Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие системы управления дополнительным дошкольным образованием на примере дошкольного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ 6
1.1Основы дополнительной образовательной деятельности 6
1.2. Специфика системы управления персоналом дошкольного образовательного учреждения 13
1.3. Методы повышения эффективности деятельности образовательного учреждения 20
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОП «ЖУРАВУШКА» ГБОУ ШКОЛА № 2083 27
2.1. Организационно-управленческая характеристика учреждения 27
2.2. Оценка эффективности системы управления учреждением 35
2.3 Проблемы управления учреждением дошкольного образования 44
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ДОП «ЖУРАВУШКА» ГБОУ ШКОЛА № 2083 50
3.1. Формирование рекомендаций по оптимизации системы управления педагогами 50
3.2. Развитие образовательной деятельности учреждения 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения 75
Введение:
Актуальность темы исследования. В современных условиях наряду с общим образованием большое значение приобретает дополнительное. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет усиливать вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию детей с самого раннего возраста. В условиях учреждений дополнительного образования дети с самого раннего возраста могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Эффективность развития системы дошкольного образования зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность — это не только спокойное существование, но и планирование деятельности, уверенность в избранном курсе на развитие и прочная позиция на рынке образовательных услуг.
Условием эффективного дошкольного образования становиться диверсификация и конкурентоспособность учреждения, а кроме этого, вариативность педагогических технологий, признание значимости личностных образовательных ценностей. Вариативность предполагает обдуманный выбор содержания образовательной деятельности, обоснованный выбор развивающих образовательных технологий, комплексных и специальных программ для детей дошкольного возраста, педагогических технологий.
Факторами, способствующими изменениям в системе дошкольного образования, являются: модернизация системы образования; развитие вариативности программ; модернизация действующей системы экономических отношений; передача полномочий по организации системы образования на муниципальный уровень; рост конкуренции образовательных организаций; реализация потребностей обучающихся, родителей как социальных заказчиков; влияние внешних связей, общественности на воспитательный процесс.
Цель: получить системное представление о приоритетных направлениях деятельности в части управления развитием дополнительного дошкольного образования и технологиях управления этим процессом на примере дошкольной образовательной площадкой «Журавушка» ГБОУ Школа № 2083.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением деятельности дошкольных учреждений в Российской Федерации и г.Москве в системе дополнительного образования, определить уровень и состояние изученности проблемы управления дополнительным дошкольным образованием в научной литературе;
— описать подходы к интерпретации содержания понятий «управление», «система дополнительного дошкольного образования», «субъект управления», «экспертиза качества управления» и других ключевых понятий и категорий в рамках данного исследования;
— разработать примерную программу управления качеством дополнительного дошкольного образования для типичного образовательного учреждения в системе дошкольного образования;
— выявить типичные проблемы управления развитием дополнительным дошкольным образованием;
— определить направления развития менеджмента в дополнительном дошкольном образовании.
Объект исследования: процесс управления дополнительным дошкольным образованием на современном этапе
Предмет исследования: условия развития системы управления дополнительным дошкольным образованием.
Под «условиями» в данной работе мы понимаем следующее:
— нормативно-правовые условия, достаточные и необходимые для развития системы управления дополнительного дошкольного образованием (законы, локальные акты, приказы, распоряжения, инструкции, разъяснения и пр.);
— организационно-содержательные условия, достаточные и необходимые для развития системы управления дополнительным дошкольным образованием (программы развития дополнительного дошкольного образования; управленческие и педагогические технологии; пр.) ;
— научно-методические условия….;
— кадровые условия функционирования дошкольных учреждений дополнительного образования (управление педагогическими работниками, ;
— материально-технические условия (…….);
— финансовые…..;
— экспертные (диагностические) условия (критерии оценки качества результата управления дошкольным дополнительным образованием и пр.).
Для подготовки работы использован ряд методов исследования: общенаучный, обобщение, индукции, дедукции, опроса, графический и расчетный методы.
Для подготовки работы использованы многочисленные теоретические исследования отечественных авторов по теме исследования: Антонова Ю.А., Багаутдиновой С., Березиной В.А., Болотиной Л.Р., Вачугова Д.Д., Волковой О.А., Ежковой Н.С., Ильина Г., Иванченко В.Н. и других.
С целью исследования деятельности и системы управления ДОП «Журавушка» использованы публичные доклады учреждения, аналитические отчеты о деятельности, кадровая отчетность, данные опроса.
Структура выпускной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В первой главе работы в соответствии с поставленными задачами изучены теоретические основы управления в дошкольных учреждения дополнительного образования.
Во второй главе проведен анализ управления дошкольного учреждения. Объект исследования ДОП «Журавушка» – дошкольное образовательное учреждение дополнительного образования, имеет большой опыт работы в сфере дошкольного образования, полностью укомплектован воспитанниками. Организационная структура учреждения линейно–функциональная.
Учреждение обеспечено кадрами, имеющими достаточный уровень профессионального образования и опыт работы в сфере дополнительного дошкольного образования.
Учреждение функционирует на средства бюджета г.Москвы и работает в рамках государственного заказа.
