Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие отношений межу детским садом и семьей на основе совместной ответственности за воспитания детей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ 8
1.1 Методологические основы взаимодействия детского сада и семьи в контексте дошкольной педагогики 8
1.2 Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития 18
1.3 Основные формы и направления взаимодействия детского сада и семьи на основе взаимной ответственности за воспитание детей 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» 35
2.1 Изучение и анализ работы ГБОУ Школа 2053 с семьями обучающихся. (изучение семей, анкетирование, индивидуальные и фронтальные консультации) 35
2.2 Построение процесса развития отношений с семьями дошкольников на основе совместной ответственности за воспитание детей 40
2.3 Мониторинг и анализ эффективности развития отношений детского сада и семьи. (3-4 результата, например, родители стали более активными, воспитатели более компетентными и др.) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих отраслей, представляя социальный институт воспитания, имеет свои специфические возможности в формировании личности ребенка.
Семья и дошкольные учебные заведения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учебное заведение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимы укрепление и развития тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном учебном заведении», Законе «Об образовании» и др.
Так в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное учебное заведение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Необходимость решения этой задачи обусловливается той ролью, которая принадлежит семье в психическом развитии, становлении личности и социализации дошкольника. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, знания и представления об окружающей его действительности.
Важнейшим фактором влияния семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и безграничное доверие ребенка к родителям делают ее особенно восприимчивым к их воздействию.
В трудах выдающихся педагогов и врачей прошлого (Е.А. Аркин, Я.А. Коменский, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, Н. И. Новиков, И. Песталоцци, Д.И. Писарев. Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский) подчеркивается положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям.
Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Ф.А. Сохин, А.П. . Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач и подготовку ребенка к школе.
Семья и дошкольное учебное заведение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск различных форм и методов работы дошкольного учебного заведения с семьей. В работах Н.Ф. Виноградовой Л.В. Загик, Я.И. Ковальчук, К. Котырло, А. Ладывир, Л.И. Маленков, Т.А. Марковой, Л. Мельничук, Л.Ф. Островской, Е.А. Панько, А.Н. Урбанской и др. был разработан содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. К ним относятся: посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда, деловые игры, семинары-практикумы. Как показало специальное изучение (В.А. Караковский, И.А. Хоменко) эти формы работы с семьей не всегда оправдывают себя.
Сотрудничество детского сада и семьи эффективно в форме параллельного действия, последовательного дополнения и координации, согласовании ценностных (или рациональных) ориентаций и интересов и рядом с решением ряда психолого-педагогических задач, способствует благоприятной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности в детском саду.
Семья влияет на становление личности ребенка. Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразная и не эффективна, не отвечает требованиям настоящего.
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет предоставлять систематическую помощь семье в вопросах воспитания и сформировать единое воспитательное среда для ребенка.
Однако зачастую влияние дошкольного учебного заведения и семьи ребенка разнонаправленные. Содержание сотрудничества дошкольного учебного заведения и семьи не всегда соответствует актуальным потребностям детского сада и семьи в сфере воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи актуальна в течение многих лет, потому что эта проблема включает в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; а также сотрудничество воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей-дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Предложенные формы и методы работы действительно помогают родителям получить определенные психолого-педагогические знания, учат правильно строить свои отношения с детьми, вовремя находить свои ошибки и исправлять их, способствуют появлению чувства ответственности улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
Семья, безусловно, занимает важное место в процессе формирования личности. Именно поэтому на современном этапе развития педагогики возникает вопрос о проблеме семейного воспитания.
Типология семей в достаточной степени не разработана, не определены основные признаки, которые должны быть положены в основу определения типологии семей. Успешность сотрудничества дошкольного учебного учреждения с родителями обеспечивается благодаря учету типа семьи. Ведь каждая семья, которая относится к тому или иному типу, имеет свои типичные особенности, а значит, требует различных видов работы, применения определенных форм и методов.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы: единство в работе детского сада и семьи в воспитании детей, взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду, взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников, изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе дошкольного учреждения положительных методов семейного воспитания, использование различных форм работы дошкольного учреждения с семьей, систематическое осуществление связи дошкольного учреждения и родителей по определенному плану, установления правильных взаимоотношений педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, привлечение к работе с семьями актива родителей, организованных в родительский комитет.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения происходит в различных формах и с использованием различных методов, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого сотрудничества зависят от активности обеих сторон.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учебного заведения в практику работы была проведена в группах дошкольного учебного заведения.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой, констатирующий, формирующий и контрольный.
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей — по 16 родителей в каждой группе.
Цель констатирующего этапа эксперимента:
1. Определить уровень знаний и представления родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей;
2. Выявить состояние сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей и первичный уровень показателей использования методик сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей.
Группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребенке, изучение родительских отношений с детьми, а также на выявление значение для родителей сотрудничества с дошкольным учебным заведением.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
1. Анкетирование;
2. Тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Для обследования родителей были разработаны две анкеты с 6 и 10 вопросов.
Цель обследования родителей заключается в выявлении уровня знаний и представлений родителей о воспитании ребенка и выявлении значения для родителей сотрудничества с дошкольным учебным заведением и первичного уровня показателей использования методик сотрудничества дошкольного учебного учреждения с семьей.
В целом результаты констатирующего эксперимента показали низкий процент сотрудничества дошкольного учебного заведения и родителей.
Анализ определил дальнейшие задачи работы: добиться понимания родителей о значении сотрудничества с дошкольным учебным заведением.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что родителям не хватает педагогического опыта. Для обмена опытом воспитателей и родителей необходимо проводить беседы, деловые игры, вечера вопросов и ответов и другие формы сотрудничества.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами были выделены задачи формирующего этапа эксперимента:
— Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
— Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
— Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
— Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией.
Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
1.1 Методологические основы взаимодействия детского сада и семьи в контексте дошкольной педагогики
В основу взаимодействия современного дошкольного учреждения с семьей положено сотрудничество. Инициаторами его установки должны выступать педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работы, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от слаженности и преемственности в воспитании детей. Воспитатель осознает, что сотрудничество нужно во имя ребенка, и в этом необходимо убедить родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация ее задач определяют руководящую роль дошкольного учебного заведения по семейному воспитанию.
Сегодня в обществе идет обновление представлений о статусе подсистемы дошкольного образования в системе образования России, обновление основных ее компонентов: структуры, условий и способов оценивания его результатов [8], создаваемых этой подсистемой продуктов [7; 8]. 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 были утверждены ФГОС ДО, включающие федеральные государственные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; а также и цели, и задачи дошкольного образования [9].
Концепция модернизации российского образования, а также и Закон РФ «Об образовании…» (ст. 2, 44) подчеркивают исключительную роль семьи в воспитании и социализации подрастающего поколения. Признание приоритета родителей в обеспечении социализации ребенка, первенства и доминирования семейного воспитания, требует обновления форм, методов, приемов и средств взаимодействия (воздействия педагогов на родителей, на семью) семьи и детского сада [3].
В рамках исполнения ФГОС ДО наметились и приоритетные направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:
— инновационные организационно-управленческие механизмы взаимодействия с семьей: создание банка данных о семьях; мониторинг динамики образования и социализации в семье; маркетинговая деятельность; рекламная деятельность; интерактивное, индикативное планирование;
— аналитическо-информационное взаимодействие с родителями через оформление специальных стендов, рубрик на сайте, баннеров; систематический консалтинг; совместное издание газет и журналов для родителей; оформление страничек отдельных семей на сайте ДОУ; «круглые столы»;
— создание условий для психолого-педагогического самообразования родителей: тематические выставки; экскурсии по ДОУ; «День открытых дверей»; психолого-педагогические библиотеки, видеотеки, игротеки; папки-передвижки;
— создание условий для активного привлечения родителей к образовательному процессу ДОУ: семейные конкурсы; семейные презентации; создание предметно-развивающей среды; ассистирование педагогам в ходе некоторых занятий;
— привлечение родителей к вопросам воспитания детей через «Школу семьи», кружки совместного творчества родителей и детей; родительские собрания; консультирование; тренинговые занятия; клубы по интересам.
К сожалению, в практике работы слабо представлены формы работы с родителями, обеспечивающие их участие в отборе содержания социализации и в оценивании социализированности своих детей и детей в группе воспитании ков. «Задача формирования и формулирования социального заказа при активном участии родителей раскрыта в работе С. Г. Молчанова «Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализированности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении».
В Программе «Истоки» целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики — диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Программой «Кроха» учтены также «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» Министерства образования РФ №19-15/46 от 24.04.95 г. Обусловлено это тем, что коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе. Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне, в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т.п.
Успех сотрудничества в решающей степени зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.Котирло, Ладывир). Наиболее благоприятны они тогда, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в доброжелательном отношении педагога к ребенку, в его компетентности, ценили его личностные качества [16, с.165].
Доверие родителей воспитатель должен заслужить отзывчивостью, вниманием к ребенку, искренностью и милосердием. Большое значение имеет также культура общения и тактичность.
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не является эффективным и. полноценным, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание родителей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы