Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие общих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития общих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду 8
1.1 Развитие общих способностей как педагогическая проблема 8
1.2 Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста 12
1.3 Организация и методика проведения музыкально-дидактических игр на занятиях в детском саду 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию общих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду 28
2.1. Методические рекомендации по развитию общих способностей посредством музыкально-дидактических игр 28
2.2. Ход и результат экспериментальной работы по развитию общих способностей посредством музыкально-дидактических игр 47
Выводы по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Введение:
Развитие способностей всегда было одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, поскольку именно дошкольный возраст чувствителен к развитию всех основных психических процессов, в том числе общих способностей. Сегодня развитие способностей ребенка с помощью искусства становится актуальным, поскольку в дошкольном периоде закладывается фундамент, на котором будут наложены знания о художественных интересах человека, его идеях и вкусах. В настоящее время необходимо рассмотреть проблему развития способностей дошкольников через призму современных условий и стандартов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДОО) одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой деятельности, обеспечивающей развитие ребенка [53].
Музыкально-дидактические игры относятся к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, визуального), естественного мира, формирования эстетического отношения во внешний мир; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование эмпатии к персонажам в произведениях искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (графическая, конструктивно-модельная, музыкальная и др.)»[45].
Исходя из требований нормативной базы дошкольного образования, развитие способностей у дошкольников нельзя рассматривать без создания необходимых условий.
В данной работе музыкально-дидактические игры рассматриваются как средство развития общих способностей дошкольников. Проблема развития общих способностей является сложной и актуальной на современном этапе. Неслучайно его называют «проблемой века», поскольку ее решение связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, с формированием его личности. Способность быть творческим — это то, что всегда было решающим в самом феномене человека. Деятельность, в которой наиболее сконцентрированы эстетические, творческие проявления, — это музыкальное искусство. Это творческий характер, в том числе сочинение, исполнение, слушание, творческая деятельность и представляет несравненные возможности для развития дошкольников.
Дошкольное образование наиболее подходит для развития способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец), имеет характерные для детства черты: эмоциональную отзывчивость, интерес к увлекательным и творческим задачам, интенсивное мышление, поэтому нужно учить детей активно воспринимать, испытывать музыкальные произведения, которые пробуждаются в их творческий принцип, внутренняя деятельность.
Музыка, благодаря своим свойствам, может активно влиять на развитие воображения, которое лежит в основе творческих способностей. «В дошкольном возрасте развитие творческих способностей связано с осознанием познавательных потребностей ребенка, что проявляется в творческой деятельности по освоению всего, что его окружает, радости познания» [17, с. 374].
И творческий потенциал взрослого во многом будет зависеть от того, как эти возможности используются. Посредством ознакомления с музыкальным искусством человек активизирует свой творческий потенциал, развивает интеллектуальные и сенсорные принципы. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детстве создает основу музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Учителя, музыканты пришли к выводу, что у каждого ребенка есть свои музыкальные и творческие способности. В одних основные музыкальные и творческие способности появляются сразу, в других они развиваются позже.
Музыкально-игровая активность позволяет судить об уникальности музыкального развития каждого ребенка и, соответственно, корректировать содержание уроков музыки и самостоятельной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ).
Обоснование фактов исследуемой проблемы позволяет сформулировать противоречие между потребностью и необходимостью создания методических разработок для развития общих способностей у старших дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности и отсутствия методологической поддержки для организация этого процесса.
Все вышеперечисленное определило выбор этой темы работы.
Объектом исследования являются общие способности дошкольников.
Предметом исследования является процесс развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по музыкально-игровой деятельности направленный на развитие общих способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить особенности способностей и определить специфику их развития в дошкольном возрасте,
2. определить роль музыкально-дидактических игр в развитии общих способностей дошкольников,
3. разработать рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр в развитии способностей дошкольников,
4. провести исследование по выявлению влияния музыкально-дидактических на развитие общих способностей дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования служат:
— идеи педагогической мысли о развитии способностей у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Т.Д. Марцинковская);
— психологическая основа творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна), а также работы зарубежных психологов (Д. Гилфорда, П. Торренса, А. Маслоу).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
— Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
— Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов музыкально-игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по развитию общих способностей детей.
Также следует отметить практическую значимость продукта музыкально-игровой деятельности, которая может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования: Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 163.
Заключение:
Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем современного образования — развитие способностей детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы даёт основание утверждать, что использование музыкально-дидактических игр открывает новые возможности в образовательной и развивающей деятельности детей.
Способности — синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному выполнению или появлению субъективно /объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.др.).
Музыкально-дидактические игры являются отличными помощниками в развитии способностей дошкольников. Они используются в разных разделах воспитания детей.
Цель музыкально-дидактических игр: развить способности, углубить представления детей о средствах музыкального выражения.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития общих способностей детей. Музыкально-дидактические игры выступают эффективным средством достижения этой цели, сочетая в себе многие условия, особо благоприятствующие развитию детей.
Навыки, приобретенные детьми в процессе обучения музыкально-дидактическим играм, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры способствуют развитию не только музыкальных и сенсорных способностей, но и общих. При проведении игр необходим наглядный и музыкальный материал, который позволит дать детям представление о свойствах музыкального звучания, выразительных возможностях музыки простым доступным игровым способом, научить их различать природу музыки, настроение, преданное им.
Организационная часть музыкальных дидактических игр в детском саду проходит в три этапа: подготовка, реализация, анализ.
Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы характеризуются постепенным усложнением задач. На музыкальных занятиях в ДОУ их начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры в основном связаны с применением наглядности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения.
Музыкально-дидактические игры можно проводить во время музыкальных занятий, вечеров развлечений, утренников, самостоятельной деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей. Дети разучивают эти игры под руководством музыкального руководителя. В дальнейшем, если есть нужные технические средства и наглядные пособия, некоторые музыкально-дидактические игры можно проводить в группе с воспитателем.
Мы рекомендовали разделить музыкально-дидактические игры на различные виды: музыкально-исполнительские, музыкально-инструментальные, подвижные музыкально-дидактические игры, игры с пением, творческие музыкально-дидактические игры, комбинаторные музыкально-дидактические игры, игры на слушание музыки, игры-драматизации, импровизационные игры.
Все музыкально-дидактические игры имеют комплексный характер (положительно влияют на различные аспекты музыкальности ребенка, развитие его музыкальной культуры, способствуют усвоению, контроля и коррекции музыкальных знаний, умений и навыков и т.д.), поэтому их классификация условна.
Итак, проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме развития способностей старших дошкольников позволил выявить противоречия на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне, которые определили проблему исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу и задачи. Для реализации всех аспектов, мы не только опирались на фундаментальные аспекты научной литературы, но и провели исследование.
Основная цель проводимо исследования — определить влияние музыкально-дидактических игр на развитие общих способностей дошкольников. Исследование было выстроено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 24 ребенка подготовительной группы. В целом результаты констатирующего исследования позволяют отметить, что у всех дошкольников уровень общих способностей средний и низкий. На контрольном этапе исследования — высокий и средний.
Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ эффективности использования музыкально-дидактических игр представленных, позволил зафиксировать количественные и качественные изменения уровня развития способностей старших дошкольников, что является показателем успешного доказательства гипотезы.
2. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель — достигнута.
Данное исследование показывает значимость полученных результатов, однако, оно не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы. Её дальнейшее развитие и обогащение может быть осуществлено по таким направлениям, как совершенствование комплекса игр на основе иных методологических подходов, разработка поэтапного мониторинга уровня развития способностей у старших дошкольников, разработка комплекса творческих заданий для формирования общих способностей детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития общих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду
1.1 Развитие общих способностей как педагогическая проблема
Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на два основных общих направления.
Функционально-генетический подход к определению способностей был предложен Л. Выготским [17] и рассмотрен также в работах Е.П. Ильина [24], В. Дружинина [20], И.В. Груздова [19] и других. Согласно этому подходу, способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют определенную степень выразительности, реализуются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. В этом определении способности показывают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от определений другого похода, при котором способности делятся по видам деятельности.
Второй подход — личностно-деятельностный (С.Л. Рубинштейн) [45]. Автор данного подхода определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны производиться только в процессе деятельности, организованной определенным образом.
Причем это могут быть конкретные виды деятельности или любые ее обобщенные проявления.
Например, В.М. Теплов [49] относит способности к психическим свойствам личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. А универсальный характер способностей, по мнению А. Ярмоленко, Г. Костюка устойчивые особенности человека, которые оказываются в любом виде, и является необходимым условием ее успеха [45].
Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода — это индивидуально-психологические свойства, необходимые для успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот подход и стал как наиболее общеупотребительный в отечественной психологии.
Если исследовать суть понятия «способности», раскрытый в различных их определениях, которые встречаются в литературе (С. Рубинштейн, Н. Лейтес, Б. Теплов и другие), то можно дать понятию «способности» обобщенное определение. Способности — это синтез свойств личности, которая отвечает требованиям деятельности и обеспечивает высокий уровень достижений в ней, успешности, легкости и скорости выполнения деятельности. Эта точка зрения была и остается сейчас наиболее точным и общепринятым пониманием термина «способности» в отечественной психологии.
Представленное выше содержание понятия «способности» основано С. Рубинштейном. Он отмечал, что «любая способность является способностью чего-либо, в какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает способность ее к определенной деятельности. Способность включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят»[35]. Однако, способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности, прежде всего — это личностные психические свойства, обусловленные индивидуальным своеобразием склада личности.