Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие скоростно -силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд-кросс в подготовительном периоде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДИСЦИПЛИНЕ БОРД — КРОСС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 7
1.1. Скоростно-силовые способности и их проявление у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс 7
1. 2. Скоростно-силовые способности как фактор становления спортивного мастерства квалифицированных спортсменов в дисциплине борд – кросс 10
1.3.Развитие скоростно-силовых способностей квалифицированных сноубордистов в структуре тренировочного процесса в подготовительном периоде 12
1.4 Методика развития скоростно-силовых способностей квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1.Методы и организация исследования 23
ГЛАВА3. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДИСЦИПЛИНЕ БОРД – КРОСС 28
3.1. Изменение скоростно-силовых способностей в ходе педагогического эксперимента 29
3.2. Оценка эффективности применения методики развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде 42
ВЫВОДЫ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
Введение:
На сегодняшний день, высокий уровень развития современного спорта требует научного подхода к организации тренировочного процесса сноубордистов, основанного на комплексном изучении особенностей и возможностей спортсмена, выделении основных признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов в дисциплинах сноубординга, в частности дисциплине борд — кросс.
Сноуборд молодой вид спорта и в нашей стране он активно развивается лишь последние 5- 7 лет. В 1996 году представители России впервые стали участниками чемпионата мира по сноуборду, они выступали в параллельных дисциплинах и сноуборд — кроссе. А в 1999 году Мария Тихвинская завоевала первую медаль по сноуборду — бронзу в дисциплине борд — кросс.
«Борд-кросс — спортивная дисциплина сноуборда, в которой на специально подготовленной трассе состязаются в скорости от четырех до шести спортсменов одновременно» [Википедия].
С 2006 года Олимпийский вид спорта. Борд-кросс очень скоростной вид сорта, при этом развивая скорость при прохождении трассы, спортсмену необходимо преодолевать перепады высот и рельефные фигуры. Важность скоростно-силовой подготовки для квалифицированных спортсменов в борд-кроссе не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности.
Анализируя тенденции развития современного сноуборда, специалисты отмечают, что изменилась и стала более динамичной техническая подготовка сноубордистов и интенсивность тренировок.
Несмотря на успехи российских сноубордистов на Олимпиаде в Сочи, они все также остаются не конкурентно способными на мировой арене.
Так как на данном этапе развития сноуборда в России, наблюдается слабое методическое обеспечение тренировочного процесса, в связи с тем, что не достаточно разработаны методики подготовки именно сноубордистов и поэтому многое в подготовке заимствовано у горнолыжного спорта. Еще одна причина заключается в том, что наши тренеры не уделяют должного внимания физической подготовленности спортсменов-сноубордистов, хотя от нее зависит техничность прохождения трассы.
Анализ научной литературы показал, что научно-методической литературы по сноуборду очень мало, а зарубежные издания не всегда доступны для наших тренеров, и как было сказано выше, методика подготовки заимствована у горнолыжников.
В связи с усложнением техники прохождения дистанции и увеличения скорости, тем самым сокращением времени на ее прохождение у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс, возникает необходимость в современном подходе к развитию скоростно-силовых способностей спортсменов в данной дисциплине.
Следовательно, на данном этапе актуальна проблема: какой должна быть скоростно-силовая подготовка у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде?
Обозначенная проблема обусловила выбор темы нашего исследования: Развитие скоростно — силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей в подготовительном периоде.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде.
Рабочая гипотеза: предполагается, что использование целенаправленных средств скоростно-силовой подготовки в подготовительном периоде, будет способствовать более эффективному совершенствованию специальных физических качеств у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс, что позволит в дальнейшем улучшить результативность спортсменов.
Цель исследования заключается в том, чтобы экспериментально проверить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде.
В соответствии с гипотезой и целью были определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать учебную, научно – методическую литературу по развитию скоростно-силовых способностей и их проявления квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс.
2. Изучить средства и методы развития скоростно-силовых способностей в структуре тренировочного процесса.
3. Описать методы и организацию исследования.
4. Выявить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде.
5. Проанализировать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании методики скоростно-силовой подготовки у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанный опыт апробации данной методики может быть использован специалистами для развития скоростно-силовых качеств у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс в подготовительном периоде.
Личное участие состоит в проведении теоретического анализа развития скоростно-силовых способностей у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс; в организации и проведение экспериментальной исследовательской работы; в обобщении и анализе полученных результатов.
Структура ВКР обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы. Общий объем рукописи 54 страницы.
Заключение:
Эффективность оптимизации заключается в управлении тренировочным процессом на основе имеющихся ресурсов. В нашем случае в роли системообразующего фактора выступает физическая подготовка сноубордиста, обеспечивающего конечную цель – результат.
В результате исследования выявлено, что мастерство сноубордиста во многом определяется уровнем физической подготовленности, которую можно оценить за счет подобранных контрольных тестов и проверить их эффективность в условиях соревнований;
– повышение уровня физической подготовленности на основе развития специфических качеств, способствует оптимизации тренировочного процесса, что позволяет улучшить результативность спортсмена.
Ведущими качествами сноубордистов (поворотные дисциплины) по мнению специалистов являются качества ловкости и выносливости в специфических проявлениях для сноуборда. А так же качества быстроты, силы и гибкости.
Проведенные исследования структуры физических качеств показали их комплексность. Все факторы, определяющие успешность выступлений в соревнованиях – комплексные, состоящие из многих, технических, физических, психологических и антропометрических качеств. Это показывает, что к подготовке сноубордиста предъявляются высокие и разнообразные требования, причем в зависимости от вида спортивной дисциплины на первый план могут выходить разные физические качества.
По результатам исследования выявлены следующие ведущие физические качества у высококвалифицированных сноубордистов:
-взрывная сила;
— быстрота;
-скоростная выносливость;
-скоростно-силовая выносливость;
-координационные способности, которые являются ведущими.
В ходе исследования нами был проведен сравнительный анализ объема нагрузки в подготовительный период, где тренировочный процесс осуществлялся по старой программе без учета уровня физической подготовленности и в сезоне, где тренировочный процесс построен по новой программе с учетом развития специфических физических качеств. Анализ показал, что тренировка с учетом развития специфических физических качеств составила 44% (на основании плана подготовки команды в летний период) по сравнению с 20% в предыдущем сезоне.
Спортсмены, которые принимали участие в исследовании и тренировались по новой программе подготовки высококвалифицированных сноубордистов в летний период значительно повысили уровень физической подготовки, что подтверждают сводные протоколы по результатам летних соревнований. Также спортсмены улучшили свои результаты в зимнем соревновательном сезоне. Полученные результаты подтверждают эффективность предложенных изменений в программе подготовки высококвалифицированных сноубордистов в повышении уровня развития ведущих физических качеств сноубордиста, от которых зависит успешность выступления в зимнем соревновательном сезоне.
Выполненное исследование имеет научную новизну, научно-методическое значение и практическую реализацию экспериментального материала в ходе соревновательной деятельности. Выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены. Выдвинутые положения позволяют сделать следующие выводы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученный научно-практический материал имеет практическое значение. И предназначен для внедрения тренерами в программу подготовки спортсменов- сноубордистов.
1. Для достижения высоких спортивных результатов сноубордистам нужно развивать специальную выносливость (способность противостоять утомлению без снижения скорости при прохождении трасс), специальную быстроту (способность проходить отрезки трасс с высокой скоростью), специальную силовую подготовленность, обеспечивающую успешное противодействие центробежным силам в специфических условиях меняющегося криволинейного движения на сноуборде и эффективное выполнение элементов техники. Специальные физические качества проявляются в комплексе.
Поэтому, тренеру работающему с группами СС и ВСМ необходимо делать акцент на выполнение в большем объеме упражнений скоростной, силовой и скоростно-силовой направленности и при необходимости своевременно вводить коррекцию в программу тренировки, что повысит их профессиональные качества.
2. Целесообразно в летний подготовительный период тренировочный процесс направить на совершенствование физических качеств, достижение оптимальной физической формы, и подготовку спортсменов к сборам на снегу, который лучше проводить в середине октября месяца, перед 1этапом Кубка России.
3. Для оценки уровня физической подготовленности необходимо применять наиболее информативные тесты.
4. Результаты эксперимента позволяют утверждать о том, что при построении учебно-тренировочного процесса групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, подбор средств физической подготовки целесообразно осуществлять с учетом уровня физической подготовленности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ДИСЦИПЛИНЕ БОРД — КРОСС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
1.1. Скоростно-силовые способности и их проявление у квалифицированных спортсменов в дисциплине борд — кросс
Выполняя сложные технические двигательные действия, от спортсмена-сноубордиста требуется определенный уровень развития физических качеств как отдельных сторон его физической подготовки.
В спортивной практике разделяют физическую подготовку: на общую и специальную. Специальная физическая подготовка (СФП) спортсмена предусматривает воспитание двигательных навыков, отвечающих непосредственным требованиям сноуборда (координация, скоростно-силовые качества и др.).
Ведущие специалисты в области теории спорта Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, О.Н. Московченко, Г.С. Туманян, Н.Г. Холодов, Л.К. Сидоров рассматривают физическую подготовку — как процесс, направленный на воспитание физических качеств, развитие двигательных способностей и функциональных возможностей организма, где средствами общей физической подготовки являются различные физические упражнения.
По характеру выполняемых движений борд — кросс, как и горные лыжи, относится к ациклическим упражнениям. По воздействию на организм спортсмена он относится к видам деятельности с субмаксимальной интенсивностью, предъявляющих высокие требования к развитию скоростно-силовых способностей, двигательной реакции, ловкости и скоростной выносливости.
В дисциплине борд — кросс в СФП на первое место выходит скоростно-силовая подготовка. Скоростно — силовые способности важны для спортсменов в данной дисциплине так, как именно заход и выход из поворота влияют на прохождение трассы. Способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.
В связи с тем, что скоростно-силовые качества это не просто соединение скорости и силы, авторы рассматривают скоростно-силовые качества не как разновидность силовых, а как отдельное двигательное качество.
Впервые охарактеризовал скоростно-силовые качества как величину проявляющейся силы за счет увеличения ускорения при постоянной массе В.С. Фарфель. Позднее это положение было уточнено в диссертационных исследованиях А.Е. Воловик и В.И. Рудницкого. Данные авторы рассмотрели скоростно-силовые качества как: «способность к быстрому развитию максимума двигательного усилия в условиях специфической структуры движения» [Воловик А.Е., Рудницкий В.И.].
Мы берём за основу понятие автора Ю.Ф. Курамшина, который дал определение скоростно-силовым способностям как: «способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. В практике эту способность называют еще «взрывной силой» («взрывным усилием»). Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при придельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилий в начале движения» [Курамшин, Ю.Ф.].
К скоростно-силовым способностям также относят: быструю силу; «Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявленным в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время» [Матвеев].