Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие навыков социальной коммуникации у детей с синдромом дауна средствами музыки и движения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Содержание понятия «навыки социальной коммуникации» в отечественной и зарубежной науке 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна и специфика формирования у них навыков социальной коммуникации 15
1.3. Музыка и движения как средства развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна 26
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ 36
2.1 Диагностика развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна 36
2.2 Реализация опытной работы по развитию навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения 43
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….63

  

Введение:

 

Актуальность темы. Синдром Дауна выступает самой известной на сегодняшний день формой хромосомной патологии. По статистике Всемирной организации здравоохранения с таким диагнозом, в среднем по миру, рождается каждый 700-800-й младенец. По данным благотворительного фонда «Даунсайд Ап», в России ежегодно рождается около 2500 детей с данным диагнозом. При этом, к сожалению, более 80% семей отказываются от этих детей, оставляя их в роддоме. Зачастую этот трагический факт является следствием недостаточной осведомленности в российском обществе в отношении перспектив развития детей данной категории и их возможного будущего.
Важнейшим условием, способным обеспечить полноценное участие ребенка с синдромом Дауна в жизни общества, выступает развитие необходимых навыков социальной коммуникации, обеспечивающих интеграцию и адаптации данной категории ребят. Поэтому именно поиск новых средств, стимулирующих навыки социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна, выступает актуальной и востребованной, как наукой, так и практикой темой научных исследований.
Владение навыками социальной коммуникации прямо сказывается на всех сферах развития. Социально-эмоциональный опыт вырастает из социальной коммуникации. Когнитивное развитие и все, чему учится ребенок, также опирается на социальную коммуникацию. Она дает возможность определенного контроля над тем, что нас окружает, позволяет завязывать дружеские отношения, выражать потребности, делиться мечтами. Весь процесс усвоения знаний протекает под влиянием и с непосредственным участием социально-коммуникативных навыков. Словами и понятиями мы пользуемся и тогда, когда думаем, рассуждаем, запоминаем, и тогда, когда усваиваем новые знания. Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна отличаются разнообразными дефектами развития, как физического, так и ментального характера, социальная коммуникация – это та сфера, развить которую у детей указанной категории возможность есть. Несмотря на то, что их экспрессивная речь часто развивается с задержкой, такие дети хотят общаться и делают это эффективно, прибегая к разнообразным способам. Тем не менее, существует определенный, типичный для синдрома Дауна профиль развития речи и социальных навыков общения, и этот профиль включает области, в которых проявляются сильные стороны таких детей, и области, в которых обнаруживаются их слабые места. К сильным сторонам развития социальной коммуникации детей с синдромом Дауна можно, безусловно, отнести навыки невербальной коммуникации. Учет своеобразия социально-коммуникативного развития детей с синдромом Дайна должен лечь в основу развивающей работы с ними.
Итак, вопрос о формировании социальных навыков у детей с синдромом Дауна рассматривался учеными с различных сторон, однако использование средств музыки и движения как коррекционных средств изучено недостаточно, что определило выбор нами темы для выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования в этой связи может быть сформулирована следующим образом: «Как посредством музыки и движения развить навыки социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна?».
Целью исследования выступает: разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений, направленных на развитие навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения.
Объект исследования: процесс развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования: музыка и движения как средства развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования: процесс развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна будет проходить успешнее, если используется комплекс упражнений, основанный на музыке и движениях как коррекционных средствах.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Представить содержание понятия «навыки социальной коммуникации» в отечественной и зарубежной науке.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям с синдромом Дауна и специфике формирования у них навыков социальной коммуникации.
3. Рассмотреть музыку и движения как средства формирования навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.
4. Выполнить диагностику развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.
5. Развить навыки социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения с помощью разработанного комплекса упражнений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— положения о социальной природе вторичных нарушений в развитии детей и теория социальной компенсации, лежащие в основе современной дефектологии, Л.С. Выготского;
— концепция эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии Н.Н. Малофеева;
— положения о взаимодействии и социальной коммуникации как важнейших условиях развития в детском возрасте, выдвинутые Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Методы исследования: методы теоретического анализа информационных источников, эмпирические методы, включающие наблюдение, беседу и экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап – изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов; определение теоретико-методологических основ исследования; обоснование сущности и содержания понятий «навыки социальной коммуникации», «синдром Дауна» «средства развития навыков социальной коммуникации», «музыка», «движения»; формулировка целей и гипотезы исследования.
Второй этап – проведение и анализ материалов констатирующего этапа исследования; разработка содержания работы по диагностике развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна. Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения; научное обоснование выводов.
Третий этап – систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ; разработка комплекса упражнений, оформление текста работы.
База исследования: общеобразовательная школа-интернат № 5 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 5 учащихся 3-4-х классов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жизнь любого человека состоит в постоянном взаимодействии с окружающей его средой и обществом. За успешность этого взаимодействия отвечают навыки социальной коммуникации. У ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, такие навыки нередко бывают развиты недостаточно, поскольку их круг общения уже, социальный опыт ограничен, а особенности эмоционально-познавательной сферы могут негативно сказываться на коммуникации. В связи с этим, в рамках выпускной квалификационной работы мы обратились к проблеме развития навыков социально коммуникации у детей с синдромом Дауна. В качестве средств развития этих навыков мы выбрали музыку и движение.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений, направленных на развитие навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было представлено содержание понятия «навыки социальной коммуникации» в отечественной и зарубежной науке;
— была дана психолого-педагогическая характеристика детям с синдромом Дауна и специфике формирования у них навыков социальной коммуникации;
— была рассмотрена музыка и движения как средства формирования навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна;
— была выполнена диагностика развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна;
— были развиты навыки социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что процесс развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна будет проходить успешнее, если используется комплекс упражнений, основанный на музыке и движениях как коррекционных средствах.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «навыки социальной коммуникации» в отечественной и зарубежной науке; в составлении психолого-педагогической характеристики детей с синдромом Дауна и специфики формирования у них навыков социальной коммуникации; в рассмотрении музыки и движения как средства развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— дефектологами, работающими с детьми с синдромом Дауна, с целью оптимизации своей деятельности по стимулированию их навыков социальной коммуникации средствами музыки и движения;
— студентами, обучающимися на дефектологическом отделении, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений.
Помимо этого, внедрение отдельных элементов деятельности, изложенных в описании опытной работы по развитию навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна средствами музыки и движения, позволит повысить эффективность педагогического процесса коррекционных школ.
Таким образом, мы решили поставленные задачи и в ходе экспериментального исследования доказали нашу гипотезу. Комплекс упражнений, основанный на музыке и движениях как коррекционных средствах, может выступать эффективным средством развития навыков социальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Содержание понятия «навыки социальной коммуникации» в отечественной и зарубежной науке

В педагогической и психологической науке термин «социальная коммуникация» является многозначным.
Например, согласно точке зрения А.А. Грицанова [14], под социальной коммуникацией следует понимать идеально-содержательный и смысловой аспект социального взаимодействия. Наряду с этим Г.В. Осипов [32] считал, что социальная коммуникация, в первую очередь, – это трансляция информации от одной системы к другой с помощью сигналов – особых материальных носителей. По мнению С.Ю. Головина [13], социальная коммуникация – это понятие, которое близко к понятию «общение», однако, более широкое.
Социальная коммуникация людей обладает целым рядом характерных особенностей:
— предполагается, что в социальной коммуникации участвует двое и более участников, т.е. «коммуникантов», при этом каждый из них сам выступает активным субъектом. При этом информирование друг друга подразумевает организацию совместной деятельности.
— предполагается, что социальная коммуникация содержит в себе взаимное влияние друг на друга ее участников, указываемое через систему знаков.
— предполагается, что в ходе социальной коммуникации у ее участников – «коммуникатора» (того что направляет информацию) и у «реципиента» (того кто принимает информацию) – присутствует схожая, либо единая система кодификации и декодификации.
— предполагается, что в ходе социальной коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры. В подобных случаях на передний план выходит связь между отношением и общением [13].
По мере возникновения отдельных психологических теорий отмечались разнообразные попытки объяснить устремление одних индивидов к контактам с другими. Например, З. Фрейд [49] утверждал, что потребность в социальном контакте является вторичным следствием ранней сексуальности. По мнению этологов, привязанность между людьми базируется на универсальных зоосоциальных потребностях. В рамках своей теории о коллективном бессознательном, К. Юнгом [50] были обнаружены филогенетические истоки социально-коммуникативных качеств у человека. Так, к ним был отнесен так называемый феномен синхроничности, который проявляется через то, что психологические архетипы склонны локализоваться не только в конкретной личности, но и оказывать воздействие на ее ближайшее окружение.
Российские физиологи и психологи П.В. Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский [40] считали, что на филогенетических корнях потребности «для других» основывается сопереживание во время такого феномена, как «эмоциональный резонанс», который у индивидуума перерождается в способность постигать внутренне состояние другого индивидуума через отождествление его со своим собственным эмоциональным опытом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы