Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Познавательный интерес, уровни его развития 8
1.3 Возможности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста 10
1.4 Анализ педагогического опыта по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты исследования 20
2.3 Формирующий эксперимент 23
2.4 Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………49
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения дошкольников заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка, который в последствии поможет ему освоить школьную программу. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Помимо того, новые образовательные стандарты второго поколения определяют важность социальной значимости процесса формирования у детей познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их достижение в будущем [1].
На актуальность исследования указывает тот факт, что использование поэлементного формирования познавательного интереса и недостаточное использование в учебном и воспитательном процессах целенаправленных действий по его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать познавательную деятельность дошкольников как личностного интегрального образования. А опыт современных воспитателей указывает на наличие определенных трудностей при формировании у дошкольников интереса к познанию и развитию творческих способностей.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет основные цели, среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться.
Тем самым развитие познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой способствует эффективности учебной деятельности детей дошкольного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию познавательных интересов дошкольников. Предполагается, что интерес может проявляться к содержанию учебного материала и к организации познавательной деятельности.
Изучением интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Так, цель исследования заключается в исследовании познавательного интереса у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее эффективным методом развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста будет выступать использование таких методов обучения, как исследование, эксперимент, опыты, наблюдения в сочетании с игровыми технологиями при построении учебного процесса в дошкольном учреждении.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1) изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
2) определить понятие «познавательный интерес» и уровни его развития
3) выявить возможности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста;
4) проанализировать педагогический опыт по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста
5) организовать эмпирическое исследование и определить его методы;
6) исследовать уровень развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
7) провести работу по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста и проанализировать ее результаты;
8) разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
9) сделать выводы
Методы исследования – теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
Исследование проведено на базе Детского сада № 3 «Рябинка» г. Балашиха. В нем приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 26 человек в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать в практической деятельности воспитателей для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Нынешний этап развития общества ставит перед системой дошкольного образования задачу по активизации личности обучающегося в процессе его деятельности. В связи с этим современный дошкольник должен в процессе дошкольного обучения получить стойкие умения и навыки, которые будут позволять ему самостоятельно обогащать свои представления и знания, используя их в дальнейшей учебной деятельности.
Однако наблюдается тенденция в современном дошкольном учреждении, что воспитанники зачастую не вовлечены в образовательный процесс, в связи с чем важная задача детского сада заключается в формировании и развитии заинтересованности детей дошкольного возраста эффективно и самостоятельно получать знания. Умение учиться предполагает, что дети будут иметь свободную ориентацию в различной научной информации, уметь ее применять на практике и самостоятельно добывать знания.
Основываясь на психолого-педагогическую литературу, было определено, что познавательный интерес дошкольников опирается на умение педагога создавать у каждого обучающегося установку на процесс учения. При этом познавательный интерес выступает одним из показателей познавательных возможностей детей дошкольного возраста, входит в состав уровня развития их мышления, памяти, внимания, волевых усилий и ценных мотивов учения.
С целью изучения особенностей развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование, которое состояло из нескольких этапов. На констатирующем этапе эксперимента была проведена исходная диагностика уровня сформированности познавательных интересов дошкольников, что позволило выявить недостаточный уровень познавательных интересов у большинства детей.
В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена работа по развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста. В ходе такой работы при проведении занятий были использованы разные формы исследования, экспериментов, опытов, наблюдения, разработаны специальные упражнения с применением игровых ситуаций.
На контрольном этапе при повторной диагностике уровня познавательного интереса дошкольников была подтверждена эффективность проведенной работы по развитию познавательных интересов. Данные, полученные на контрольном этапе, показывают, что изученные материал в процессе формирующего эксперимента успешно усваивается детьми дошкольного возраста, игра делает процесс познания более увлекательным и интересным и позволяет доступно и качественно формировать необходимые детям умения и навыки.
Основываясь на результатах исследования нами были разработаны методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Период дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму [27, 95].
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [37, 15].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности [43, 95].
Уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов [9, 48].
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [28].
В период от 3 до 7 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций — насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть [11, 93].
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить маленького ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы [30, 75].
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы [2, 20].
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас. Учитывая данную психологическую особенность перед воспитателем стоит задача помочь ребенку увеличить лексический запас, и перевести его из пассивного словаря в активный.