Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы организации и развития системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне 6
1.1. Сущность и содержание понятий «социальная поддержка» и «социальная защита» населения 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование вопросов социальной поддержки и социальной защиты населения в РФ 11
1.3. Характеристика особенностей системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне 16
2. Анализ практических аспектов организации системы социальной поддержки и социальной защиты населения на примере г. Москвы 22
2.1. Характеристика органов местного самоуправления г. Москвы, отвечающих за социальную поддержку и социальную защиты населения 22
2.2. Анализ содержание социальной политики г. Москвы на современном этапе развития муниципального образования 27
2.3. Исследование содержания и выполнения программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» 36
3. Разработка направлений повышения эффективности социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне 45
3.1. Проблемы организации системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне 45
3.2. Направления совершенствования социальной поддержки и социальной защиты населения г. Москва 51
Заключение 56
Список источников информации 60
Введение:
В определенных жизненных ситуациях, а также в процессе осуществле-ния своей трудовой деятельности, человек должен быть уверен в завтрашнем дне. Гарантией такой уверенности выступает государственная социальная политика. Социальная политика государства в последние годы занимает осо-бое место в системе государственного управления. Грамотная социальная политика приводит к снятию социальной напряженности в обществе, обеспе-чивает достойный уровень жизни, что приводит к росту уровня удовлетво-ренности населения и благоприятно сказывается на общем состоянии соци-ально-экономической сферы. Составной частью проводимой государствен-ной социальной политики выступают такие направления как социальная под-держка и социальная защита. Социальная поддержка и социальная защита должны стать приоритетным направлением управленческой деятельности всех уровней государственной системы управления, включая и муниципаль-ный уровень.
Основное отличие муниципального уровня управления заключается с одной стороны в весьма ограниченном наборе инструментов в регулирова-ния вопросов социальной сферы, с другой стороны, именно органы местного самоуправления наиболее полно знают особенности сложившейся социаль-ной обстановки на конкретной территории.
Таким образом, исследование вопросов муниципального управления социальной сферой, с одной стороны актуально в связи с общим значением социальной поддержки и социальной защиты для населения конкретного му-ниципального образования, с другой стороны, необходимостью учета опре-деленных территориальных отличий.
Характеризуя степень проработанности темы можно отметить следую-щее. Вопросы социальной поддержки и социальной защиты населения доста-точно широко освящены в современной литературе, что связано с актуаль-ностью темы исследования. Так, в трудах следующих специалистов пред-ставлено понятие «социальная поддержка» и «социальная защита»: Борцов Д.Б., Киселева Е.И., Орлова И.И., Цубатова Д.К., Просвирина А.И., Какадий И.И. и др.
Вопросы правового регулирования социальной политики по направле-нию социальной поддержки и социальной защиты представлены в работах следующих авторов: Бондаренко Н.А., Демьянова И.О., Крекшина А.Ю., Куделина М.Г., Жданова О.В. и др.
Проблемы социальной защиты отражены в исследованиях авторов: Андреева Л.А., Асекова Н.Р., Газизова И.З., Колесов Р.В., Корнеева А.Ю., Белякова М.Е., Макарова И.И. и др.
В тоже время вопросы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне рассмотрены ограниченно и требуют дальнейшего исследования и уточнения.
Цель данной работы – на основании исследования фактического состо-яния социальной поддержки и социальной защиты на муниципальном уровне, разработать направления повышения эффективности формирования и реализации данных направлений муниципального управления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть сущность и содержание понятий «социальная поддерж-ка» и «социальная защита» населения;
исследовать нормативно-правовое регулирование вопросов социаль-ной поддержки и социальной защиты населения в РФ;
дать характеристику особенностей системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне;
дать характеристику органам местного самоуправления г. Москвы, отвечающих за социальную поддержку и социальную защиту населения;
провести анализ содержание социальной политики г. Москвы на со-временном этапе развития муниципального образования;
исследовать содержание и выполнение программы «Социальная поддержка жителей города Москвы»;
проанализировать проблемы организации системы социальной под-держки и социальной защиты населения на муниципальном уровне;
разработать направления совершенствования социальной поддержки и социальной защиты населения г. Москва.
В качестве объекта практического исследования выступает сложившая-ся социальная поддержка и социальная защита населения муниципального образования.
Предмет исследования – система организационно-правовых и экономи-ческих отношений в процессе обеспечения социальной поддержки и социаль-ной защиты населения муниципального образования.
