Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие письменной речи и орфографических навыков при изучении каллиграфии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Содержательная характеристика понятий «каллиграфическое письмо», «орфографический навык», «письменная речь» 7
1.1 Каллиграфия: история возникновения и развития, использование в обучение младших школьников 7
1.2 Орфография и ее место в методике преподавания русского языка 12
1.3 Понятие письменной речи 18
Глава 2. Современная методическая наука о взаимосвязи письменной речи и орфографии с каллиграфией 25
2.1 Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку в условиях реализации ФГОС 25
2.2 Методические аспекты формирования каллиграфического навыка 30
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию письменной речи и орфографических навыков при изучении каллиграфии 38
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение……………………………………………………………………..72
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность проводимого исследования обусловила потребность общества в свободной и развитой личности, способной творить в постоянно меняющемся мире, самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.
Одной из проблем в развитии современной школы является формирование грамотности у учащихся, воспитание потребности к изучению «живого великорусского языка», пониманию того, что без знаний родного языка человек не может быть культурным.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка; через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.
Формировать у детей навыки грамотного письма задача сложная и трудная. Если ребенок в начальных классах обретет навык грамотности, отработает принципы решения задач на уровне детских проблем, то и в большую жизнь он придет во всеоружии, т.е. сможет применять свою грамотность в практических ситуациях.
Трудности обучения письму у учащихся могут быть связаны или вызваны различными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, задержкой психического развития, отклонениями в состоянии здоровья.
Встречающиеся у детей нарушения можно разделить на 3 группы.
К первой группе относятся нарушения письма, связанные с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю картину письма, качества почерка.
Вторую группу составляют – нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, при этом почерк может быть очень хорошим.
Третья группа составляет комплексные нарушения.
Изучение каллиграфии и формирование каллиграфического письма выступает одним из эффективных средств развития письменной речи и орфографических навыков.
Выработка каллиграфически правильного почерка требует специальных условий ускоренного и связного письма, реализация которых на первоначальном этапе овладения письмом чревата весьма негативными последствиями в виде различных графических ошибок и каллиграфических недочетов. К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, количества элементов при написании знака. Каллиграфические ошибки – это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
Формирование каллиграфического почерка требует длительной целенаправленной коррекционной работы. В настоящее разнообразные аспекты проблемы развития письменной речи и орфографических навыков при изучении каллиграфии представлены в работах Н.Г. Агарковой, В.П. Горецкого, В.В. Давыдова, В.А. Илюхиной, Д.Б. Эльконина и др.
Авторы предлагают разные приемы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат. В связи с этим мы полагаем, что обращение к изучению научно-методических аспектов формирования каллиграфического навыка у младших школьников обусловлено, как недостаточной разработанностью в научном отношении, так и высокой востребованностью практикой.
Объект исследования: развитие письменной речи и орфографических навыков.
Предмет исследования: каллиграфия как средство развития письменной речи и орфографических навыков.
Цель исследования: определить влияние педагогических условий при формировании орфографических навыков при изучении каллиграфии.
Гипотеза исследования: развитие письменной речи и орфографических навыков у младших школьников при изучении каллиграфии будет проходить успешно, если:
— методика формирования каллиграфического навыка будет основана на принципе постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным;
— использовать комплекс приемов работы: приема воображаемого письма, приема копирования, приема ритмического письма, приема показа ошибочного написания, приема проговаривания буквы, слова и пр.
— соблюдать принцип систематичности и последовательности проведения занятий.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить содержательную характеристику понятий «каллиграфическое письмо» и «орфографический навык».
2. Рассмотреть психофизиологические особенности формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников.
3. Изучить методические аспекты изучения взаимосвязи письменной речи и орфографии с каллиграфией.
4. Выполнить диагностику развития письменной речи и орфографических навыков у младших школьников.
5. Обеспечить педагогические условия при формировании орфографических навыков при изучении каллиграфии.
6. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составят труды Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Илюхиной, Н.В. Калининой, К.Д. Недосековой, Д.А. Смарыгиной, Н.Г. Савкиной, А.Н. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— анализ письменных работ детей с выявлением специфических орфографических и каллиграфических ошибок;
— экспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие 30 учащихся 2-х классов, которые были распределены нами на две равных по численности группы: экспериментальную группу (15 человек) и контрольную группу (15 человек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить влияние педагогических условий при формировании орфографических навыков при изучении каллиграфии.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была представлена содержательная характеристика понятий «каллиграфическое письмо» и «орфографический навык»;
— были рассмотрены психофизиологические особенности формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников;
— были изучены методические аспекты изучения взаимосвязи письменной речи и орфографии с каллиграфией;
— была выполнена диагностика развития письменной речи и орфографических навыков у младших школьников;
— были обеспечены педагогические условия при формировании орфографических навыков при изучении каллиграфии;
— было проведено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что развитие письменной речи и орфографических навыков у младших школьников при изучении каллиграфии будет проходить успешно, если:
— методика формирования каллиграфического навыка будет основана на принципе постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным;
— использовать комплекс приемов работы: приема воображаемого письма, приема копирования, приема ритмического письма, приема показа ошибочного написания, приема проговаривания буквы, слова и пр.
— соблюдать принцип систематичности и последовательности проведения занятий.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении содержательной характеристики понятий «каллиграфическое письмо», «орфографический навык», «письменная речь», в выполнении анализа учебно-методических комплексов по русскому языку в контексте темы выпускной квалификационной работы; в выявлении методических аспектов формирования каллиграфического навыка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью оптимизации собственной деятельности по обучению детей каллиграфическому письму с учетом орфограмм родного языка;
— студентам, обучающимся методике преподавания русского языка, для самоподготовки к практическим и семинарским тематическим занятиям;
— молодым ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения опытно-практического материала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Содержательная характеристика понятий «каллиграфическое письмо», «орфографический навык», «письменная речь»
1.1 Каллиграфия: история возникновения и развития, использование в обучение младших школьников
Во всех первобытных культурах понятия писать и изображать были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупность письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия [15].
Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма. Н.В. Калинина [25] отмечает, что в древности этой наукой обладали только монахи – именно им доставалась честь переписывать святые тексты. Монахи месяцами, годами сидели в кельях и выводили каждую буковку в рукописных книгах. Эти книги стоили целое состояние – ведь считалось, что с каждой нарисованной буквой автор отдает книге часть своей жизненной силы.
В Японии и Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель страны. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер, нравственные качества. В арабских странах степень владения каллиграфией также была показателем образованности и духовного совершенства человека.
Любой образец средневековой каллиграфии – это произведение художника, математика и стилиста в одном лице. Необходимо заметить, что каллиграфия – вид искусства, в котором произведение создается за один раз. Если оно получилось несовершенным – его выбрасывают, поправки невозможны. Достичь совершенства очень непросто. Мастера оттачивали годами свою руку, глазомер и чувство прекрасного, и это делало их мудрецами.