Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие моногородов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития моногорода 5
1.1. Понятие, сущность и критерии моногорода 5
1.2. Стратегическое развитие моногорода 13
1.3. Модели развития моногородов 16
Глава 2. Проблемы развития моногородов РФ 20
2.1. Анализ опыта развития моногородов в России 20
2.2. Оценка государственной поддержки развития моногородов 22
2.3. Анализ современного состояния экономики моногородов Челябинской области и проблемы их развития 25
Глава 3. Совершенствование процесса управления развитием моногородов 38
3.1. Бенчмаркинг как инструмент анализа развития моногорода 38
3.2. Диверсификация экономики моногорода 40
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 59
Введение:
В результате развития плановой экономики через специализацию и концентрацию производства в России возникло большое количество моногородов. Их число в настоящее время более 300. При этом численность жителей моногородов составляет 10% от общей чис-ленности населения страны.
Большинство моногородов не способны финансово существовать без государствен-ной поддержки. Обобщенно проблемы развития моногородов в РФ решаются по одному из двух вариантов:
— финансовая поддержка со стороны государства;
— реформирование моноэкономики города за счёт внутренних резервов.
Для моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением и имеющих риски ухудшения социально-экономического положения наиболее приемлемой является первая альтернатива.
Вопросы функционирования и развития моногородов достаточно изучены, но боль-шое число проблем до сих остаются нераскрытыми в полной мере.
Вопросы изучения возможностей корректировки и управления развитием муници-пального образования представляют практическую значимость. Это и определило направле-ние, актуальность и проблематику настоящего исследования.
Теоретическую базу при написании данной работы по вопросу исследования моного-родов составляют труды Тургель И.Д., Фроловой Л., Ивановой О.П., Антоновой И.С., Ан-тонова Г.Д. Рассмотрены работы специалистов Ильиной И.Н., Гусева В.В., Найденовой Р.И. в области анализа зарубежного опыта развития моногородов.
Однако практических рекомендаций по применению методик стратегического пла-нирования и управления развитием моногородов крайне мало, попытка решения данной проблемы обусловила выбор темы ВКР, её цели и задачи.
Цель данного исследования – разработка и обоснование эффективных путей развития моногородов Челябинской области.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
— рассмотреть понятие, сущность и критерии моногорода;
— исследовать стратегическое развитие моногорода и модели развития моногородов;
— провести анализ опыта развития моногородов в России;
— оценить государственную поддержку развития моногородов ;
— провести анализ современного состояния экономики моногородов России и выявить проблемы их развития;
— рассмотреть бенчмаркинг как инструмент анализа развития моногорода;
— предложить направления диверсификации экономики моногорода.
Объектом исследования работы являются муниципальные образования Челябинской области, являющиеся моногородами.
Предмет исследования – процесс управления развитием моногорода посредством ди-версификации его экономики.
Научная и практическая новизна. Переориентация подхода к управлению развитием моногородов Челябинской области на стратегию единства интересов основных участников данного процесса.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследований, при-ведённые в ВКР, могут быть использованы сотрудниками администрации моногородов Че-лябинской области для дальнейшего применения при разработке или корректировке доку-ментов по развитию моногорода.
Цель и задачи исследования определили структуру ВКР, которая представлена введе-нием, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены основные критерии определения моногорода, распределение моногородов по территории России, изучены осо-бенности и предложена классификация моногородов Челябинской области, определены проблемы моногородов Челябинской области и пути их решения.
Во-первых, моногород представляет собой сложную форму расселения, в которой со-циально-экономическая жизнь полностью зависит от конкурентоспособности градообразу-ющего предприятия; моногорода есть во всех достаточно урбанизированных регионах; вос-требованность продукции градообразующих предприятий и, соответственно, конкуренто-способность моногородов изменяется с течением времени, в связи с чем определение путей решения проблем развития моногородов, основанное только на отрасли его специализации, следует считать наименее эффективным.
Во-вторых, моногорода Челябинской области отличаются исключительным разнооб-разием, сочетая металлургию, металлоёмкое машиностроение и атомную промышленность с живописными природными объектами.
В-третьих, проблемы развития являются общими для всех моногородов и отличаются комплексным характером. К главным проблемам относятся феномен моноспециализации, низкая активность населения, неэффективная политика государства, а также демографиче-ские и экологические проблемы. Все эти проблемы влияют на качество жизни населения.
В-четвертых, к решению проблем развития моногородов Челябинской области необ-ходимо применять как комплексный подход, учитывающий общие стратегии развития для всех моногородов области, так и индивидуальные направления решения проблем развития для каждого моногорода, основанные на изучении особенностей возникновения их моно-специализации, историко-культурного наследия, аттрактивности природных объектов и анализе уровня социально-экономического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития моногорода
1.1. Понятие, сущность и критерии моногорода
Актуальность совершенствования подходов к управлению моногородами в Россий-ской Федерации обусловлена тем, что избавление российских моногородов от проблем, свя-занных с зависимостью от часто неудачной деятельности градообразующих предприятий, в последние годы стало сложной задачей. Так, перечень мер поддержки 319 моногородов Рос-сии содержит более 90 различных мер, направленных на решение их проблем в сфере моно-городов. Реализуются проекты по улучшению качества их городской среды. Также реализу-ется программа «Комплексное развитие моногородов», а также существует «Фонд развития моногородов».
Можно сказать, что российские социологи накопили значительный массив исследо-ваний и разработок, направленных на диверсификацию экономики моногородов. Однако количество моногородов в Российской Федерации не сократилось, несмотря на реализован-ные решения, в частности активное создание ТАСЭД в моногородах (сейчас их насчитыва-ется более 30). Таким образом, один из значимых показателей интенсивности и успешности развития ТАСЭД в моногородах (количество зарегистрированных резидентов) по-прежнему достаточно скромен: реестр резидентов ТАСЭД, созданный на территории моногородов по состоянию на 25 апреля 2018 года, включает всего 132 организации (Минэкономразвития РФ, 2018 год). Инвесторы не стремятся вкладывать деньги в такие территории. Бизнес, не-смотря на ряд стимулирующих мер, не спешит становиться резидентом таких территорий.
Моногород — это поселение особого рода, что отражается как в самой концепции, так и в присущих ей проблемах. Специфика данного понятия заключается в терминологическом аппарате, критериях выделения моногородов, социально-производственном комплексе та-ких населенных пунктов, а также во взаимосвязи и взаимозависимости проблем, характери-зующих экономику моногородов (Иванова, Антонова, Антонов, 2016).
Несмотря на стремление реализовать стратегическое планирование для моногородов, использование проектного подхода к диверсификации экономики таких населенных пунк-тов и созданию ТАСЭД в моногородах, а также эффективность многих разрабатываемых стратегических документов и программ недостаточно высоки. Зачастую, как показывает практика, использование имеющихся статистических данных (в частности, накопленных Росстатом) органами власти различных уровней не обеспечивает наличие качественных стратегических документов.
Представляется, что для обеспечения обоснованности выбора проектов, направлен-ных на модернизацию моногородов, необходимо использование современных и эффектив-ных прогностических инструментов, позволяющих с высокой степенью достоверности фор-мулировать реальные сценарии территориального развития. Поэтому представляется акту-альным проанализировать возможности и направления использования таких методов про-гнозирования и прогнозирования, которые уже успешно используются бизнесом с целью определения определенных перспектив его развития, т. е. предикативной аналитики.
Необходимо решить следующую проблему: возможно ли объединить современные подходы к управлению моногородами и методы предикативной аналитики в рамках теории управления моногородами устойчивого развития с целью обоснования выбора оптимальных сценариев развития таких городов? В связи с этим изучение возможности использования предикативной аналитики для решения проблем таких населенных пунктов в системе управления экономической модернизацией моногородов может существенно повысить про-гностический потенциал экономических наук, создав новые знания, которые позволили бы определить предикторы (параметры), влияющие на эффективность экономической модерни-зации, устойчивое развитие, успешную реализацию проектов по созданию и разработке це-левых программ и формированию прогнозных моделей их развития, в частности, противо-действовать источникам опасности для экономики и общества в целом.
Согласно мнению И.Д. Тургель моноспециализация представляет собой демонстра-цию жесткой зависимости возможностей, темпов и направлений развития элементов, вхо-дящих в городскую систему. Уровни моноспециализации согласно мнению И.Д. Тургеля представлены на рисунке 1.1.