В процессе исследования применялись как общенаучные методы иссле-дования, такие как синтез и анализ, систематизация и обобщение научной информации, так и частные методы: табличный и графический метод пред-ставления информации, статистические и математические методы исследова-ния и др.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Правительства РФ, труды отечественных специалистов в об-ласти социальной защиты населения, статистические данные территориаль-ного органа государственной статистики г. Москвы, официальные данные Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Социальная поддержка и социальная защита населения любого госу-дарства выступают в качестве одного из приоритетных и активно развиваю-щихся направлений социальной политики.
Социальная поддержка – это вид социальной защиты для людей, кото-рая в силу обстоятельств оказались в сложном положении, и не могут себе найти работу и обеспечить определенный уровень дохода.
Социальная защита населения – это обеспечение и гарантия стабильно-го, фиксированного уровня доходов и уровня жизни определенной части населения, которая в силу определенных причин не может самостоятельно обеспечивать собственное полноценное существование.
Социальная поддержка и социальная защита населения является объек-том для регулирования как в мире в целом, так и в Российской Федерации. Можно выделить следующие международные акты, регулирующие вопросы социальной сферы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах от 19 декабря 1966 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Европейская социальная хартия, принятая в Страсбурге в 1996 г.
Необходимость социальной поддержки и социальной защиты населе-ния закреплена в Конституции РФ. Каждый человек в соответствии с законом РФ имеет: право на защиту от безработицы; право на труд и отдых; права на защиту семьи, детства и материнства; право на государственную помощь при потере кормильца для воспитания детей; помощь по возрасту, в случае бо-лезни и др.
Социальная поддержка и социальная защита населения осуществляется на всех уровнях, включая и муниципальный уровень. Муниципальное управление в области социальной поддержки и социальной защиты является неотъемлемым компонентом системы государственного социального управ-ления в целом, процесс разработки и реализации которого основан на сово-купности методологических принципов, лежащих в его основе и характер-ных для любого вида управления научного характера.
Правовое регулирование деятельности Департамента осуществляется в соответствии с Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.
Департамент создает территориальные подразделения — управления со-циальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими ли-цами. Помимо этого, в подчинении у Департамента находится ряд других государственных учреждений, оказывающих социальные услуги и социаль-ную помощь. Как результат исследования был сделан вывод о наличии ши-рокой и разветвленной сети государственных учреждений, обеспечивающих социальную поддержку и социальную защиту населения города Москвы.
Социальная политика города Москвы представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи самым нуждающимся по критериям: недостаточного уровня доходов; невозможности осуществлять трудовую де-ятельность в силу различных причин; попадания в сложную жизненную си-туацию; иным критериям.
Власти города Москвы ставят перед собой следующие цели:
сохранение социальной защиты населения на уже достигнутом уровне;
создание условий для адаптации граждан ввиду изменений государ-ственных социальных программ и социальной политики;
выделение средств из бюджета города в адрес особо нуждающимся гражданам на основе: инициативного заявления претендентов и соответствия критериям, записанным в законодательных актах.
Социальная поддержка и социальная защита населения действует в от-ношении широкой группы населения (ветераны, инвалиды, многодетные се-мьи, студенты, учащиеся и др.), а также в отношении широкого перечня жиз-ненных ситуаций. В практике применяется такой инструмент как субсидиро-вание; пенсионерам, ветеранам и учащимся предоставляются льготы на про-езд в общественном транспорте; работает программа по улучшению жилищ-ных условий и др.
На территории города Москвы сейчас реализуется программа «Соци-альная поддержка жителей города Москвы», основная цель которой — со-кращение бедности и повышение уровня и качества жизни. В состав про-граммы входят пять подпрограмм, основная направленность которых – это защита прав детей и поддержка семей с детьми, поддержка ветеранов, соци-альная интеграция инвалидов, развитие рынка труда и модернизация самой системы социальной защиты.
Основными источниками финансирования по совокупности подпро-грамм выступает бюджет города Москвы и средства государственных вне-бюджетных фондов.
Основные проблемы в области обеспечения социальной защиты в це-лом по стране и в разрезе отдельных муниципальных образований выглядят следующим образом:
неустойчивое экономическое положение в Российской Федерации и в отдельных регионах и муниципальных образованиях приводит к росту по-требности населения в социальной защите, что в свою очередь выступает до-полнительной финансовой нагрузкой на бюджет;
отсутствие единого федерального закона, регулирующего вопросы оказания социальной поддержки и социальной защиты населения;
принятие непопулярного закона в части повышения пенсионного возраста, что понизило уровень социальной защищенности и привело к воз-никновению социальной напряженности в обществе;
непроработанность законодательства в области разграничения пол-номочий уровней власти;
отсутствие необходимого уровня финансового обеспечения принима-емых решений в области социальной защиты на муниципальном уровне.
Для целей повышения эффективности социальной поддержки и соци-альной защиты в городе Москве было предложено:
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы организации и развития системы социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне
1.1. Сущность и содержание понятий «социальная поддержка» и «социальная защита» населения
Социальная поддержка и социальная защита населения любого госу-дарства выступают в качестве одного из приоритетных и активно развиваю-щихся направлений социальной политики. Суть социальной поддержки и со-циальной защиты заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем эф-фективно поддерживать стабильное социально-экономическое положение населения, сохранять гарантии неприкосновенности прав и свобод человека. Поддержание такого стабильного положения также должно учитывать по-требности и интересы индивида, адекватно отвечать его социальным воз-можностям [43, c. 269].
Определимся с содержанием понятия «социальная поддержка» и «со-циальная защита».
Социальная поддержка – это вид социальной защиты для людей, кото-рая в силу обстоятельств оказались в сложном положении, и не могут себе найти работу и обеспечить определенный уровень дохода. Социальная под-держка может осуществляться в виде материальной поддержки (бесплатные обеды, одежда), а также в виде помощи в поиске работы.
Социальную поддержку также следует понимать, как меры, которые заключаются в содействии и предоставлении услуг, оказываемых конкрет-ным лицам или группам людей социальными службами, с целью преодоле-ния каких-либо жизненных сложностей, а также поддержка социального ста-туса и помощь в адаптации в обществе. Таким образом, социальная под-держка не ограничивается только лишь материальной помощью [53, c. 109].
По мнению большинства специалистов [27, 31, 53], социальную под-держку населения следует рассматривать как составную часть социальной защиты населения.
Стоит отметить, что определение «социальная защита» относится к бо-лее обширным, охватывающим целый комплекс элементов и факторов явле-ниям, из которых складываются стабильное взаимодействие государства и общества в отношении защиты определенных категорий населения и всего населения в целом [26, c. 32].
В более узком смысле под социальной защитой населения принято по-нимать обеспечение и гарантию стабильного, фиксированного уровня дохо-дов и уровня жизни определенной части населения, которая в силу опреде-ленных причин не может самостоятельно обеспечивать собственное полно-ценное существование [17, c. 53].
В таких обстоятельствах государство и определенные уполномоченные органы власти берут на себя ответственность за то, чтобы так или иначе обеспечить население, создать благоприятные условия для его развития и существования, с учетом удовлетворения потребностей и интересов.
В современной учебной литературе, также встречаются следующие определения, связанные с анализируемым вопросом:
система социальной защиты — система мероприятий, которые осу-ществляются государственными и общественными организациями с целью обеспечения гарантированно минимальных достаточно благоприятных усло-вий жизни и поддержанию жизни и деятельности существования конкретного человека;
институт социальной защиты — это комплексная система, которая сформирована в обществе для решения социальных проблем, с целью под-держки наиболее уязвимых и социально необеспеченных граждан государ-ства [48, c. 353].
К отдельным категориям граждан, которые в особой степени нуждают-ся в социальной защите и социальной поддержке со стороны государства от-носятся такие, как:
лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды);
безработные (временно или постоянно);
лица без определенного места жительства;
лица, страдающие от определенных физических или психических от-клонений, и которые не могут вести полноценную социальную и экономиче-скую деятельность;
матери-одиночки и отцы-одиночки, оставшиеся без поддержки со стороны родственников;
многодетные семьи, в которых наблюдается недостаточность соб-ственных ресурсов для воспитания детей и удовлетворения их первичных по-требностей (питание, образование);
сироты и пенсионеры, которые нуждаются в патронаже, поскольку в силу возраста не могут принимать самостоятельные решения и обеспечивать свои потребности [49, c. 281].
Система социальной поддержки и социальной защиты основывается на ряде принципов, которые крайне важно выполнять, чтобы сохранять ста-бильность системы и ее основные цели.
Во-первых, это принцип гуманности и толерантности, который пред-полагает учет и обеспечение прав и свобод гражданина, независимо от пола, возраста, национальности и других отличительных признаков.
Второй принцип — адресность социальной защиты. Прежде, чем оказать человеку помощь, необходимо объективно оценить уровень его доходов и возможностей обеспечить себя. Как правило, если этих средств ему действи-тельно не хватает на удовлетворение собственных нужд, то в дальнейшем он имеет право обратиться за помощью к различным учреждениям и органам, которые предоставят разную форму помощи: выплаты, льготы, субсидии, материальная помощь, юридическая консультация.
Также, стоит выделить еще один принцип – это комплексный характер социальной защиты. Комплексность касается не только экономического по-ложения индивида, но также и уровня его личностной культуры. Немалую роль играет уровень образования, последующее трудоустройство и в целом возмож