Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогика инклюзивного образования

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования в условиях инклюзивного образования 8
1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития познавательного интереса личности 8
1.2 Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования в условиях инклюзивного образования 33
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования на формирующем этапе эксперимента 45
2.3 Анализ результатов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложе-ние………………….………………………………………………..68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Модернизация отечественной си-стемы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого че-ловека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельность. Все вышеуказанные черты предполагают достаточное развитие познавательных процессов. Достаточное же развитие познава-тельных процессов обеспечивается высоким познавательным интересом. В связи с этим становится актуальной проблема развития познаватель-ного интереса у подрастающего поколения, в частности у детей старше-го дошкольного возраста.
Степень разработанности. Эта проблема рассматривалась в ра-ботах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и других ученых [14, 28]. Исследова-тели отмечают, что развитие человека, немыслимо без воспитания по-знавательного интереса, который, в свою очередь, связан с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, обществен-ными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для познавательной деятельности, ко-торые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедея-тельности. Исследования ведущих отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других [50, 36, 26, 31] доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возмож-ности для умственного развития. Отмечено, что у пяти-шестилетних де-тей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умствен-ных действий. Однако научно-методическое освещение проблемы разви-тия познавательного интереса у старших дошкольников мы находим не-достаточным.
Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенно-стей стремятся к активной деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт работы с дошкольниками показывает, что чем полнее и разнообразнее организована детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее осуществляется его разви-тие. В связи с этим разработка научно-методического содержания дея-тельности по актуализации познавательных процессов у старших до-школьников будет способствовать стимуляции развития познавательно-го интереса.
Противоречие исследования: в современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между потребностью общества в гражданах с развитыми познавательными процессами и недостаточной практической деятельностью по стимулированию познавательного инте-реса подрастающего поколения, в частности детей старшего дошкольно-го возраста в условиях инклюзивного образования.
Проблема исследования состоит в поисках условий, при которых экспериментирование будет эффективным средством развития познава-тельного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние экспериментирования на разви-тие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами экспериментирования в условиях инклюзив-ного образования.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективному раз-витию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возрас-та средствами экспериментирования в условиях инклюзивного образо-вания будет способствовать учет следующих условий:
— включение экспериментирования в образовательный процесс со-образно логике и этапам освоения детьми исследовательских умений;
— при использовании методов формирования познавательного ин-тереса, предложенных А.Ю. Дейкиной: метода игрового проблемного обучения, мнемотехнических методов и демонстрационных опытов.
Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Представить содержание понятия «познавательный интерес» в научной литературе.
2. Уточнить особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном детстве.
3. Рассмотреть экспериментирование как средство развития по-знавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
4. Эмпирически выявить уровень развития познавательного ин-тереса у детей старшего дошкольного возраста.
5. Предложить и апробировать комплекс педагогических усло-вий по развитию познавательного интереса средствами экспериментиро-вания в условиях инклюзивного образования.
6. Сформулировать рекомендации по развитию познавательно-го интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования выступили следующие научные положения:
— представления об особенностях познавательного развития в до-школьном детстве в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, О.М. Дьяченко и др.
— положения о своеобразии психофизиологического развития старших дошкольников в трудах В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой;
— теория игровой деятельности как ведущей в дошкольном воз-расте Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.
— исследования по проблеме экспериментирования у детей старше-го дошкольного возраста О.В. Дыбиной, Н.А. Коротковой, Н.Н. Поддъ-якова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова и др.;
— исследования особенностей развития детей с ОВЗ Е.Р. Басинской, Л.П. Боровой, Т.Г. Горячевой, С.Д. Забрамной, Е.И. Исениной, М.М. Либлинг, Е.М. Мастюковой, О.С. Никольской, Т.В. Пелымской, Л.С. Печниковой, Г.Н. Росиной, Е.О. Смирновой, Л.И. Солнцевой, В.В. Ткачевой, Н.Д. Шматко и др.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, эксперимент, методы математико-статистического анализа (анализ опи-сательной статистики, сравнительный анализ).
