Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 7
1.1. Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития в начальных классах 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития в младшем школьном возрасте 15
1.3. Характеристика основных образовательных технологий для развития познавательного интереса к урокам окружающего мира 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 35
2.1. Диагностика уровня познавательного интереса к урокам окружающего мира у младших школьников. 35
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по окружающему миру, направленного на развитие познавательного интереса у младших школьников 49
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения 76
Введение:
Актуальность темы исследования.На сегодняшний день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их достижение в будущем, основные цели, среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться.
На актуальность исследования указывает тот факт, что использование поэлементного формирования познавательного интереса и недостаточное использование в учебном процессе целенаправленных действий по его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать у обучающихся такое личностное интегральное образование. А опыт современных педагогов начальных классов указывает на наличие определенных трудностей при формировании у младших школьников интереса к познанию и развитию творческих способностей.
Тем самым развитие познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой способствует эффективности учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию познавательных интересов школьников. Предполагается, что интерес может проявляться к содержанию учебного материала и к организации познавательной деятельности.
Степень разработанности темы. Изучением интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.И. Загвязинский и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г. Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К. Савина, М.А. Щевцова, Л.В. Степанова, М.С. Якимова и др.
Среди исследователей, раскрывающих суть и особенности использования образовательных технологий в начальной школе, можно назвать И.В. Крылову, Г.И. Щукину, Л.И. Ягодко, В.А. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, Дж. Дьюи и др.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и зарубежной практики исследований в области развития познавательного интереса младших школьников позволил выявить противоречие – с одной стороны признание необходимости развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности, с другой – недостаточное их применение на уроках по окружающему миру в начальной школе.
Преодоление данного противоречия возможно в организации деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, направленных на развитие познавательного интереса детей.
Данное противоречие определило проблему исследования: недостаточный уровень познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – влияние использования образовательных технологий на развитие познавательного интереса в начальных классах.
Цель исследования – определить влияние использования образовательных технологий на развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить понятие познавательного интереса, охарактеризовать его особенности развития в начальных классах.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и условия его развития на уроках окружающего мира в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать основные образовательные технологии для развития познавательного интереса к урокам окружающего мира.
4. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
5. Разработать и внедрить комплекс уроков по окружающему миру, направленного на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Методы исследования, используемые в работе:
— теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
— эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент),
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается: в определении основных методов и образовательных технологий, используемых на уроках окружающего мира, их положительного влияния на процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста; уточнение понятия «познавательный интерес младшего школьника.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс уроков окружающего мира может быть использован в современных образовательных организациях при развитии у детей младшего школьного возраста познавательного интереса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 52 наименований, 3 приложений. Объем работы составляет 98 страницы. Результаты исследования отражены в 12 рисунках, 9 таблицах.
Заключение:
Итак, познавательный интерес представляет собой избирательную направленность индивида на определенные предметы или явления из окружающей действительности, характеризующаяся наличием постоянного стремления к получению новых знаний.
Познавательный интерес способствует систематическому укреплению, развитию детей младшего школьного возраста, выступая, как основа формирования положительного отношения к процессу обучения. Познавательный интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием, у обучающихся появляться вопросы, ответы на которые он старается получать самостоятельно, проявляя тем самым познавательную активность.
Такая поисковая деятельность обучающегося протекает с увлечением и характеризуется эмоциональной насыщенностью, и радостью от достижения цели. Тем самым появляется возможность оказывать влияние на процесс формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с целью развития у них необходимых учебных умений и навыков, которые выдвигаются государственными образовательными стандартами перед начальным образованием.
Помимо этого, познавательный интерес оказывает положительное влияние не только на процесс и результат деятельности, но также способствует эффективному протекают таких важных психических процессов младших школьников как мышление, воображение, память и внимание, которые получают особую активность и направленность под его воздействием.
Нами было организовано проведение опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Ялтинская средняя школа №12 с углубленным изучением иностранных языков», в которой принимали участие обучающиеся 2 «А» и 2 «Б» класса в количестве 40 человек, разделенных на две группы – экспериментальную и контрольную.
Проведение исследования было разбито на несколько этапов. На первом этапе, в ходе исходной диагностике, было организовано наблюдение на уроках окружающей действительности, которое позволило выявить особенности проявления познавательного интереса второклассников, а также методики, направленные на изучение направленности познавательного интереса. Так, было определено, что большинство детей в обеих группах имеют средний и высокий уровень сформированности познавательного развития. Однако есть младшие школьники, которым характерен низкий уровень.
С целью повышения познавательного развития младших школьников был организован на втором этапе исследования формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы, основанный на использовании образовательных технологий на уроках окружающего мира.
В ходе работы, которая применялась в процессе организации уроков по окружающему миру, использовались определенные игровые технологии и проектный метод, которые позволяли повысить любознательность, активность и интерес ребенка. Дети контрольной группы продолжали заниматься по программе учебного заведения и педагога и не участвовали в формирующем эксперименте.
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, основанная также на методе наблюдения за детьми младшего школьного возраста и авторских методиках. Проведение заключающего исследования показало нам, что после проведенной работы для познавательного развития на основе использования образовательных технологий, все дети экспериментальной группы показывают более высокие результаты. У большинства младших школьников отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности познавать новое. Тогда как в контрольной группе результаты детей практически не изменились и их показатели развития познавательного интереса остаются преимущественно на среднем и низком уровнях.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование образовательных технологий в процессе познавательного развития на уроках окружающего мира с детьми младшего школьного возраста, имеет значительную эффективность. Тем самым, гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития в начальных классах
В младшем школьном возрасте, который выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в младшем школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе обучения.
Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может несколько превышать сведения, которые имеются в учебных пособиях. Однако знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу по их преобразованию в логичную и полную картину мира.
Необходимо отметить, что понятие интереса имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является избирательной направленностью индивида, определяет его внимание, мысли и предпочтения [39].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением индивида к окружающей действительности. Что же касается познавательного интереса, то он является важной личностной характеристикой обучающегося, наряду с тем, что выступает как интегральная познавательно-эмоциональная позиция школьника к процессу обучения [30].
А.Н. Леонтьев, анализируя познавательный интерес в младшем школьном возрасте, указывает на то, что формирование познавательного интереса является сложным процессом, который включается в общую линию развития детей [23].
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает естественным двигательным поведением ребенка, который проявляется в виде выраженного инстинктивного стремления к получению новых знаний об окружающей действительности [12].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения. При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний, которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который лежит в основе учебной деятельности.
Познавательный интерес проявляется как различные состояния, а именно, любознательность, познавательная активность, познавательная деятельность. Рассмотрим данные составляющие подробнее.
Любознательность является ценным состоянием личности, которая показывает наличие у индивида стремления проникнуть за пределы увиденного. Любознательность – любовь, тяга к знанию, проявление познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как интенциональный способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование. Новизна объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые он реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны, непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского поведения детей.
Любознательность превращается в любопытство – познавательный интерес к запретному, проявление пытливости в познании. Становление любопытства как личностного свойства, с одной стороны, выступает предпосылкой формирования интеллектуальной деятельности [1]. С другой стороны, постепенное осознание ограничений и запретов в отношении проявлений своей любознательности во многом связано со становлением морального сознания (выраженного в обретении способности осознанно соблюдать или нарушать социальные запреты и ограничения).
Ряд ученых рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:
— самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;
— самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [10].
Интересной является точка зрения Э. А. Баранова, использующего термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [6.
Такой исследователь как С.Н. Воровщиков предлагает обобщать понятия познавательной активности и познавательной деятельности, указывая на то, что активность проявляется посредством деятельности, а сама деятельность всегда обуславливает определенную степень активности. Тем самым исследователь говорит о том, что познавательная активность представляет собой цель деятельности, выступает вместе с тем средством ее достижения и ее результатом [11].
Определяя сущностные характеристики познавательной активности, многие ученые называют ее таким личностным образованием, которое имеет следующее:
— выражает интеллектуальный отклик на процесс познания;
— определяет качественные составляющие познавательной деятельности;
— образуется посредством формирования в процессе деятельности личностных образований, который выражаются в стремлении индивида к самопознанию и саморазвитию, определяя притом качественную характеристику деятельности [4].
Такой исследователь как К.М. Трубинова при изучении особенностей познавательной активности как свойства личности обучающегося, предлагает понимать ее содержание в процессе учебной деятельности через отношение обучающегося к учению, наличие у него стремления овладевать новыми способами познания и мобилизации волевых усилий для достижения поставленных целей обучения [45].