Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Обогащение словарного запаса младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО 8
1.2. Методы и формы развития речи 12
1.3. Образовательное и воспитательное значение литературного чтения в начальной школе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1. Диагностика развития речи учащихся 31
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 35
2.3. Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества повышается интерес к вопросам развития языковой личности, способной в различных ситуациях общения использовать богатые ресурсы русского языка.
Развитие и повышение уровня речи учащихся является актуальной проблемой современного общества и одной из актуальных задач, стоящих перед школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Грамотная, яркая, эмоциональная речь – это залог не только эффективного общения, но и успешной учебной и профессиональной деятельности.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка и литературы в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку.
Степень изученности проблемы.
Научная концепция речевой деятельности базируется на учении о психических процессах, которое доказывает то, что мышление и речь человека формируются и развиваются с раннего детства в активной практической деятельности. Такую точку зрению впервые в психологии гипотетически выдвинул Л.С. Выготский, которая впоследствии была подтверждена Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и другими его последователями. Исходя из этой научной концепции многими учеными доказано, что деятельность по развитию речи у младших школьников направлена на обучение нормам литературного языка (О.О. Айвазян, И.В. Бондаренко, Б.Т. Дзусова, М.А. Полякова, З.Б. Теблоева, Л.Е. Толстопятых) ; осознание значения русского и родного языка (А.В. Алсанова, И.А. Галкина, Е.В. Галеева, Э.В. Калинская, Н.А. Шинкарева) ; обогащение словаря и языковых средств для успешного решения коммуникативных задач (В.А. Борисова, И.А. Мечик, Н.В. Пудовкина) ; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов (А.А. Жидкова, Р.А. Кибизова, С.Е. Привалова, Л.А. Туаева) .
Заключение:
Человек на протяжении всей жизни пополняет словарный запас новыми лексическими единицами. Но самый ответственный период формирования лексикона с 7 до 10 лет. Он считается «сенситивным» периодом, с точки зрения психологии.
Поэтому начальная школа, возлагая на себя ответственность за обогащение словаря учащихся, создаёт условия, ищет средства, положительно влияющие на формирование и развитие словаря будущих граждан страны.
В современную эпоху, когда информационные технологии развиваются стремительно, книга должна оставаться и остаётся источником знаний, духовным проводником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Из-за постоянного влияния современных масс-медиа на общество – в нём происходят изменения, не всегда положительные. Среди них мы можем отметить то, что меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Круг чтения младшего школьника заменяется развлекательной литературой.
Сегодня восприятие текста характеризуется как клиповое, мозаичное, оно постоянно требует смены событий. Оно сопровождается падением грамотности, огрублением речи, снижением общего культурного уровня.
В ходе исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию лексических умений на уроках литературного чтения.
Проводимое исследование лексических умений школьников начальных классов выявило определенные особенности их словаря: маленький словарный запас, небольшое знание синонимов и антонимов, неточность употребления слов в речи, сложности в усвоении новой лексики.
Уровень словарного запаса учеников остаётся ограниченным, что в свою очередь приводит к таким нарушениям требований к речи, как её богатство, точность, правильность, уместность. Происходит нарушение логичности речи по причине неправильного словоупотребления. Вдобавок, в связной речи учащиеся допускают множество лексико-стилистических и лексико-семантических ошибок. Детям тяжело сразу усвоить лексическое значение новых слов. Данные положения подкрепляются результатами мониторинга.
В ФГОС НОО выделяется требование общего речевого развития, т.е. необходимости активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обогащение словарного запаса учащихся является одной из наиболее важных задач на уроке литературного чтения в начальной школе. В частности, когда лексическая единица в тексте изучается в связи с необходимостью воссоздавать в воображении словесные художественные образы. Это связывают со способностью к формированию универсальных учебных действий у школьников младших классов.
Анализ результатов проведенной работы по развитию лексических умений позволил сделать следующие выводы:
Развитие лексических умений младших школьников можно эффективно осуществлять посредством применения на уроках литературного чтения словарно-стилистических задач, которые составленных с учетом требований ФГОС НОО.
Важно то, что учащиеся получают возможность приобретать новые знание не путем натаскивания и заучивания, а путем приращения в процессе собственной деятельности посредством словарно-стилистических задач. Именно в плоскости такой задачи на сегодняшний день стало возможным поэтапное и системное обогащение словаря младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Обогащение словарного запаса младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Основными задачами начальной школы являются развитие речи, активизация умственной деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений и навыков у младших школьников. Важным показателем сформированности умственных и речевых способностей школьников выступает богатство их словарного запаса, который служит необходимым строительным материалом для языка.
Проблема обогащения и расширения словаря младших школьников в современных условиях обусловлена также и внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором говорится о том, что в результате усвоения программы младшие школьники должны научиться грамотно употреблять речевые средства и лексические единицы для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач.
В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) , немаловажное значение имеет расширение словарного запаса младших школьников. Необходимость расширения и обогащения словаря учеников младших классов, развития их речи обусловлена тем, что она определяет всю совокупность межличностных отношений и взаимодействий, в которые вступают младшие школьники в процессе учебно-познавательной деятельности.
Небогатый словарный запас школьника служит объективным основанием, препятствующим полноценному участию в жизни класса, школы и общества в целом. В начальных классах образовательной программой по русскому языку предусмотрено три самостоятельных, но вместе с тем, взаимосвязанных учебных раздела:
1. Обучение грамоте, составлению текста в устной и письменной форме.
2. Литературное чтение, способность слушать собеседника и вести диалог, развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание, осознанно строить речевое высказывание.
В основе перечисленных учебных курсов лежит:
— формирование положительного отношения к правильной устной и письменной речи;
— развитие первоначальных представлений о нормах русского языка;
— придание четкой практической направленности процессу использования разных видов чтения для развития речи;
— формирование умения читать, говорить и писать осмысленно;
— выработать у младших школьников доступные их возрасту начальные знания о языковых единицах; научить правилам речевого этикета;
— обогащение словарного запаса детей для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; развитие у них потребностей и интересов к правильной речи в целом.
Обучение русскому языку с целью обогащения их словаря в условиях внедрения новых ФГОС НОО, как отмечают некоторые ученые (М.В. Николаева, Е.Э. Сусленникова, Т.Н. Русакова), осуществляется на основе ведущих дидактических принципов, особенно принципов учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи теории с практикой, доступности, последовательности, самостоятельности и систематичности .
Учитывая то, что стержневой частью языка, выражающей, формирующей и отображающей знания о некоторых объектах, предметах и действиях, является лексика, то необходимо описать лексическую работу в начальных классах. Лексическая работа проходит сквозной темой через все учебные дисциплины (Н.К. Капкайкина) :