Специальное (дефектологическое) образование Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством комментированного рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение исследований развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Сущность понятия «словесно-логическое мышление» 7
1.2. Возрастные особенности развития словесно-логического мышления 11
1.3. Особенности словесно-логического развития детей с задержкой психического развития 16
1.4. Комментированное рисование как метод развития словесно-логического мышления старших дошкольников с задержкой психического развития 28
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития с помощью комментированного рисования 33
2.1. Организация исследования уровня развития словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития 33
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования особенностей словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития 40
2.3. Организация развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития с помощью комментированного рисования 59
2.4. Оценка эффективности использования комментированного рисования для развития словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития 66
Выводы по главе 2 87
Заключение 89
Список литературы 92

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Среди одной из распространённых форм психической патологии детей на сегодняшний день выделяется проблема задержки психического развития. Ее проявление в основном обнаруживается в период старшего дошкольного возраста или младшего школьного. Особо заметной задержка психического развития становится к 10 годам.
Отмечается, что задержка психического развития представляет собой группу пограничной формы интеллектуальной недостаточности, которая характеризуется наличием замедленного темпа психического развития, незрелостью развития личности, грубыми нарушениями познавательной деятельности. Но при этом, задержка психического развития имеет тенденцию к преодолению, которое возможно только при организации специального обучения и воспитания детей.
Помимо этого, на сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов развития словесно-логического развития детей в условиях дошкольного образования с задержкой психического развития для определения путей коррекции выявленных проблем, что определяет актуальность нашего исследования.
Значимость изучения общих проблем психического развития детей с задержкой психического развития отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Вопросы словесно-логического развития детей изучали Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Я.Л. Коломинский, В.А. Крутецкий, Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка и др.
Объектом исследования выступает процесс развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования заключается в изучении роли комментированного рисования для развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе специально организованных занятий по комментированному рисованию с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития можно эффективно развивать словесно-логическое мышление детей.
Цель исследования – экспериментально исследовать особенности развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития с помощью комментированного рисования.
В соответствии с объектом, предметом, содержательно-многоаспектной гипотезой и целью исследования, были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Изучить понятие «словесно-логическое мышление» в трудах исследователей.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников.
3. Выявить особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Изучить метод комментированного рисования при развитии словесно-логического мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Организовать исследование уровня развития словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
6. Проанализировать результаты констатирующего исследования особенностей словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
7. Разработать программу коррекции развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития с помощью комментированного рисования
8. Оценить эффективность программы коррекции по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития с помощью использования комментированного рисования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ литературы по теме исследования,
— эмпирическое исследование анализа мыслительной деятельности дошкольников,
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
— метод математической статистики.
Методики, использованные в исследовании:
1. Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) Дж. Равена.
2. Методика «Сюжетные картинки» (В.П. Глухов).
3. Методика «Что здесь лишнее?» (автор методики Р.С. Немов)
4. Методика «Нелепицы» (автор методики Р.С. Немов)
4. Пересказ текста — знакомой сказки или короткого рассказа (В.П. Глухов).
Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №20 «Золотой петушок» города Москвы.
Характеристика испытуемых: в экспериментальную группу вошло 20 детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет (10 мальчиков и 10 девочек), с которыми была проведена коррекционно-развивающая программа с применением комментированного рисования; в контрольную группу вошло 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет (12 мальчиков и 8 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития словесно-логического мышления с помощью комментированного рисования, а также в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в учебном процессе дошкольных организаций. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, студентов педагогических специальностей и родителей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, включающего 56 наименований. Материал изложен на 161 странице, содержит 12 таблиц, 18 рисунков и 6 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из важных задач развития ребенка и подготовка его к школе является формирование логического мышления и познавательных способностей дошкольников, а также развитие их интеллектуальных способностей. Дошкольники, имеющие развитый интеллект быстрее и легче запоминают материал, более уверенны в своих силах и могут эффективнее адаптироваться в новой обстановке.
Посредством наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для развития более сложной формы – наглядно-образное мышление, когда разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в плане представлений, не прибегая к практическим действиям и после – словесно-логическое мышление.
Выбранные методики («Нелепицы», «Что здесь лишнее», «Цветные Прогрессивные Матрицы», «Пересказ» и «Сюжетные картинки») позволили нам определить уровень сформированности словесно-логического мышления дошкольников. В начале коррекционной работы у большинства детей с задержкой психического развития отмечался средний или низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Для его развития была предложена коррекционная для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством комментированного рисования. Было проведено 10 занятий по комментированному рисованию, которые проводились 1 или 2 раза в неделю. Занятость дошкольников в процессе таких занятий содействовала укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля дошкольников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволила сформировать у детей практические навыки по комментированному рисованию.
После проведения программы развития словесно-логического мышления были отмечены положительные результаты:
1. Большинство детей показывают средний уровень развития словесно-логического мышления. Они могут справиться с заданием за отведенное на него время, не отвлекаясь и указывая правильные признаки, подтверждающие их мнение. Так, по методике «Нелепицы» в экспериментальной группе средний уровень наблюдается у 50% и в контрольной группе у 60% дошкольников; по методике «Что здесь лишнее?» 45% и 35% (соответственно); по методике «Цветные Прогрессивные Матрицы» в экспериментальной группе средний уровень выявлен у 40% детей, в контрольной у 60%; методика «Пересказ» в экспериментальной группе средний уровень у 40%, в контрольной у 50%; методика «Сюжетные картинки» по 50% детей со средним уровнем в обеих группах.
2. Словесно-логическое мышление большинства дошкольников с задержкой психического развития находится на этапе формирования, что не вполне соответствует возрасту детей. Поэтому правильное построение работы по обучению дошкольников будет способствовать увеличению уровня сформированности логических представлений.
3. Использование метода комментированного рисования при развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет высокую эффективность и значимость. По всем методикам у детей экспериментальной группы, с которыми проводились занятия, выросли показатели высокого уровня (методика «Нелепицы» и «Что здесь лишнее?» на 40%, методика «Прогрессивные цветные матрицы» на 15%, методика «Пересказ» на 30%, методика «Сюжетные картинки» на 20%), а также снизились показатели низкого уровня (методика «Нелепицы» на 30%, методика «Что здесь лишнее?» на 35% и методика «Цветные прогрессивные матрицы» на 15%, методика «Пересказ» на 35%, методика «Сюжетные картинки» на 30%)
Полученные результаты подтверждены методом математической статистики. Значимые результаты различия при р=0,01 обнаружены по методике «Нелепицы» и методике «Что здесь лишнее?».

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение исследований развития словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития

1.1. Сущность понятия «словесно-логическое мышление»
Мышление представляет собой высшую ступень познания человека, которая является процессом отражения окружающей действительности. Мышление опирается на следующие два психофизиологических механизма:
— образование и пополнение запаса понятий;
— предоставление и вывод новых суждений и умозаключений.
Помимо того, мышление предоставляет индивиду знания об объектах, свойствах и отношениях в окружающем мире.
Логика является очень важным навыком для человека, поэтому важно развивать в детях логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию мышления, анализу действий и учат детей решать проблемы.
Логическое мышление представляет собой способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само по себе. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно родителями, воспитателями и так далее [40].
Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Опираясь на те или иные средства, которые применяются при решении задач, выделяется наглядное или словесно-логическое мышление. Следует отметить, что для осуществления полноценной мыслительной работы, одни люди опираются на наглядное мышление, или свои представления, а другие – оперируют словами, то есть используют отвлеченные знаковые структуры [36].
Словесно-логическое мышление тем самым выступает как одно из видов мышления индивида, при котором используются понятия и логические конструкции. Опирается словесно-логическое мышление на языковые средства, являясь тем самым наиболее поздним этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В своей основе содержит формирование и функционирование разных видов обобщений. При этом, такой вид мышления полностью происходит во внутреннем плане индивида.
Следует отметить, что данный вид мышления обуславливается наличием языковых средств и считается высшим этапом развития мышления человека. С его помощью индивид способен устанавливать общие закономерности из окружающей действительности и обобщать разный наглядный материал [43].
Формирование словесно-логического мышления протекает постепенно в процессе обучения. Индивид тем самым овладевает приемами мыслительной деятельности, у него формируется способность действовать в уме, анализируя при этом процесс своих рассуждений.
Сравнение представляет собой сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Сравнение позволяет отличить тот или иной предмет мысли от других, ту или иную мысль от другой. Устанавливая общее между предметами мысли, сравнение позволяет приблизиться к открытию самого важного в науке — закона, который, как известно, есть общее, устойчивое и повторяющееся в предметах, явлениях, процессах. Устанавливая различие, сравнение позволяет по определенным показателям отличать тот или иной предмет (мысль) от других [37].
Анализ является мысленным расчленением предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное С.Г. Шевченко [54] утверждает, что: «анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности» [54, с.11]. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.
Синтез представляет собой мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции [33].
Абстракция заключается в мысленном выделении существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстрагирование выполняется на основе предварительно произведенного анализа и синтеза и лежит в основе обобщения. Результатом всех этих операций выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности, способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение представляет собой мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Благодаря обобщению, существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым применимо данное понятие [21].
Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации [10].
Конкретизация заключается в мыслительном переходе от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Классификации состоит из:
1) выделения отличительных свойств предметов;
2) определения содержания выделенных свойств;
3) все возможные деления класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств;
4) выделения общего для всех предметов признака;
5) сравнения объёма класса с объёмами входящих в него подклассов [3].
Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна — понятие. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова. Часто применяются вместе или предшествуют один другому [29].
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления личности. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы