Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие познавательного интереса при изучении комнатных растений первоклассниками во внеклассной работе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Познавательный интерес, его определение, особенности
развития и значение для младших школьников
1.2 Внеклассная работа, ее определение и значение
Введение:
Актуальность
темы исследования. На сегодняшний день начальная школа
претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный
подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной
учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно
побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной
деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного
похода для его осуществления.
Федеральный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет
важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся
познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые
будут гарантировать их достижение в будущем, основные цели, среди которых
выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса
к процессу обучения и развитие умений учиться [1].
На актуальность
исследования указывает тот факт, что использование формирования познавательного
интереса при изучении комнатных растений первоклассниками во внеклассной работе
и недостаточное использование в учебном процессе целенаправленных действий по
его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать у обучающихся такое
личностное интегральное образование. Помимо того, в учебном-методическом
комплексе (далее УМК) «Школа России» дается только один урок на формирование у
младших школьников интереса к познанию комнатных растений.
Тем самым развитие
познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой
способствует эффективности учебной деятельности детей младшего школьного
возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию
познавательных интересов школьников. Предполагается, что познавательный интерес
может формироваться при изучении комнатных растений первоклассниками во
внеклассной работе.
Изучением
интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В.
Бардин, Н.Г. Морозова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.И.
Загвязинский и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются
ведущие педагоги и методисты, среди которых Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И.
Щукина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г. Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К.
Савина, М.А. Щевцова, Л.В. Степанова, М.С. Якимова и др.
Среди
исследователей, раскрывающих суть и особенности использования внеклассных
занятий в начальной школе, можно назвать И.В. Крылову, Г.И. Щукину, Л.И.
Ягодко, В.А. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, Дж. Дьюи и др.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и
зарубежной практики исследований в области развития познавательного интереса
младших школьников позволил выявить противоречие – с одной стороны признание
необходимости развития познавательного интереса младших школьников в учебной
деятельности, с другой – недостаточное использование в
урочной деятельности занятий для формирования познавательного интереса при
изучении комнатных растений первоклассниками на уроках окружающего мира.
Преодоление данного противоречия возможно в организации
деятельности младших школьников по изучению комнатных растений во внеклассной
деятельности, направленных на развитие познавательного интереса детей.
Данная тема была нами взята в связи с тем, что
существует недостаточный уровень развития познавательного интереса при изучении
комнатных растений обучающимися в начальных классах.
Объект
исследования – процесс развития познавательного
интереса у первоклассников во внеклассной работе при изучении комнатных
растений.
Предмет
исследования – познавательный интерес младших
школьников.
Цель
исследования – развить познавательный интерес у младших
школьников при изучении комнатных растений во внеклассной работе.
Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить понятие, значение
и особенности развития познавательного интереса у младших школьников.
2. Охарактеризовать внеклассную
работу как форму обучения естествознанию.
3. Проанализировать учебно-методический
комплекс «Школа России» по разделу «Окружающий мир».
4. Провести экспериментальную
работу по развитию познавательного интереса первоклассников при изучении
комнатных растений во внеклассной работе.
Гипотеза
исследования: если развивать познавательный интерес у младших
школьников во внеклассной работе по изучению комнатных растений то, предметные
знания будут выше при условии:
— организации занятий в
процессе внеклассной деятельности в интересной для младших школьников форме,
— использования
современных методов обучения (метод проектов, игровые технологии и др.).
Методы
исследования, используемые в работе:
— теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
— эмпирические
(анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент),
— количественный и
качественный анализ полученных данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается: в определении основных форм,
используемых в процессе внеклассной работы, их положительного влияния на
процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что разработанные
занятия во внеклассной работе по изучению комнатных растений могут быть
использованы в современных образовательных организациях при развитии у детей
младшего школьного возраста познавательного интереса.
Структура
работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
и приложений.