Как показал SWOT– анализ, положение учреждения во внешней среде довольно устойчиво, но имеются проблемы, которые могут снизить имидж учреждения в глазах потенциальных потребителей – недостаточное информационное обеспечение деятельности, конфликтность в коллективе.
Оценивая деятельность ДОП «Журавушка», выявлены направления, по которым требуется совершенствование: управление персоналом и управление образовательной деятельностью.
В управлении персоналом выявлены такие проблемы как не остаточно хороший психологический климат, не достаточное внимание к повышению творческо–педагогического опыта.
В управлении образовательной деятельностью выявлено, что имеется явные недостатки новых развивающих программ, а в оценке качества обучения кроме обязательных элементов оценки качества обучения воспитанников и ежегодной оценки развития, требуется внедрение постоянного мониторинга качества обучения, который сегодня не ведется.
Также выявлено недостаточное внимание к взаимодействию с родителями на основе современных технологий. Поскольку сайт учреждения мало информативен.
Проведенный опрос работников ДОП подтвердил, что имеются проблемы и действительно педагоги намеренно отказываются от разработки и внедрения новых программ обучения, опасаясь трудностей.
Оценивая психологический климат в ДОП, только 36% участников опроса согласились с тем, что они чувствуют себя комфортно в коллективе.
С целью выявления проблем в обучающей деятельности был проведен опрос родителей воспитанников, в котором приняли участие 78 родителей. В результате опроса проблемы отсутствия достаточной информированности и отсутствие промежуточных оценок качества обучения подтвердились.
В третьей главе работы предложены мероприятия по совершенствованию управления в ДОП «Журавушка».
Предложено для совершенствования управления персоналом улучшить психологический климат в коллективе через внедрение Кодекса профессионального поведения сотрудников ДОП «Журавушка», который улучшит отношения между сотрудниками. Создаст атмосферу взаимного уважения и сотрудничества.
Для повышения имиджа учреждения предложено использование современных технологий. Для повышения информированности родителей, общественности, коллег из профильных учреждений, предложено совершенствовать сайт учреждения, дополнив его новыми сервисами.
Совершенствование системы обеспечения качества образования предложено по трем направлениям: предложено разработать регламентирующий документ: Положение о системе внутреннего мониторинга качества обучения в ДОУ. Положение должно определять цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования.
Для молодых педагогов мотивацией для участия в инновационных проектах предлагается использовать аттестацию, когда в качестве аттестационной работы предлагается педагогам сделать собственные разработки, и даже если они не перерастут в инновационный проект, аттестационная работа при её удачной реализации станет ступенькой к будущим проектам. Позволит наработать опыт самостоятельных разработок и даст возможность к развитию творчества в профессии.
Для мотивации педагогов к инновационной деятельности предлагается следующие мероприятия в нескольких направлениях: материальное стимулирование, интеллектуально–творческие способы повышения мотивации для педагогов–новаторов.
Предлагаемые мероприятия решив проблемы в управлении, положительно скажутся на деятельности ДОП «Журавушка», повысят его имидж в глазах потребителей и будут способствовать повышению качества образовательной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Основы управления дополнительным дошкольным образованием
Современное дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, имеющий реально более широкое значение – предоставить ребенку возможность личностного, жизненного и профессионального самоопределения и самореализации [34, C.44].
В развитии российского образования дополнительное образование – это и элемент существующей системы общего образования, а также и самостоятельный источник образования.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» образование в России подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [3]. В соответствии с законом, дополнительное образование –это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно–нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования[3].
Березина В.А., рассматривает дополнительное образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно–информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства [12, C.71].
Исходя из нормативных правовых актов в области дополнительного образования, в течение всей жизни человека дополнительное образование подразделяется на три подвида: дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Волкова О.А., раскрывая содержание государственной политики в сфере дополнительного образование указывает, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени [17, C.327]. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Добрынина Г.А. под дополнительным образованием, понимает деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного государственным минимумом учебно–воспитательного процесса [19, C.126].
В Российской Федерации дополнительное образование детей и взрослых реализуется с помощью дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительные программы подразделяются на: дополнительные общеразвивающие программы; дополнительные предпрофессиональные программы [18, C.115].
Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта (дворцы спорта, спортивные школы, школы олимпийского резерва) и области искусства (музыкальные, художественные школы, школы искусств).
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по нескольким профилям (направлениям) дополнительного образования детей:
естественнонаучная направленность (изучение естественных наук, таких как химия, физика, астрономия и другие); техническая направленность и робототехника; художественная направленность (музыка, изобразительное искусство, танцы и другое); туристко–краеведческая направленность (изучение родного края, его истории); физкультурно–спортивная направленность (школьный спорт, массовый спорт, общая физическая подготовка); социально–педагогическая направленность (волонтерство, работа с группами детей, с ограниченными возможностями здоровья, а так же с талантливыми и одаренными детьми) [16, C.124].
В целях, исполнения положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [4], Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. включительно [5]. Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы дополнительного образования, основные механизмы и направления его развития, а также ожидаемые результаты реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
Концепцией развития дополнительного образования детей устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно–государственного партнерства. Базовый элемент системы дополнительного образования – образовательная программа, а не образовательная организация[5].
Основными целями государственной политики в сфере дополнительного образования детей являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;