Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Математика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие самостоятельности школьников в условиях изучения раздела «Векторы. Метод координат»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников в условиях изучения геометрии 6
1.1. Обзор проблемы развития самостоятельности школьников в научно-педагогической литературе 6
1.2. Содержание раздела «Векторы. Метод координат» в средней школе 12
1.3. Особенности процесса развития самостоятельности школьников при изучении раздела «Векторы. Метод координат» 23
Глава 2. Методическая система развития самостоятельности школьников в условиях изучения раздела «Векторы. Метод координат» 28
2.1. Структура и содержание методической системы 28
2.2. Формы и средства развития самостоятельности 39
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы 64
Заключение 77
Список литературы 78
Приложение 84

 

  

Введение:

 

Современная реформа образования страны предусматривает модернизацию самого содержания образования, а также методов и средств обучения. Однако, как свидетельствует школьная практика, существуют определенные противоречия между ростом объема учебной информации и способами ее усвоения; интеллектуализации работы и недостаточным уровнем познавательной самостоятельности. Школа не всегда учит школьников самостоятельно рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций, принимать личностные решение и действовать в соответствии с принятыми решений. Именно этим объясняется низкий уровень самостоятельности мышления, неспособность учеников организовать своими силами самостоятельную познавательную деятельность, а как следствие этого недостаточной уровень их познавательной самостоятельности при овладении школьной программой в целом и математики конкретно. Это говорит об актуальности проблемы развития самостоятельности учащихся для современного построения учебного процесса. Конечно, эта проблема не нова, над ней работало много ученых, среди них В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинский.
Математика в школе традиционно считается сложным для изучения предметом, она служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня знаний, связанных с непосредственным применением математики (экономика, финансы, химия, информатика, техника, биология). Таким образом, возрастает роль математической подготовки в общем образовании современного человека. Одним из самых сложных в школьном курсе математики (среди всего школьного курса) всегда считалась геометрия.
Изучение векторов на плоскости позволяет реализовать в курсе геометрии межпредметные и внутрипредметные связи, способствует систематизации знаний, обогащению опыта поиска решений задач, так как предоставляет новый векторный метод решения, в частности, планиметрических задач. Изучение векторного метода представляет собой своеобразный познавательный интерес, так как на его основе можно в дальнейшем ввести координаты на плоскости.
Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование познавательной самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы.
Объект исследования – это процесс изучения учащимися раздела «Векторы. Метод координат».
Предметом исследования является развитие самостоятельности школьников при изучении раздела «Векторы. Метод координат».
Цель работы – разработать методическую систему развития самостоятельности школьников в условиях изучения раздела «Векторы. Метод координат».
Гипотеза: внедрение элементов авторской методической системы при изучении раздела «Векторы. Метод координат» может способствовать успешному усвоению школьниками самостоятельных учебных действий.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития самостоятельности школьников в научно-педагогической литературе.
2. Изучить особенности содержания раздела «Векторы. Метод координат» в средней школе.
3. Рассмотреть особенности процесса развития самостоятельности школьников при изучении раздела «Векторы. Метод координат» .
4. Разработать методическую систему развития самостоятельности школьников в условиях изучения раздела «Векторы. Метод координат».
5. Провести опытно-экспериментальную работу.
Для достижения целей работы, проверки гипотезы и решения поставленных выше задач были использованы следующие методы:
а) анализ психолого-педагогической литературы, программы по математике, учебных пособий, методических материалов, касающихся метода координат и векторов;
б) наблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью учащихся.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в Лосихинской СОШ с 22 декабря 2017 г. по 2 октября 2018 г. (9 кл.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате выявлены методические особенности развития самостоятельности учащихся в процессе обучения векторному методу в курсе геометрии основной школы.
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения векторному методу и разработанная система упражнений, которые могут быть использованы учителями математики и студентами педагогических направлений подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе работы раскрываются основные понятия исследования, рассматриваются теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников в условиях изучения «геометрии». Во второй главе приводится описание частичной опытно-экспериментальной работы внедрения методической системы развития самостоятельности школьников при изучении раздела «Векторы. Метод координат».
Авторские результаты работы заключаются в разработке методической системы изучения раздела «Векторы. Метод координат» в 9 классе для развития самостоятельных учебных действий учащихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
В процессе исследования выполнен сравнительный анализ технологий обучения в основной школе, изучены работы ученых-методистов по вопросам методической системы, информатизации образования; наиболее эффективными из которых, на наш взгляд, является методическая система
Рассмотрены сущность, характеристика, критерии самостоятельности; комплекс методических приемов курсу геометрии: изучение материала блоками понятий, теорем, методов решения задач, его представление системой блоков и цепочек задач, использование блока управления обучением, а также внеклассной творческой деятельности. Выяснено, что разработанная методическая система по разделу «Векторы. Метод координат» способствует формированию самостоятельности школьников 9-х классов. Весь процесс обучения строится с опорой на самостоятельность школьников.
Разработана методическая система развития самостоятельности школьников в процессе обучения по разработанной методической системе по разделу «Векторы. Метод координат», компонентами которой являются: мотивы и цели обучения, блоки, цепочки задач, блок управления обучением, внеклассная творческая деятельность школьников. Разработан комплекс материалов для обучения геометрии и проверке знаний учащихся для развития самостоятельности школьников в 9 классах. С помощью разработанных контрольных и учебных материалов экспериментально показано, что представленный комплекс методических приемов на основе МС обеспечивает более высокий уровень развития самостоятельности.
Эффективность рассмотренного комплекса методических приемов на основе МС была представлена на примере обучения одной из центральных тем геометрии в 8-9-х классах.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников в условиях изучения геометрии