Заключение:
Итак, познавательный интерес представляет собой
избирательную направленность индивида на определенные предметы или явления из
окружающей действительности, характеризующаяся наличием постоянного стремления
к получению новых знаний.
Познавательный интерес способствует систематическому
укреплению, развитию детей младшего школьного возраста, выступая, как основа
формирования положительного отношения к процессу обучения. Познавательный
интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием, у обучающихся появляться
вопросы, ответы на которые он старается получать самостоятельно, проявляя тем
самым познавательную активность.
Такая поисковая деятельность обучающегося протекает с
увлечением и характеризуется эмоциональной насыщенностью, а также радостью от
достижения цели. Тем самым появляется возможность оказывать влияние на процесс
формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с
целью развития у них необходимых учебных умений и навыков, которые выдвигаются
государственными образовательными стандартами перед начальным образованием.
Помимо этого, познавательный интерес оказывает положительное
влияние не только на процесс и результат деятельности, но также способствует
эффективному усвоению таких важных психических процессов младших школьников, как
мышление, воображение, память и внимание, которые получают особую активность и
направленность под его воздействием.
Раннее общение детей с
природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной
цели является – исследование взрослыми сущности экологического воспитания,
использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
При
ознакомлении ребенка с комнатными растениями необходимо учитывать психолого-педагогические
основы экологического воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи
доступны пониманию детей данного возраста. Младшие школьники уже способны
устанавливать более сложные связи, цепочки связей, чем дети дошкольного
возраста. А понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную
сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Формы
работы по формированию познавательного интереса к изучению комнатных растений
должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших
школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире,
используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на
детскую личность — это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические
(трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами
природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым
относятся беседы, рассказы педагога о природе в процессе занятий по окружающему
миру и во время внеурочной деятельности.
На основе
полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены
основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся
недостатков в плане уровня сформированности познавательного интереса к изучению
комнатных растений у младших школьников. В целях реализации поставленных
задач была спроектирована система работы, направленная на развитие у младших
школьников интереса к комнатным растениям в специально организованной
деятельности во время внеурочных занятий.
В заключение, можно
сделать вывод об эффективности разработанной системы педагогических
мероприятий, ориентированных на повышение уровня сформированности
познавательного интереса к изучению комнатных растений у детей младшего школьного
возраста посредством формирования у них представлений об окружающей среде.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1 Познавательный интерес, его определение, особенности
развития и значение для младших школьников
развития и значение для младших школьников
В младшем школьном возрасте, который выступает как время для
накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательный интерес
выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в младшем
школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при
этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе
обучения.
Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у
ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный
ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может
несколько превышать сведения, которые имеются в учебных пособиях. Однако
знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются
обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу
по их преобразованию в логичную и полную картину мира.
Необходимо отметить, что понятие познавательного интереса
имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных
исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является
избирательной направленностью человека, определяет его внимание, мысли и
предпочтения [2].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес
выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением
индивида к окружающей действительности. Что же касается познавательного
интереса, то он является важной личностной характеристикой обучающегося, наряду
с тем, что выступает как интегральная познавательно-эмоциональная позиция
школьника к процессу обучения [3].
А.Н. Леонтьев, анализируя познавательный интерес в младшем
школьном возрасте, указывает на то, что формирование познавательного интереса
является сложным процессом, который включается в общую линию развития детей [4].
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает
естественным двигательным поведением ребенка, который проявляется в виде
выраженного инстинктивного стремления к получению новых знаний об окружающей
действительности [5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что
познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется
проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения.
При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний,
которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который лежит в основе учебной
деятельности.
Познавательный интерес проявляется как различные состояния,
а именно, любознательность, познавательная активность, познавательная
деятельность. Рассмотрим данные составляющие подробнее [6].
Любознательность является ценным состоянием личности,
которая показывает наличие у индивида стремления проникнуть за пределы
увиденного. Любознательность – любовь, тяга к знанию, проявление
познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как
интенциональный способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование.
Новизна объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые
он реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны,
непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает
доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление
собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского
поведения детей [7].
Любознательность превращается в любопытство – познавательный
интерес к запретному, проявление пытливости в познании. Становление любопытства
как личностного свойства, с одной стороны, выступает предпосылкой формирования
интеллектуальной деятельности [8]. С другой стороны, постепенное осознание ограничений и
запретов в отношении проявлений своей любознательности во многом связано со
становлением морального сознания (выраженного в обретении способности осознанно
соблюдать или нарушать социальные запреты и ограничения).
Ряд ученых рассматривают познавательную активность в тесной
связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью
они понимают:
— самостоятельную, инициативную деятельность ребенка,
направленную на познание окружающей действительности;
— самостоятельную деятельность по добыванию нужной
информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [9].
Интересной является точка зрения Х. Ахриевой, использующей
термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под
«интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру
интеллектуальной инициативы [10].
Такие исследователи как Донченко О.П. и Щербакова И.В. предлагает обобщать понятия познавательной активности и
познавательной деятельности, указывая на то, что активность проявляется
посредством деятельности, а сама деятельность всегда обуславливает определенную
степень активности. Тем самым исследователь говорит о том, что познавательная
активность представляет собой цель деятельности, выступает вместе с тем
средством ее достижения и ее результатом [11].
Определяя сущностные характеристики познавательной
активности, многие ученые называют ее таким личностным образованием, которое
имеет следующее:
— выражает интеллектуальный отклик на процесс познания;
— определяет качественные составляющие познавательной
деятельности;
— образуется посредством формирования в процессе
деятельности личностных образований, который выражаются в стремлении индивида к
самопознанию и саморазвитию, определяя притом качественную характеристику
деятельности [12].
Такой исследователь как О.Я
Савченко при изучении особенностей познавательной активности как
свойства личности обучающегося, предлагает понимать ее содержание в процессе
учебной деятельности через отношение обучающегося к учению, наличие у него
стремления овладевать новыми способами познания и мобилизации волевых усилий
для достижения поставленных целей обучения [13].
Подобное видение познавательной активности как личностного
качества встречается у таких исследователей как Н.В. Дерябина, В.В. Щетинина и
Г.И. Щукина, определяющие познавательную активность интегративным качеством
личности, которое направлено на:
1. Обеспечение готовности обучающегося совершать
самостоятельную деятельность по получению новой информации, выделению научных
проблем и в процессе поиска путей решения поставленных задач.
2. Наличии умения использовать полученные знания при решении
новых проблем и выполнение познавательных действий, которые направляются на
достижение проектных результатов.
3. Выражение в степени ее субъективности при управлении
своим процессом познания, который притом направляется на самореализацию.
По мнению Г.И. Щукиной, качеством личности «познавательная
активность» становится при устойчивом проявлении стремления к познанию [14].
Э.В. Маклаева познавательную активность связывает
с творческой деятельностью. По мнению ученого, познавательная активность
выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой
реализации приобретенных знаний, умений [15].
Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в
понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности
выражающее стремление к познанию и как деятельность.
Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы
позволил выявить признаки познавательной активности:
— отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной
деятельности;
— стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации,
самоконтролю, самооценке;
— стремление к учению, умственное напряжение и проявление
волевых усилий;
— устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к
поисковой деятельности;
— творческая реализация приобретенных знаний и умений [16].
Опираясь на представленные выше определения, признаки
познавательной активности под данным феноменом мы будем понимать интегративное
качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее
устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности,
инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях
и рефлексивном самоуправлении.
В психолого-педагогических исследованиях в структуре
познавательной активности учеными выделяется разное количество компонентов.
В частности, в структуре рассматриваемого феномена А.М.
Матюшкин выделяет три следующих компонента:
— мотивационный (реализующийся через познавательную
потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);
— эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую
мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);
— поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной
познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения) [17].