Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и роль современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования 6
1.2 Формы участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования 14
1.3 Состояние взаимодействия населения Российской Федерации с органами местного самоуправления 22
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ НОЗДРАЧЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Характеристика деятельности Администрации Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области 27
2.2 Оценка современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования 34
2.3 Проблемы и пути совершенствования современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена необходимостью качественной деятельности местных органов власти в работе с населением. Существует острая необходимость во внедрении инноваций, существующих в современном обществе, которые можно применить в управлении. Также актуальность работы обусловлена, прежде всего, происходящим процессом реформирования системы местной власти. Введение нового уровня управления муниципального, опирающегося на самих жителей и решающего их проблемы, предусматривает активное участие населения в решении вопросов местного значения.
На современном этапе развития российского общества крайне важно иметь чёткую систему научно обоснованных мер по повышению качества взаимодействия интересов государства и социума, которое осуществляется именно на местном уровне. Обращает на себя внимание то, что в российской действительности для процессов взаимодействия муниципального сообщества с муниципальными органами власти характерна спонтанность. Актуальность вопросов повышения эффективности взаимодействия местного сообщества и муниципальных органов власти вызвана процессом децентрализации властных полномочий от государства к гражданскому обществу, от органов управления к общественному сектору.
Степень разработанности проблемы исследования развития современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования характеризуется накопленным обширным теоретико-методологическим и эмпирическим материалом, содержащим анализ работы органов муниципального образования с гражданами.
Объектом работы выпускной квалификационной работы является система форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются управленческие отношения, возникающие в процессе отбора и реализации участия граждан в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, формы и проблемные факторы активности населения.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей, проблемных факторов и выбор наиболее перспективных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить сущность и роль современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;
— рассмотреть формы участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;
— изучить состояние взаимодействия населения Российской Федерации с органами местного самоуправления;
— охарактеризовать деятельность Администрации Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области;
— провести оценка современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;
— выявить проблемы и пути совершенствования современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- проблемно-теоретический, также применялся сравнительный анализ, вторичный анализ документов и статистических данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Необходимость коммуникативного взаимодействия органов муниципальной власти с населением заложена в природе местного самоуправления, в формах осуществления местным сообществом функций самоуправления. Результаты исследования можно применить в практической деятельности структурных подразделений Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы развития современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практических особенностей развития современных форм участия населения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования на примере администрации Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Для демократического государства с высоким уровнем жизни граждан местное самоуправление и гражданское общество должны играть роль взаимодополняющих и равновесных сил в системе «субъект – субъектных» отношений, которые обеспечивают сбалансированность демократической системы, и защиту от разнообразных потрясений. Кроме этого, для гражданского общества являются актуальными проблемы самоорганизации, развития общественного контроля, выстраивания диалога и взаимодействия с органами власти. Таким образом, весь комплекс нормативных правовых актов по местному самоуправлению должен служить механизмом воплощения принципа самостоятельности местного самоуправления и не только комплексно регулировать соответствующие отношения, но и стимулировать как органы местного самоуправления, так и местное население к более тесному и интенсивному взаимодействию при реализации предоставленных им прав по решению вопросов местного значения.
Среди форм непосредственной демократии можно выделить те формы, по которым следуют обязательные решения, или решающие формы: референдум, выборы, сходы граждан, отзыв депутатов и выборных должностных лиц, голосование по территориальному изменению границ муниципалитета. К решающим формам можно было бы отнести и правотворческую инициативу граждан, если бы не ее эксклюзивность в практическом применении. Так как законодатель дает реальную возможность гражданам самостоятельно воздействовать на содержание нормативно-правовых актов, принимаемых в органах местного самоуправления. Другие формы, которые законодатель относит к формам непосредственной демократии, носят скорее рекомендательный или консультативный характер: собрания, конференции, опросы, обращения граждан, митинги, шествия, пикетирование, демонстрации и т.д. Но в основе демократии — народовластия должно лежать все же властное народное решение, поэтому весьма трудно отнести последние формы гражданского участия в управлении к демократии, разве что только к косвенной.
Пренебрежение институтами непосредственной демократии, попытка максимально заместить непосредственную демократию представительной лишь снижает уровень доверия к действующей власти. В связи с этим нам видится необходимым более широкое развитие практики проведения опросов населения, и первым шагом на этом пути является принятие соответствующего законодательства в субъектах Российской Федерации.
Функционирование ТОСов в Российской Федерации при общих закономерностях образования, функционирует по разным основаниям. Так, существуют территории, где ТОСы успешно работают уже много лет, например, в Вологде, Новосибирске, Омске, Перми, Нижнем Новгороде, Кирове и другие.
Вместе с тем существуют территории, которые только начинают развиваться в этом направлении, так в Ненецком автономном округе, Нарьян-Маре, при поддержке администрации. Интересен факт, что для каждого края, характерен свой собственный актуальный круг решаемых вопросов. К примеру, в Бурятии и в Хабаровском крае решаемые вопросы в основном связаны с энергосбережением, очисткой вод, социально-экологическим обучением. В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге к самым актуальным проблемам относят вопросы озеленения и благоустройства дворовых территорий.
Администрация Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Администрация формируется главой Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области на основе утвержденной общей структуры Администрации Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области.
Имеющиеся в настоящее время на территории Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления представляют собой достаточно эффективный механизм взаимодействия власти и населения, проживающего на конкретной территории.
Главной целью ТОС является желание как можно большего числа граждан участвовать во всех делах и процессах, происходящих как на территории ТОС, так и на территории поселения в целом.
Привлечение в ТОС на территории Ноздрачевского сельсовета Курского района Курской области большей численности населения позволит создать эффективный механизм по улучшению качества среды проживания, патриотическому воспитанию молодежи, культурному развитию граждан. При этом ТОС должны быть крепкими, взаимодействие органов местного самоуправления с активом должно вестись постоянно.
Сохранность объектов благоустройства при эксплуатации обеспечат члены ТОС «Умелые ручки». В будущем планируется расширить озеленение территории и построить цветочный сквер.
Хочется отметить, что современное развитие гражданского общества в вопросах взаимодействия с органами местного самоуправления, в контексте формирования активной гражданской позиции, должно носить регулярный характер взаимодействия всех субъектов, осуществляющих деятельность в этой области для положительной оценки ситуации. Для этого необходимо поддерживать прямой диалог с гражданами, способствовать развитию общественных организаций и центров, в которых граждане реализовывали бы свои цели, интересы, что способствовало воспитанию и укреплению политических ценностей, выработке активной гражданской позиции, и формированию высокого уровня культуры общества.
Таким образом, удастся повысить гражданскую активность населения в вопросах местного самоуправления.
Фрагмент текста работы:
Одним из способов осуществления власти в РФ, наравне с федеральным и региональным уровнем, выступает местное самоуправление, включенное в единую структуру власти, но обладающее существенными особенностями, главной из которых следует считать решение на местном уровне специфических для конкретной территории вопросов.
В отличие от государственной власти, управленческая практика которая ориентирована, главным образом, на выработку решений, отвечающих интересам общества в целом, местное самоуправление ориентировано на управленческую деятельность, учитывающую местную специфику, то есть, благодаря местному самоуправлению, определенная территория получает возможность развития таким образом, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Как и для государственной власти, цель местного самоуправления сводится к реализации интересов граждан и удовлетворению потребностей общества, но деятельность местный властей носит локальный характер [42, c.239].
Особенность местного самоуправления заключается в том, что его политика основана на решении проблем не с помощью центральной власти и с помощью государственных представителей, а на местах, с помощью единого механизма воздействия на проблему в лице местных граждан и избранных ими властей [7, c.37].
Местное самоуправление – это один из важнейших инстиутов демократического и правового государства. Это основная форма реализации власти народом, касательно вопросов местного значения, в установленных законодательством рамках. Этот институт закреплен в Конституции РФ. Обычно местное самоуправление рассматривается как одна из основных частей конституционного строя РФ, так же как одну из форм выражения власти народа, и как право на реализацию местного самоуправления гражданами РФ [12, c.185].
При детальном изучении местного самоуправления можно выявить важную закономерность относительно единицы местного самоуправления, ведь более крупные единицы могут сосредоточить в свои руках большее количество рычагов управления, однако при этом может серьезно пострадать непосредственно самоуправление и участие в нем населения. Поэтому выбор минимальной единицы местного самоуправления сложный и неоднозначный вопрос, к решению которого необходимо подходить индивидуально на места, чтобы более точно найти золотую середину между достаточными ресурсами управления у местного самоуправления для решения вопросов местного значения, и простотой участия в этом процессе граждан [38, c.50].
В научной литературе предлагается множество определений местного самоуправления. При этом просматриваются две основные позиции в понимании его сущности. Некоторые исследователи ставят во главу угла самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения, рассматривая его как форму народовластия.
Местное самоуправление в соответствии с позицией В.Е. Чиркина представляет собой локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это – власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть [40, c.167].
В.Г. Игнатов определяет местное самоуправление как организацию власти на местах, предполагающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения [15, c.134].
Местное самоуправление – это «форма народовластия, обеспечивающая защиту совместных интересов граждан, проистекающая из проживания на определенной локальной территории, необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории» [9, c.135].