Методики исследования:
1. Методика диагностики умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер).
2. Методика «Мотивы умственной деятельности старших до-школьников» (Е.Э. Кригер).
3. Диагностическая проективная методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич).
4. Стандартизированная анкета «Любознательный, активный» (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова).
Участники исследования: 20 воспитанников старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования: состоит в выявлении педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие познавательного ин-тереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивно-го образования, а также в их проверке на практике. Полученные при этом сведения могут лечь в основу процесса стимулирования познава-тельного интереса старших дошкольников в инклюзивных группах.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мероприятий по развитию познавательного интереса у стар-ших дошкольников средствами экспериментирования в условиях инклю-зивного образования. Этот комплекс может быть внедрен в педагогиче-ский процесс дошкольных образовательных организаций, а также ис-пользован в научных целях студентами и молодыми учеными, занима-ющимися разработкой схожей научной проблематики.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структуриро-ванных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы уда-лось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить и экспериментально проверить педагогические условия раз-вития познавательного интереса у старших дошкольников средствами экспериментирования в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие за-дачи:
— было представлено содержание понятия «познавательный инте-рес» в научной литературе;
— были уточнены особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном детстве;
— было рассмотрено экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
— был эмпирически выявлен уровень развития познавательного ин-тереса у детей старшего дошкольного возраста;
— был предложен и апробирован комплекс педагогических условий по развитию познавательного интереса средствами экспериментирова-ния в условиях инклюзивного образования;
— были сформулированы рекомендации по развитию познаватель-ного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что эффективному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования в условиях ин-клюзивного образования будет способствовать учет следующих усло-вий:
— включение экспериментирования в образовательный процесс со-образно логике и этапам освоения детьми исследовательских умений;
— при использовании методов формирования познавательного ин-тереса, предложенных А.Ю. Дейкиной: метода игрового проблемного обучения, мнемотехнических методов и демонстрационных опытов.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализова-ны, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение сформулируем рекомендации по развитию познава-тельного интереса у детей старшего дошкольного возраста:
1) развитию познавательного интереса старших дошкольников способствует создание предметно-развивающей пространственной среды в детском саду и дома;
2) позитивно на рост познавательного интереса влияет и поддерж-ка детской инициативы, самостоятельности;
3) взаимодействие с родителями выступает одним из условий для развития познавательного интереса дошкольника в семье;
4) развитию познавательного интереса ребенка будет способство-вать расширение его эмоционального опыта: путешествия, походы в му-зей и театр и пр.
5) проведение наблюдений, опытов, экспериментов, доступных ре-бенка – прекрасная возможность для стимулирования познавательного интереса старшего дошкольника;
6) эмоциональная поддержка и уважение интеллектуального труда ребенка, отсутствие критических замечаний по поводу его рассуждений и выводов обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку для развития познавательного интереса.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательно-го интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экс-периментирования в условиях инклюзивного образования

1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития по-знавательного интереса личности

Исследованием природы познавательного интереса детей с давних времен занимаются такие науки как теория познания (гносеология), тео-рия обучения (дидактика), социология, психология, философия и др.
В работах ученых-классиков отмечается, что одной из самых зна-чительных областей общего феномена «интереса» есть познавательный интерес, активизирующий все психические процессы человека: интеллек-туальные, эмоциональные, волевые (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.И. Гак, Г.С. Костюк, О.М. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.В. Фурман и др.) [30].
В психолого-педагогической литературе имеется много определе-ний познавательного интереса, однако наиболее полным нам кажется определение, данное Г.И. Щукиной [49]: «Познавательный интерес, в своем общем определении, можно назвать избирательной направленно-стью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [49].
Г.И. Щукина [49] отмечает, что познавательный интерес представ-ляет собой уникальное, ценное интегративное свойство личности, «сплав» многих психических процессов личности (например: радость от процесса учения; стремление углубляться в познание интересующей проблемы, а также решить эту проблему; переживание неудач и волевые устремления к их преодолению и др.), он не просто совокупность от-дельных процессов, а особое качество личности, обеспечивающее ее ду-ховное богатство, выбор личностью значимых ценностей [49].
Как показал анализ психологической литературы, все попытки ученых (начиная с 1915 года) «расщепить» феномен познавательного интереса на составляющие – отдельные психические процессы, не увен-чался успехом.
Данные проведенного теоретического анализа свидетельствуют о том, что и в современных психолого-педагогических исследованиях но-вых механизмов формирования познавательного интереса детей, ученые делают попытки выделить составные части этого феномена, что, как по-казывает практика, не дает желаемого результата. Такое разделение представляет собой не отдельные стороны познавательного интереса, а в лучшем случае, мотивы тех или иных действий детей.
Психологи утверждают, что познавательный интерес формируется и развивается в деятельности и, как свидетельствуют теоретические ис-следования и практика, влияние на его формирование оказывают не от-дельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность – характер, процесс, результат.
На этой основе ряд ученых психологов и дидактов (Б.Г. Скоморовский, А.В. Фурман [47], Г.И. Щукина [49] и др.) сделали попытки условно разделить последовательные стадии развития познава-тельного интереса у детей.
Так, Г.И. Щукина [49] выделяет четыре стадии:
1) любопытство;
2) любознательность;
3) познавательный интерес (активный);
4) теоретический интерес [49].
Кратко рассмотрим каждую из стадий:

Любопытство – элементарная, эмотивная стадия избирательного отношения ребенка к деятельности, вызванная занимательностью ситуа-ции или предмета. Она не обнаруживает подлинного отношения к по-знанию, но может служить начальным толчком к выявлению познава-тельного интереса.
Любознательность – это уже ценное свойство личности, характе-ризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, что вызывает у него эмоции удивления, радости познания, желания пре-одолевать трудности в процессе познания и др. Любознательность, как уже активное видение мира, становится устойчивой чертой характера ребенка при целенаправленном формировании познавательного интере-са.
Познавательный интерес характеризуется: познавательной актив-ностью; внутренней познавательной мотивацией; проникновением лич-ности в существенные связи, закономерности научного познания; актив-ной познавательной деятельностью в поиске необходимой информации для решения интересующей проблемы.
Теоретический интерес характеризуется: стремлением личности к познанию сложных теоретических вопросов, выделением проблем инте-ресующей науки; решением проблем, задач опережающего характера; активным переустройством мира личностью [49].
Как свидетельствуют результаты анализа литературы, обозначен-ные Г.И. Щукиной [49] стадии формирования познавательного интереса не имеют четких границ, однако, с нашей точки зрения, они помогают педагогу определить состояние избирательного отношения детей к предмету, что станет научным подходом в работе педагога по целена-правленному формированию познавательного интереса воспитанников.
Также необходимо отдельно остановиться на результатах исследо-вания ученых А.В. Фурмана и Б.Г. Скомаровского [47], которые посвя-щены проблеме оптимального педагогического руководства поисковой познавательной активностью детей, являющейся одним из условий фор-мирования познавательного интереса.
В монографии, на основе психологического и дидактического уче-та всех закономерностей личности ребенка и познавательного процесса, авторы рассмотрели зависимость иерархически организованных уров-ней познавательной активности от мыслительных способностей, а так же особенностей развивающего взаимодействия между педагогом и воспи-танником [47].
Таких уровней А.В. Фурман и Б.Г. Скомаровский [47] выделяют два:
— адаптивная форма познавательной активности;
— продуктивная форма познавательной активности [47].
Если при адаптивной форме цикл активности связан с эмоцио-нальными реакциями, которые осуществляют ее регуляцию по принципу обратной связи, т.е. механизма подкрепления, то при продуктивной форме познавательной активности цикл продуктивной активности за-вершается актами решения и снятия проблемы, что ведет за собой ста-новление различных психических новообразований [47].
Эти новообразования, по утверждению психологов, продуктивно-го содержания. Они характеризуют творческую личность, огромные перспективы ее самосовершенствования и духовного развития (Г.О. Балл, В.В. Давыдов, С.Л. Выготский, О.М. Леонтьев, А.М. Матюшкин, А.В. Орлов, С.Л. Рубиншейн, Г.С. Костюк, А.В. Фурман и др.).
Рассматривая дидактические условия формирования каждого из обозначенных нами уровней познавательной активности, А.М. Матюшкин [29] отмечает, что они совершенно различны. Так, адаптивная познавательная активность характерна для традиционной формы организации педагогического процесса и мало чем отличается от дидактического управления формированием умений и навыков воспи-танников.

Развитие же познавательной продуктивной активности не подле-жит закону оптимальной мотивации и формируется как динамически насыщенные, прогрессивные процессы развития, в основе которых ле-жит непосредственное развивающее взаимодействие педагога и воспи-танника, в котором потоки развития идут от всех компонентов дидакти-ческой системы: целей, задач, содержания, технологий, принципов, ме-тодов, форм, средств [29].
О.В. Булатова [7] в зависимости от степени выраженности показа-телей выделяет пять уровней сформированности познавательного инте-реса в структуре общей способности к познанию:
— первый уровень – субъектно-поисковый – характеризуется опти-мальным образом реализованным возрастным потенциалом развития познавательного интереса;
— на втором уровне (продуктивно-поисковом) отмечается неустой-чивость и эпизодичность проявления познавательного интереса. Он под-держивается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка прояв-ляется меньшая активность по сравнению с первым уровнем;
— третий уровень (инактивный, репродуктивный интерес) характе-ризуется отсутствием творческих проявлений; поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого;
— на четвертом уровне («зачаточном», элементарном) активность ребенка характеризуется заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, но при этом весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе;
— фактическое отсутствие познавательного интереса характеризует пятый уровень. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим дея-тельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса соче-тается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности [7].
Для детей старшего дошкольного возраста, как правило, характе-рен второй и третий уровень развития познавательного интереса в структуре общей способности к познанию.
Исходя из анализа психологической литературы, следует также обратить внимание на следующие параметры познавательного интереса, на которые обращает внимание Т.А. Барышева [3]:
— сензитивность, восприимчивость к информации;
— эмоциональная модальность интереса. Позитивное (негативное, нейтральное, амбивалентное) отношение к окружающему миру;
— диапазон (многосторонность) познавательных интересов;
— осознанность – сознательный выбор объекта познавательного интереса, стремление получить информацию о нем;
— избирательность – направленность интереса;
— устойчивость проявления интереса в различных условиях;
— глубина – интерес не только к внешней стороне аспектов среды, но и к сущности, причинам, связям;
— активность, инициативность, актуальное стремление к творческой деятельности;
— самостоятельность – проявление познавательного интереса без стимуляции со стороны взрослого;
— действенность – выражение интереса в практике, в собственной деятельности;
— мотивация перспективы – стремление продолжать познание [3, c. 236-244].
В исследованиях выделяются следующие показатели развития по-знавательного интереса детей:
— появление вопросов;
— стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяс-нять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явле-ний;
— эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в бе-седах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми [3, c. 236-244].
Исследования, посвященные вопросам познавательного интереса, основаны на личностно-деятельностном подходе и раскрывают ряд важ-нейших особенностей этого феномена:
— его носителем может быть только человек;
— его проявления направлены на различные сферы человеческой деятельности;
— он не является имманентно присущим человеку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования [11].
Как подчеркивал Л.С. Выготский [14], интересы ребенка возника-ют из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей.
К факторам социализации интересов ребенка относят социально-экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее вли-яние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный инте-рес представляет собой интегративное личностное образование, сопря-женное с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития личности процессы – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также объективные и субъективные связи с миром, выражен-ные в отношениях.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы