Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие отношений межу детским садом и семьей на основе совместной ответственности за воспитания детей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ 8
1.1 Методологические основы взаимодействия детского сада и семьи в контексте дошкольной педагогики 8
1.2 Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития 18
1.3 Основные формы и направления взаимодействия детского сада и семьи на основе взаимной ответственности за воспитание детей 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» 35
2.1 Изучение и анализ работы ГБОУ Школа 2053 с семьями обучающихся. (изучение семей, анкетирование, индивидуальные и фронтальные консультации) 35
2.2 Построение процесса развития отношений с семьями дошкольников на основе совместной ответственности за воспитание детей 40
2.3 Мониторинг и анализ эффективности развития отношений детского сада и семьи. (3-4 результата, например, родители стали более активными, воспитатели более компетентными и др.) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих отраслей, представляя социальный институт воспитания, имеет свои специфические возможности в формировании личности ребенка.
Семья и дошкольные учебные заведения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учебное заведение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимы укрепление и развития тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном учебном заведении», Законе «Об образовании» и др.
Так в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное учебное заведение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Необходимость решения этой задачи обусловливается той ролью, которая принадлежит семье в психическом развитии, становлении личности и социализации дошкольника. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, знания и представления об окружающей его действительности.
Важнейшим фактором влияния семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и безграничное доверие ребенка к родителям делают ее особенно восприимчивым к их воздействию.
В трудах выдающихся педагогов и врачей прошлого (Е.А. Аркин, Я.А. Коменский, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, Н. И. Новиков, И. Песталоцци, Д.И. Писарев. Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский) подчеркивается положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям.
Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Ф.А. Сохин, А.П. . Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач и подготовку ребенка к школе.
Семья и дошкольное учебное заведение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск различных форм и методов работы дошкольного учебного заведения с семьей. В работах Н.Ф. Виноградовой Л.В. Загик, Я.И. Ковальчук, К. Котырло, А. Ладывир, Л.И. Маленков, Т.А. Марковой, Л. Мельничук, Л.Ф. Островской, Е.А. Панько, А.Н. Урбанской и др. был разработан содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. К ним относятся: посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры, семинары-практикумы. Как показало специальное изучение (В.А. Караковский, И.А. Хоменко) эти формы работы с семьей не всегда оправдывают себя.
Сотрудничество детского сада и семьи эффективно в форме параллельного действия, последовательного дополнения и координации, согласовании ценностных (или рациональных) ориентаций и интересов и рядом с решением ряда психолого-педагогических задач, способствует благоприятной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности в детском саду.
Семья влияет на становление личности ребенка. Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразная и не эффективна, не отвечает требованиям настоящего.
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет предоставлять систематическую помощь семье в вопросах воспитания и сформировать единое воспитательное среда для ребенка.
Однако зачастую влияние дошкольного учебного заведения и семьи ребенка разнонаправленные. Содержание сотрудничества дошкольного учебного заведения и семьи не всегда соответствует актуальным потребностям детского сада и семьи в сфере воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи актуальна в течение многих лет, потому что эта проблема включает в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; а также сотрудничество воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей-дошкольников.
Заключение:
Предложенные формы и методы работы действительно помогают родителям получить определенные психолого-педагогические знания, учат правильно строить свои отношения с детьми, вовремя находить свои ошибки и исправлять их, способствуют появлению чувства ответственности улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
Семья, безусловно, занимает важное место в процессе формирования личности. Именно поэтому на современном этапе развития педагогики возникает вопрос о проблеме семейного воспитания.
Типология семей в достаточной степени не разработана, не определены основные признаки, которые должны быть положены в основу определения типологии семей. Успешность сотрудничества дошкольного учебного учреждения с родителями обеспечивается благодаря учету типа семьи. Ведь каждая семья, которая относится к тому или иному типу, имеет свои типичные особенности, а значит, требует различных видов работы, применения определенных форм и методов.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы: единство в работе детского сада и семьи в воспитании детей, взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду, взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников, изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе дошкольного учреждения положительных методов семейного воспитания, использование различных форм работы дошкольного учреждения с семьей, систематическое осуществление связи дошкольного учреждения и родителей по определенному плану, установления правильных взаимоотношений педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, привлечение к работе с семьями актива родителей, организованных в родительский комитет.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения происходит в различных формах и с использованием различных методов, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого сотрудничества зависят от активности обеих сторон.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учебного заведения в практику работы была проведена в группах дошкольного учебного заведения.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой, констатирующий, формирующий и контрольный.
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей — по 16 родителей в каждой группе.
Цель констатирующего этапа эксперимента:
1. Определить уровень знаний и представления родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей;
2. Выявить состояние сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей и первичный уровень показателей использования методик сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей.
Группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребенке, изучение родительских отношений с детьми, а также на выявление значение для родителей сотрудничества с дошкольным учебным заведением.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
1. Анкетирование;
2. Тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Для обследования родителей были разработаны две анкеты с 6 и 10 вопросов.
Цель обследования родителей заключается в выявлении уровня знаний и представлений родителей о воспитании ребенка и выявлении значения для родителей сотрудничества с дошкольным учебным заведением и первичного уровня показателей использования методик сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей.
В целом результаты констатирующего эксперимента показали низкий процент сотрудничества дошкольного учебного заведения и родителей.
Анализ определил дальнейшие задачи работы: добиться понимания родителей о значении сотрудничества с дошкольным учебным заведением.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что родителям не хватает педагогического опыта. Для обмена опытом воспитателей и родителей необходимо проводить беседы, деловые игры, вечера вопросов и ответов и другие формы сотрудничества.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами были выделены задачи формирующего этапа эксперимента:
— Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
— Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
— Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
— Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией.
Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
1.1 Методологические основы взаимодействия детского сада и семьи в контексте дошкольной педагогики
В основу взаимодействия современного дошкольного учреждения с семьей положено сотрудничество. Инициаторами его установки должны выступать педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работы, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от слаженности и преемственности в воспитании детей. Воспитатель осознает, что сотрудничество нужно во имя ребенка, и в этом необходимо убедить родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация ее задач определяют руководящую роль дошкольного учебного заведения по семейному воспитанию.
Сегодня в обществе идет обновление представлений о статусе подсистемы дошкольного образования в системе образования России, обновление основных ее компонентов: структуры, условий и способов оценивания его результатов [8], создаваемых этой подсистемой продуктов [7; 8]. 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 были утверждены ФГОС ДО, включающие федеральные государственные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; а также и цели, и задачи дошкольного образования [9].
Концепция модернизации российского образования, а также и Закон РФ «Об образовании…» (ст. 2, 44) подчеркивают исключительную роль семьи в воспитании и социализации подрастающего поколения. Признание приоритета родителей в обеспечении социализации ребенка, первенства и доминирования семейного воспитания, требует обновления форм, методов, приемов и средств взаимодействия (воздействия педагогов на родителей, на семью) семьи и детского сада [3].
В рамках исполнения ФГОС ДО наметились и приоритетные направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:
— инновационные организационно-управленческие механизмы взаимодействия с семьей: создание банка данных о семьях; мониторинг динамики образования и социализации в семье; маркетинговая деятельность; рекламная деятельность; интерактивное, индикативное планирование;
— аналитическо-информационное взаимодействие с родителями через оформление специальных стендов, рубрик на сайте, баннеров; систематический консалтинг; совместное издание газет и журналов для родителей; оформление страничек отдельных семей на сайте ДОУ; «круглые столы»;
— создание условий для психолого-педагогического самообразования родителей: тематические выставки; экскурсии по ДОУ; «День открытых дверей»; психолого-педагогические библиотеки, видеотеки, игротеки; папки-передвижки;
— создание условий для активного привлечения родителей к образовательному процессу ДОУ: семейные конкурсы; семейные презентации; создание предметно-развивающей среды; ассистирование педагогам в ходе некоторых занятий;
— привлечение родителей к вопросам воспитания детей через «Школу семьи», кружки совместного творчества родителей и детей; родительские собрания; консультирование; тренинговые занятия; клубы по интересам.
К сожалению, в практике работы слабо представлены формы работы с родителями, обеспечивающие их участие в отборе содержания социализации и в оценивании социализированности своих детей и детей в группе воспитании ков. «Задача формирования и формулирования социального заказа при активном участии родителей раскрыта в работе С. Г. Молчанова «Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализированности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении».
В Программе «Истоки» целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики — диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Программой «Кроха» учтены также «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» Министерства образования РФ №19-15/46 от 24.04.95 г. Обусловлено это тем, что коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе. Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне, в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т.п.
Успех сотрудничества в решающей степени зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.Котирло, Ладывир). Наиболее благоприятны они тогда, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в доброжелательном отношении педагога к ребенку, в его компетентности, ценили его личностные качества [16, с.165].
Доверие родителей воспитатель должен заслужить отзывчивостью, вниманием к ребенку, искренностью и милосердием. Большое значение имеет также культура общения и тактичность.
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не является эффективным и. полноценным, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание родителей.