Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности (на базе школы искусств)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛОССАРИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования 8
1.2. Содержание и психологические особенности развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МАУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. КОРСАКОВ САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 41
2.1. Методы и организация экспериментального исследования 41
2.2. Исследование возможностей и психологических особенностей эффективного развития речевой культуры детей дошкольного возраста 51
2.3. Оценка эффективности реализации психолого-педагогической программы развития речи детей средствами театрализованной деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Введение:
Актуальность темы исследования. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения, обучение родному языку и формированию устной речи.
На актуальность данной дипломной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение диалогической речи представляет собой одну из предпосылок для дальнейшего эффективного обучения в школе.
Проблеме развития речи детей дошкольного возраста в разное время посвящены исследования М.М. Алексеевой Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Э.П. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А.Флёриной, В.И. Яшиной и многих других.
Современные дошкольные учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день в дошкольном воспитании считается театрализованная деятельность. Рассматривая ее с точки зрения педагогической значимости, следует учитывать ее универсальность, игровую природу и социальную направленность, не забывая также и о коррекционных возможностях театра.
Театрализованная деятельность дает возможность решить множество педагогических задач, которые касаются формированию выразительности речи ребенка, развитию его воображения, способствует интеллектуальному и художественно-эстетическому развитию. Наибольший вклад в изучение театрализованной деятельности детей дошкольного возраста внесли такие ученые как А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, В.В. Ванслов, Л.А. Венгер, В.И. Вернадский, Н.А. Ветлугина, Л.C. Выготский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, Е.Н. Колокольцев, Т.С. Комарова, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон. Театрализованные игры изучали Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, М.Д. Маханева, С.М. Томчикова, А.В. Щеткин.
Однако практика учебно-воспитательной работы с детьми планируется не систематически. В современных дошкольных учреждениях отмечается недостаточное внимание развитию речевых навыков, а речевая активность дошкольников сводится к минимуму, так как на занятиях детей не учат строить и задавать вопросы, не применяются упражнения или игровые действия, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.
Все это говорит о проблеме исследования, когда, с одной стороны, применение театрализованной деятельности может способствовать эффективному речевому развитию дошкольников, а с другой – недостаточное их применение при воспитании речевого развития дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом выступает театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи старших дошкольников.
Целью данного исследования является изучение проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности речевого развития детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования.
2. Изучить содержание и психологические особенности развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
3. Организовать экспериментальное исследование речевой культуры детей дошкольного возраста.
4. Исследовать возможности и психологические особенности эффективного развития речевой культуры детей дошкольного возраста.
5. Оценить эффективность реализации психолого-педагогической программы развития речи детей средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация театрализованной деятельности будет способствовать повышению уровня развития речи у детей дошкольного возраста при создании следующих педагогических условий:
— будут использоваться разнообразные педагогические средства;
— работа будет вестись целенаправленно; совместно с родителями воспитанников.
Методы исследования:
— теоретически анализ литературы по теме исследования,
— эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обзоре литературы по проблеме онтогенеза речевого развития, уточнении понятия и видов театрализованной деятельности и ее значения в речевом развитии дошкольников, выявлении дидактических основ использования театрализованной деятельности в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке основных направлений методической работы по формированию речи посредством театрализованной деятельности, а также составлении рекомендаций по использованию театрализованной деятельности как средства формирования речи дошкольников. Материалы дипломной работы могут быть использованы воспитателями, работающими в дошкольных образовательных организациях, студентами, обучающимися по данному направлению, а также молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и библиографического списка.
Заключение:
Данное исследование было посвящено изучению влияния театрализованных игр на развитие речи дошкольников. В результате исследования было рассмотрено понятие «развитие речи», раскрыты особенности развития речи детей дошкольного возраста и определены педагогические средства.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакта с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер.
Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия.
Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка, и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Акцент в работе сделан на театрализованную деятельность
Одной из широко востребованных передовых технологий развития речи выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность играет огромную роль в гармоничном развитии ребенка в дошкольном детстве, поскольку этот период жизни выступает основой формирования личности, познавательной и мотивационно-ценностной сферы.
Мы выявили, что существует многообразие видов театрализованных игр, которые можно использовать для развития речи дошкольников. Результатом проведенного исследования стала разработка методических рекомендаций для воспитателей.
Занятия игровой театрализацией удобнее проводить во второй половине дня, продолжительность каждого занятия не должна превышать 15-20 минут. На занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение (для чего необходимо иметь фонотеку и магнитофон).
Для успешной реализации театрализованных игр, необходимо:
1. При подборе содержания игр, нужно учитывать интересы и потребности ребенка и особенности его психического развития (смысл игры должен быть доступным для понимания ребенка данного возраста);
2. Необходимо создание ситуации успеха. У старших дошкольников ситуация успеха связана с двумя различными мотивами: с мотивом достижения успеха и с мотивом избегания неудач. Если воспитатель, который имеет большой авторитет для ребенка, больше наказывает за неудачи, чем поощряет за успехи, то у воспитанника формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который не может являться стимулом к достижению успехов. Это обстоятельство обязательно должно быть принято педагогами, работающими с детьми;
3. В качестве содержательной основы театрализованных игр рекомендуется использовать народные сказки. Отечественная педагогика накопила достаточно богатый опыт использования культурного наследия нашей страны в учебно-воспитательных целях.
4. Содержание игры с целью развития детских способностей должно формироваться на основе единства эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер ребенка. Ученые объясняют это целостностью психики ребенка, целостностью процесса обучения
Положительная динамика развития речи детей дошкольного возраста по итогам работы доказывает эффективность выделенных педагогических средств.
Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи, доказана гипотеза.
Фрагмент текста работы:
Речевая деятельность является фундаментальной человеческой деятельностью. Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми. Речевая компетенция проявляется в речевой деятельности как основе человеческой деятельности. В речевой деятельности человек проявляет себя как личность: владея (или не владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с окружающими и с самими собой.
Проблема речевой компетенции в науке изучается с различных позиций. Согласно первому подходу речевая компетенция выступает закономерным результатом освоения личностью речевой деятельности [55].
Согласно второму подходу речевая компетенция рассматривается как равноценная составная часть коммуникативно-речевой компетенции. При этом под коммуникативно-речевой компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Третий подход трактует речевую компетенцию как один из уровней развития коммуникативной компетенцией. При этом под коммуникативной компетенцией понимаются это знания и умения, которые необходимы для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, а под речевой компетенцией – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи [6].
В данном исследовании под речевой компетенцией мы будем понимать знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Речевая компетенция обладает следующими базовыми составляющими:
— собственно речевые умения – ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, выносить суждения, анализировать высказывания;
— умения восприятия – слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы, жесты и др.), понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, тактичность);
— умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные) – проводить беседу, переговоры и обсуждения, задавать вопросы, формулировать требования, решать конфликты, управлять своим поведением в общении [16].
В литературе подчеркивается неотделимость изучения речевых процессов от общения – решающего фактора общего психического развития ребенка (Н.И. Жинкин [17], М.И. Лисина [29], Л.С. Выготский [10], А.А. Леонтьев [27] и др.).
В раннем возрасте развитие импрессивной стороны речи, т.е. ее понимания, происходит следующим образом (по Н.Х. Швачкину [51]):
1. Дофонемный период – начинается с восьми месяцев у ребенка. В этот период дети овладевают элементарным пониманием речи, которое основано на умении различать только ее ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период – фонемной речи, который начинается в 10-11 месяцев у детей и может длиться, согласно Н.Х. Швачкину до двух лет. Происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих, основанное на восприятии и различении звукового состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х. Швачкин установил следующую последовательность: в первую очередь ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее – сонорных, шумных и т.д. [51].
Н.С. Жукова [21] выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим их.
Первый уровень – начинается в 3-6 месяцев. Для него характерно: ребенок узнает знакомые голоса, прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев. Для данного уровня характерно следующее: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным.
Третий уровень – 15 – 18 месяцев. Для данного уровня характерно то, что ребенок уже понимает название некоторых предметов, может узнать их изображение, а позже также узнает эти предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2 года 6 месяцев. В этот период ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях; двухступенчатую инструкцию; значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных связей.
Дальнейшее развитие понимания речи у ребенка происходит уже в дошкольном возрасте. В связи с этим Н.С. Жукова [21] выделяет еще два уровня в овладении понимания речи у детей:
Пятый уровень – 2 года 6 месяцев – 3 года. На данном уровне ребенок начинает понимать прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
Шестой уровень – к 4 годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации [21].
Таким образом, развитие речевой компетенции у детей начинается еще в раннем возрасте и продолжается в дошкольном. Экспрессивная и импрессивная речь развиваются по схожему сценарию: от отдельных слов, через словосочетания к предложениям.
Речь – это ядро развития личности человека, поэтому процессу речевого развития уделяется особое внимание в научной литературе.