Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие самостоятельности учеников младших классов на уроках английского языка при изучении нового материала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития самостоятельности школьника 6
1.1. Проблемы развития самостоятельности учащихся начальной школы 6
1.2. Влияние образовательного процесса на развитие самостоятельности учащихся начальной школы. 14
1.3. Выводы по первой главе. 18
Глава II. Педагогические условия развития самостоятельности учеников начальной школы при обучении иностранному языку. 20
2.1. Организация образовательного процесса для стимулирования саморазвития младших школьников. 20
2.2. Развитие самостоятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка при изучении нового материала. 31
2.3. Критерии эффективности педагогических условий развития самостоятельности учащихся начальной школы. 41
2.4. Выводы по второй главе 48
Заключение 51
Библиография 53
Введение:
В настоящее время одной из главных задач школьного образования является формирование ученика в качестве инициативной, самостоятельной личности, создание условий для его самореализации, обучение навыкам самостоятельного развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, целями получения начального образования выступают:
— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Необходимость реализации этих целей на начальном периоде обучения обусловлена психологическими особенностями развития личности ребенка, поскольку именно в возрасте начальной школы у ребенка появляется потребность к саморазвитию, закладываются основы сознательной мотивации к обучению. Успешное достижение данных целей создает предпосылки для развития самостоятельности в старших классах.
Однако развитие самостоятельности может быть успешным только в условиях эффективного взаимодействия между педагогом и учеником, для которого необходимо создание педагогических условий, соответствующих уровню развития школьника.
В связи с этим эффективное использование педагогических условий развития самостоятельности обучающихся начальной школы остается актуальной проблемой педагогической науки.
Однако изучение существующих теоретических разработок и применяемых на практике подходов к созданию необходимых педагогических условий свидетельствует о том, что учителя начальных классов редко используют в своей практике возможности для формирования и развития интереса ученика к познавательной деятельности.
Вместе с тем, изучение иностранного языка, в частности, английского, позволяет познакомить ученика с особенностями различных культур, различными моделями поведения в разнообразных жизненных ситуациях, что способствует развитию рефлексивных способностей личности.
Проблема недостаточного использования педагогических условий для активизации познавательной деятельности и развития самостоятельности учащихся младшей школы на уроках английского языка обусловила выбор темы настоящей работы.
Объект исследования – развитие самостоятельности обучающихся начальной школы.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка в процессе изучения нового материала.
Цель исследования – выявить педагогические условия, необходимые для эффективного развития самостоятельности обучающихся начальной школы на уроках английского языка в процессе изучения нового материала.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования самостоятельности учащихся начальной школы;
2) выявить роль изучения нового материала иностранного языка для развития самостоятельности младших школьников;
3) определить критерии эффективности педагогических условий развития самостоятельности младших школьников на уроках английского языка в процессе изучения нового материала;
К проблеме создания педагогических условий, необходимых для развития самостоятельности обращалось большое количество как российских, так и зарубежных ученых, педагогов, психологов.
Проблемам развития личности школьника в ходе освоения школьной программы посвящены исследования Н.В. Аничкина, М.Э. Пассова, В.И. Загвязинского. Проблемой формирования познавательного интереса и самостоятельности в обучающем процессе занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др. Изучением самостоятельности с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др.
В качестве методологической основы исследования выступают положения педагогической и психологической наук о влиянии педагогических условий обучения на развитие личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, В.А.Крутецкий, М.А. Щукина), принципы системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин), концепции личностно-деятельностного подхода к обучению (Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов).
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов об образовании, анализ педагогической и психологической литературы, сравнение, обобщение;
— эмпирические методы исследования: беседа, наблюдение, интервьюирование, тестирование, анализ работ учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании возможностей педагогических условий при изучении нового материала на уроках иностранного языка для развития самостоятельности обучающихся начальной школы.
Заключение:
Нынешний этап развития общества ставит перед системой образования задачу по активизации личности обучающегося в процессе его деятельности. В связи с этим современный младший школьник должен в процессе начального обучения получить стойкие умения и навыки, которые будут позволять ему самостоятельно обогащать свои представления и знания, используя их в дальнейшей учебной деятельности.
Однако наблюдается тенденция в современной школе, что обучающиеся зачастую не вовлечены в образовательный процесс, в связи с чем важная задача начальной школы заключается в формировании и развитии заинтересованности детей младшего школьного возраста эффективно и самостоятельно получать знания. Умение учиться предполагает, что дети будут иметь свободную ориентацию в различной научной информации, уметь ее применять на практике и самостоятельно добывать знания.
Основываясь на психолого-педагогической литературе, было определено, что развитие самостоятельности у младших школьников опирается на умение педагога создавать у каждого обучающегося установку на процесс учения. При этом самостоятельность выступает одним из показателей познавательных возможностей детей младшего школьного уровня, входит в состав уровня развития их мышления, памяти, внимания, волевых усилий и ценных мотивов учения.
С целью изучения особенностей развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста было организовано экспериментальное исследование, которое состояло из нескольких этапов. На констатирующем этапе эксперимента была проведена исходная диагностика уровня сформированности самостоятельности младших школьников, что позволило выявить отсутствие познавательных интересов у большинства детей или констатировать их низкий уровень.
В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена работа по развитию познавательных интересов детей младшего школьного возраста. На контрольном этапе при повторной диагностике уровня самостоятельности в познавательной деятельности у младших школьников была подтверждена эффективность проведенной работы по развитию самостоятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы развития самостоятельности школьника
1.1. Проблемы развития самостоятельности учащихся начальной школы
Опыт, который накапливается людьми на протяжении всего существования человечества, передается новому поколению в процессе активной познавательной деятельности. Обучающий процесс позволяет индивиду овладевать разными видами практической и теоретической деятельности в их взаимосвязи. Исследования по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также современная практическая деятельность в заведениях образования, говорят о том, что среди главных условий повышения качества обучения выделяется формирование у детей младшего школьного возраста приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и проводить анализ добытой информации .
Для современно этапа модернизации системы образования характерно наличие потребности в организации учебного процесса в начальной школе так, чтобы каждый обучающийся мог проявлять активность, самостоятельность и творчество в обучении, развивать свой собственный стиль учебной деятельности. Все это способствует выходу на первый план задачи по развитию в обучающихся способностей избирательно усваивать знания, умение адаптировать их на практике. Для этого в личности должна быть развита потребность в получении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности и творчески подходить к решению поставленных перед ней задач .
С целью раскрытия личности обучающегося необходимо определить системообразующий компонент. Многие ученые предлагают выделять таким компонентом самостоятельность, которая выступает как интегральный показатель развития ребенка в целом, давая возможность ему дальше сравнительно легко ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, применять знания и умения в различных ситуациях.
Следует отметить, что на развитие самостоятельности ребенка влияет множество факторов, которые могут быть природными и социальными, стихийными или специально организованными. Вместе с такими факторами также выделяется среда, то есть окружение, в котором ребенок реализует себя как личность, проявляя самостоятельность через взаимодействие с ней .
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению. Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей .
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям .
Одним из важных условий, которое выступает для формирования самостоятельности в учебной деятельности, является воспитание у обучающихся познавательного интереса.
Познавательный интерес представляет собой наличие глубинного внутреннего мотива, который опирается на имеющуюся у человека врожденную познавательную потребности. Тем самым он не является чем-то внешним или дополнительным в учебном процессе, а выступает как главное условие успешной учебной деятельности, показывая при этом факты ее правильной организации. Здесь мы имеем в виду, что отсутствие у обучающихся интереса к учебной деятельности, в первую очередь, свидетельствует о недостатках организации учебного процесса .
Познавательный интерес у младших школьников проявляется как различные состояния – любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. Такие проявления условно можно назвать стадиями развития познавательного интерес.
Так, любопытство представляет собой элементарную стадию избирательного отношения, которая определяется внешними и неожиданными обстоятельствами, вызывающими внимание со стороны обучающегося. На этой стадии младшим школьникам достаточно только ориентировка, которая связана с занимательностью конкретного предмета. Здесь не проявляется