articulatio) – это
прерывистые, полостные соединения, позволяющие сочленяющимся костям совершать
движения относительно друг друга с помощью мышц. Они располагаются в скелете
там, где происходят отчетливо выраженные движения: сгибание и разгибание,
отведение и приведение, пронация и супинация, вращение[3].
Каждый
сустав образован суставными поверхностями эпифизов костей, покрытыми гиалиновым
хрящом, суставной полостью, содержащей небольшое количество синовиальной
жидкости, суставной сумкой и синовиальной оболочкой. Все суставы делятся на
простые, образованные двумя суставными поверхностями, и сложные, состоящие из
нескольких простых.
Суставные поверхности сочленяющихся
костей покрыты гиалиновым или волокнистым суставным хрящом толщиной 0,2–0,5 мм.
Постоянное трение поддерживает гладкость, облегчающую скольжение суставных
поверхностей, а сам хрящ благодаря эластичным свойствам служит буфером.
Суставная капсула (суставная сумка) прикрепляется к соединяющимся костям вблизи краёв
суставных поверхностей или отступает на некоторое расстояние от них,
обеспечивая герметичность суставной полости и предохраняя сустав от разрывов и
механических повреждений. Она состоит из плотных волокон, придающих ей
прочность. В неё также вплетены волокна связок и сухожилий близлежащих мышц.
Суставная
сумка покрыта наружной фиброзной и внутренней синовиальной мембраной. Наружный слой из плотной волокнистой
соединительной ткани с преимущественно продольным направлением волокон плотнее,
толще и прочнее внутреннего. Внутренний слой представлен синовиальной
мембраной, выделяющей синовиальную жидкость из синовиальных ворсинок на
синовиальной мембране, которая в свою очередь питает сустав, увлажняет его,
устраняет трение суставных поверхностей.
Суставная полость представляет собой
щелевидное герметически закрытое пространство, ограниченное синовиальной
оболочкой и суставными поверхностями. В ней могут находиться диски и мениски.
Околосуставные ткани – это мышцы,
сухожилия, связки, сосуды и нервы, непосредственно окружающие сустав. Они
чувствительны к любым внутренним и внешним отрицательным воздействиям, а
нарушения в них незамедлительно сказываются на состоянии сустава. Окружающие
сустав мышцы обеспечивают непосредственное движение сустава, укрепляют его
снаружи. По соединительнотканным межмышечным прослойкам проходят многочисленные
нервные пути, кровеносные и лимфатические сосуды, питающие суставы.
Связки суставов – это прочные, плотные
образования, которые укрепляют соединения между костями и ограничивают
амплитуду движения в суставах. Связки располагаются на внешней стороне
суставной капсулы, в некоторых суставах (в коленном, тазобедренном) расположены
внутри для обеспечения большей прочности.
Кровоснабжение
сустава осуществляется из широко разветвлённой суставной артериальной сети,
образованной 3–8 артериями.
Иннервация
сустава осуществляется его нервной сетью, образованной симпатическими и
спинномозговыми нервами.
Характер
движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.[4]
Большинство
шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный) имеют три оси
вращения.
Вращение
в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный,
запястно–пястные, сустав большого пальца кисти) осуществляется вокруг двух
осей.
[1]
Алхасов, Д.С. Преподавание физической культуры по общеобразовательным
программам: сборник учебно–методических материалов В 2 частях: часть 1. – М. –
Берлин: Директ–Медиа, 2015. – С 112.
[2]
Рипа, М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие /
М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. – М.: Кнорус, 2017. – С.12.
[3] Рожков, М. С.
Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учебное пособие.
– Омск: Издательство СибГУФК 2015. – С.96
[4] Матвеев А.П. Физическая культура. 1 класс: учебник / А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2018. – С.45.