1.1. Обзор проблемы развития самостоятельности школьников в научно-педагогической литературе
Современный мир постепенно перешел в фазу информационных преобразований, характеризующих постиндустриальное общество. Меняются люди, их морально-нравственные установки и принципы, социальные и культурные ценности, а вместе с ними и навыки, которыми необходимо обладать для способности ориентирования в новых жизненных ситуациях. В обществе, где знания стали доступны каждому, становится необходимым умение работать с информацией – преобразовывать, анализировать, интерпретировать.
Федеральный государственный образовательный стандарт учитывает необходимость развития приемов работы с информацией. Он содержит требования к метапредметным результатам, включающим универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Универсальные учебные действия предполагают развитие познавательной самостоятельности. Способность и готовность учащихся к самостоятельной деятельности при поиске и отборе информации, ее восприятии, переработке и усвоении является одним из показателей сформированности умения учиться и, как следствие, достижения целей Федерального государственного образовательного стандарта.
О необходимости развития самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К. Ушинский: «Нужно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные знания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, дать ученику средство получать полезные знания не только из книг, но и по предметам, которые его окружают, из жизненных событий, по истории собственной души. Имея такую умственную силу, которая добывает отовсюду пользу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одно из главных задач школьного обучения» [60].
Самостоятельность ученика является условием успешного развития его личности и лежит в основе активности в познавательной деятельности и других сферах жизни. Поэтому развитие самостоятельности школьников в процессе обучения и воспитания возникает как один из главных вопросов психолого-педагогической науки, педагогической практики и первоочередная задача современного учителя. Из указанных толкований значения слова «самостоятельность», следует ее принадлежность к волевой сфере личности.
Понятие самостоятельности тесно связано с понятием познавательной активности. В.П. Беспалько познавательная активность определяется как «черта личности, которая проявляется в ее отношении к процессу познания, предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний, способов деятельности, а также в ее качества» [9], а А.А. Болотский — как «деятельностное состояние ученика, что характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» [10].
Самостоятельность является важнейшим результатом воспитания и самовоспитания. Она вырабатывается в результате воспитания в семье и обучения в школе. Вместе с тем самостоятельность – важнейшее условие и инструмент саморазвития личности.
Определяя сущность, нельзя забывать, что самостоятельность есть «механизм» реализации активности. В свою очередь развивающийся опыт разнообразных проявлений активности в поведении и деятельности субъекта обеспечивает развитие соответствующих «механизмов» саморегуляции. Иными словами, психологическую основу самостоятельности составляет хорошо сформированная система саморегуляции деятельности.
Учитывая это, Л.Г. Григорьева, рассматривает самостоятельность как интегральное качество личности, которое отражает единство когнитивных и волевых структур психики и проявляется в сознательной саморегуляции явлений психической активности как деятельного отношения субъекта к окружающему миру [18].
Самостоятельность как качество личности характеризуется высоким уровнем осознанной деятельности, которую осуществляет человек без посторонней помощи.
Существует много различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. К первым представителей этого направления можно отнести древнегреческих ученых Сократа, Платона и Аристотеля. Они доказали важность самостоятельности ребенка в процессе получения знаний. Так Сократ считал, что только во время самостоятельной деятельности происходит позитивное развитие мышления ребенка. Ребенок испытывает радость и наслаждение во время такого вида деятельности и, как следствие, избавляется от пассивности в процессе познания. Свое дальнейшее развитие они получают в трудах Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, которые в эпоху средневековья в разгаре процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и заучивания требовали учить ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К. Ушинского и др. Б. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников растет также в связи с изменением цели обучения, ее направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. По мнению Б. Есипова, самостоятельная работа учащихся выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально определенное для этого время. Во время этого ученики сознательно стремятся достичь поставленной в задании цели, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [34].
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов привлечения школьников к самостоятельной деятельности. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. Представителями этого направления изучаются виды познавательной самостоятельной деятельности, совершенствуются методические подходы к их использованию, осуществляется анализ сфер, в которых их можно применять.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность определяется в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К. Ушинского. Исследования, развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов — предмета и цели деятельности.
В педагогическом словаре самостоятельность в учебной деятельность определяется как «виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, которая осуществляется на учебных занятиях или дома по заданию учителя, под его руководством, однако без его непосредственного участия». Причем к наиболее распространенным видам самостоятельной познавательной деятельности учеников здесь отнесена работа с учебником, учебным пособием, дидактическими материалами, персональным компьютером, решения задач, подготовка рефератов, сочинений, докладов, выполнение лабораторных работ, исследовательская деятельность, моделирование, конструирование, самостоятельные наблюдение [29].
Стоит отметить, что среди зарубежных ученых также нет единства в трактовке понятия «самостоятельная познавательная деятельность». Так Ф. Фуллер понимает самостоятельную познавательную деятельность как своеобразную форму организации учебного процесса, предусматривает опосредованное участие учителя в руководстве ним. А П. Дреззел и Л. Сидел трактуют самостоятельную познавательную деятельность как особый метод обучения. Дж. Мильтон рассматривает самостоятельную познавательную деятельность как форму деятельности, а Д. Пелз – как средство организации учебной деятельности. В. Времен и А. Ричардс трактуют самостоятельную познавательную деятельность как «независимое обучение», в процессе которого преподаватели (учителя) предлагают студентам (учащимся) программы обучения, позволяя самостоятельно выбирать подходы к решению поставленных задач.
Самостоятельную учебную деятельность можно трактовать как дидактическое явление, которое, с одной стороны, является учебным заданием, а с другой — формой представления определенного вида деятельности.
Особенностью самостоятельной учебной деятельности как специальной формы организации учебного процесса являются следующие факторы (рис. 1):

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы