Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие познавательных логических универсальных учебных действий у младших школьников при формировании орфографического навыка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательных логических учебных действий в обучении в начальной школе 5
1.1. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» и их классификация 5
1.2. Практический аспект формирования логических учебных действий в процессе изучения предметов начальной школы 12
1.3. Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников 19
1.4. Анализ УМК «Школа 21 века» и «Школа России» 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных логических УУД на уроках русского языка 40
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных логических учебных действий 40
2.2. Комплекс заданий и упражнений с целью формирования орфографических навыков на уроках русского языка во 2 классе 52
2.3. Анализ эффективности формирующих воздействий 56
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 70
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что разработка концепции развития универсальных учебных действий в общеобразовательной системе отвечает новым социальным потребностям.
Целью обучения является общее культурное, личностное и когнитивное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как спо-собность к обучению.
Важнейшей задачей современной системы образования является форми-рование универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсаль-ных учебных действий является ключом к предотвращению школьных трудно-стей.
Каждые десять лет количество информации в мире удваивается.
Поэтому знания, полученные в школе, устаревают и через некоторое время нуждаются в исправлении, а результаты обучения не в форме конкрет-ных знаний, а в форме способности к обучению, становятся все более востребо-ванными сегодня.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стан-дарт начального общего образования определил в качестве основных резуль-татов не универсальные, а личностные и метапредметные универсальные учеб-ные действия.
Среди УУД выделяют логические. Особая роль в формировании логиче-ских УУД должна принадлежать урокам русского языка.
В ходе изучении психолого-педагогической и методической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования ло-гических универсальных учебных действий у детей младшего школьного воз-раста на уроках русского языка и недостаточным освещением в методической литературе способов решения данной задачи.
Анализ противоречия позволил сформулировать проблему: определить, какие методы и приемы будут способствовать формированию логических УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Необходимость решения данной проблемы, осмысления опыта общения с учителем младших классов, заинтересованность автора, как будущего учителя начальных классов позволили определить тему исследования: «Роль уроков русского языка в формировании логических УУД младших школьников».
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: роль уроков русского языка в формировании познавательных логических универсальных учебных действий.
Цель исследования: выявить эффективные способы формирования по-знавательных логических универсальных учебных действий у младших школь-ников на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по те-ме исследования;
2) проанализировать программы по русскому языку с точки зрения предмета исследования;
3) определить исходный уровень сформированности основных логиче-ских познавательных операций у учащихся 2 классов;
4) разработать систему занятий с использованием грамматических задач и других логических упражнений, направленных на повышение уровня сфор-мированности познавательных логических УУД;
5) проверить эффективность разработанных методик обеспечения на практике.
В основу исследования положена рабочая гипотеза: регулярное исполь-зование грамматических задач и других логических упражнений на уроках русского языка позволит повысить эффективность данных уроков в формиро-вании познавательных логических УУД.
Методы: теоретический анализ литературы, анализ учебной литературы, целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся, эксперимент, метод количественной обработки.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
База исследования: МБОУ СОШ № 5 г. Лысково Нижегородской обла-сти.
Вопросам данного исследования посвящены работы Н.В. Бочковой, Д.Я. Данилюк, И.С. Костарева, Е.Н. Пузанковой, Т.П. Рогушиной, И.А. Самойло-вой, М.А. Смирновой, А.Д. Урсул, А.А. Хасанова и других, однако данные работы не учитывают особенности содержательных областей УУД.
В зарубежной практике вопросам УУД посвящены работы C. Golding (Австралия), J.Th. Klein, R. Miller (США), Sh. L.MacMath (Канада), G. McPhail (Новая Зеландия), A. Jervis, A. Presland, J. Wishart (Великобритания), I. Hel-mane (Латвия).
УУД также рассмотрены в работах К.К. Колина, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчека, И.Г. Семакина, И.А. Мизина, Н.Н. Моисеева и других, однако, здесь недостаточно освещены особенности реализации УУД.
Также проблема исследования представлена в публикациях В.В. Богда-новой, П.П. Дьячук, И.Ф. Зыковой, А.М. Касумовой, Б.И. Орехова, О.В. Попо-вой, Е.В. Рекк, Ю.П. Штепы и других.
Текст работы:
Модернизация российского образования заставляет школьного учителя переосмыслить свою педагогическую деятельность, пересмотреть подходы и методы обучения, использовать набор инструментов, формирующих универ-сальные учебные действия, которые помогут ученику стать полноценной соци-альной личностью, стремясь реализовать свои способности, которые помогут сделать осознанный и ответственный выбор.
В этой работе мы рассмотрели набор инструментов, которые при систе-матическом подходе обеспечат достижение цели, поставленной перед учителем. Особенно это актуально при экспериментальной реализации федеральных гос-ударственных стандартов второго поколения в начальной школе.
Сегодня учителя должны учиться и применять, изучая практические ре-зультаты своей деятельности, современные средства формирования универ-сальных учебных действий.
Проблема эффективного формирования общеобразовательных учебных действий учеников является одной из сложных и противоречивых проблем со-временной педагогической науки.
С одной стороны, это отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе для учеников, способных к полной самореализации, самостоятельному приобретению знаний и эффективному осуществлению раз-личных видов деятельности; проявляется заинтересованность ученых в поиске способов формирования надпредметных действий школьников.
С другой стороны, отражается, что современная система школьного об-разования с традиционной организацией образовательного процесса и соответ-ствующей методической поддержкой еще не готова справляться с объективны-ми факторами, определяющими формирование общеобразовательных действий учащихся, и грамотно на научной основе обеспечить формирование напред-метных действий младших школьников в оценочной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме и изучения современного состояния образовательной практики были определены теоретические предпосылки формирования универ-сальных учебных действий у младших школьников.
Под универсальными образовательными действиями младших школьни-ков мы подразумеваем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ним способностей к обучению, которые обеспечивают способность учащихся самостоятельно изучать новые знания, навыки и компетенции, осо-знанно и активно применять новый социальный опыт, развивать себя и улуч-шать себя.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных образовательных действий как ключевую компетенцию, которая дает учащимся «способность к обучению».
Основы формирования «умение учиться» закладываются в период начального школьного образования ребенка: опыт, приобретенный в то время, определяет успех обучения ученика на протяжении всей его последующей жиз-ни.
При прохождении преддипломной практики с помощью методик у сту-дентов выявлен уровень логического формирования УУД, который оказался на низком и среднем уровне.
Чтобы улучшить его, детям давали логические задания в классе, после занятий, дома. По окончании практики методы были повторены, результат учащихся 3 класса улучшился.Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством преподава-ния всех школьных дисциплин. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно говорит по-русски, поскольку именно его родной язык является основой для формирования и развития мыш-ления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самообучения.
В частности, на уроках русского языка можно эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательной универсальной учебной деятельности.
Способность к обучению является существенным фактором повышения эффективности обучения учащихся предметным знаниям, в том числе знанию русского языка.
Заключение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что разработка концепции развития универсальных учебных действий в общеобразовательной системе отвечает новым социальным потребностям.
Целью обучения является общее культурное, личностное и когнитивное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как спо-собность к обучению.
Важнейшей задачей современной системы образования является форми-рование универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсаль-ных учебных действий является ключом к предотвращению школьных трудно-стей.
Каждые десять лет количество информации в мире удваивается.
Поэтому знания, полученные в школе, устаревают и через некоторое время нуждаются в исправлении, а результаты обучения не в форме конкрет-ных знаний, а в форме способности к обучению, становятся все более востребо-ванными сегодня.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стан-дарт начального общего образования определил в качестве основных резуль-татов не универсальные, а личностные и метапредметные универсальные учеб-ные действия.
Среди УУД выделяют логические. Особая роль в формировании логиче-ских УУД должна принадлежать урокам русского языка.
В ходе изучении психолого-педагогической и методической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования ло-гических универсальных учебных действий у детей младшего школьного воз-раста на уроках русского языка и недостаточным освещением в методической литературе способов решения данной задачи.
Анализ противоречия позволил сформулировать проблему: определить, какие методы и приемы будут способствовать формированию логических УУД у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Необходимость решения данной проблемы, осмысления опыта общения с учителем младших классов, заинтересованность автора, как будущего учителя начальных классов позволили определить тему исследования: «Роль уроков русского языка в формировании логических УУД младших школьников».
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: роль уроков русского языка в формировании познавательных логических универсальных учебных действий.
Цель исследования: выявить эффективные способы формирования по-знавательных логических универсальных учебных действий у младших школь-ников на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по те-ме исследования;
2) проанализировать программы по русскому языку с точки зрения предмета исследования;
3) определить исходный уровень сформированности основных логиче-ских познавательных операций у учащихся 2 классов;
4) разработать систему занятий с использованием грамматических задач и других логических упражнений, направленных на повышение уровня сфор-мированности познавательных логических УУД;
5) проверить эффективность разработанных методик обеспечения на практике.
В основу исследования положена рабочая гипотеза: регулярное исполь-зование грамматических задач и других логических упражнений на уроках русского языка позволит повысить эффективность данных уроков в формиро-вании познавательных логических УУД.
Методы: теоретический анализ литературы, анализ учебной литературы, целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся, эксперимент, метод количественной обработки.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
База исследования: МБОУ СОШ № 5 г. Лысково Нижегородской обла-сти.
Вопросам данного исследования посвящены работы Н.В. Бочковой, Д.Я. Данилюк, И.С. Костарева, Е.Н. Пузанковой, Т.П. Рогушиной, И.А. Самойло-вой, М.А. Смирновой, А.Д. Урсул, А.А. Хасанова и других, однако данные работы не учитывают особенности содержательных областей УУД.
В зарубежной практике вопросам УУД посвящены работы C. Golding (Австралия), J.Th. Klein, R. Miller (США), Sh. L.MacMath (Канада), G. McPhail (Новая Зеландия), A. Jervis, A. Presland, J. Wishart (Великобритания), I. Hel-mane (Латвия).
УУД также рассмотрены в работах К.К. Колина, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчека, И.Г. Семакина, И.А. Мизина, Н.Н. Моисеева и других, однако, здесь недостаточно освещены особенности реализации УУД.
Также проблема исследования представлена в публикациях В.В. Богда-новой, П.П. Дьячук, И.Ф. Зыковой, А.М. Касумовой, Б.И. Орехова, О.В. Попо-вой, Е.В. Рекк, Ю.П. Штепы и других.
Список литературы:
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательных ло-гических учебных действий в обучении в начальной школе
1.1. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия» и их классификация
Начальная школа является наиболее важным этапом в процессе общего образования учащегося. В течение четырех лет ему необходимо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учить-ся — стать «профессиональным учеником».
Новые социальные потребности отражены в тексте федерального госу-дарственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Согласно концепции Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии определенных операций.
Это означает, что в течение указанного периода психические действия становятся обратимыми и скоординированными. Ребенок обладает способно-стью преодолевать влияние прямого восприятия и применять логическое мыш-ление к конкретным ситуациям. [5, c. 8]
Переход к конкретному — оперативному мышлению влечет за собой суще-ственную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, вооб-ражения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений о способности сотрудничать с другими людьми.
Таким образом, младший школьный возраст является этапом значитель-ных изменений физиологического и психического развития. Обучение в начальной школе является основой всего последующего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций — произвольно-сти, продуктивности и устойчивости
ФГОС НОО определил в качестве основных результатов не субъектив-ные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системы образования является форми-рование универсальных учебных действий, которые обеспечивают учащимся способность к обучению, способность к саморазвитию и самосовершенствова-нию.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разрабо-тана на основе системно-деятельностного подхода, основанного на теоретиче-ских концепциях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина Д.Н. Эльконина, раскры-вающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих за-кономерностей возрастного развития детей и подростков.
Важность формирования общеобразовательных умений у младших школьников указали: Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеобразовательных умений и методика их формирования были рассмотре-ны Д.В. Воровщиковым, Г.К.Селевко, Д.В. Татьянченко, А.Б. Усовой и други-ми.
В широком смысле «универсальные учебные действия» — это саморазви-тие и самосовершенствование посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта. [5, c. 8]
Сегодня важно дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, оснастить его такими уни-версальными методами действий, которые помогут ему развиваться и совер-шенствоваться в постоянно меняющемся обществе.
Именно это положение зафиксировано в Федеральных государственных образовательных стандартах НОО.
Принципиальное различие между новыми стандартами заключается в том, что цель — не предметный, а личностный результат.
Прежде всего, важна личность самого ребенка и изменения, которые про-исходят с ним в процессе обучения, а не объем знаний, накопленных за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований:
— требования к результатам обучения;
— требования к структуре основных образовательных программ (то, как школа строит свою образовательную деятельность);
— требования к условиям внедрения стандарта (кадровая, финансовая, ма-териально-техническая база, информационная поддержка и т. д.).
Как отмечается в работах М.Г. Бобковой, Е.А. Плотниковой УУД — это те навыки, которые должны быть заложены в начальной школе на всех уроках. УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) нормативные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-семантическую ориентацию учащихся (способность соотносить действия и со-бытия с общепринятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить моральный аспект поведения) и ориентацию на социальные роли и межличностные отношения.
В отношении образовательной деятельности следует различать три типа действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— действие формирования значения, то есть установление учащимися свя-зи между целью образовательной деятельности и ее мотивом, другими слова-ми, между результатом обучения и тем, что стимулирует деятельность, для ко-торой оно осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос «в чем смысл обучения для меня» и уметь найти ответ на него;
— действие по морально-этической оценке усваиваемого содержания, ос-нованное на социальных и личных ценностях, обеспечивающее личный мо-ральный выбор.