Дошкольное образование Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством игр и упражнений с нетрадиционными материалами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) 7
1.1 Методологические основы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС 22
1.3 Влияние игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов по методике Марии Монтессори на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста 29
Глава 2. Эмпирическое исследование развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с РАС посредством игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов 36
2.1. Организация и методы исследования. Результаты констатирующего этапа 36
2.2 Описание программы развития мелкой моторики у детей с РАС посредством игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов 52
2.3 Оценка эффективности развивающей программы 57
Заключение 68
Список литературы 72

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством игр и упражнений с нетрадиционными материалами» обусловлена тем, что нарушение взаимодействия всех сенсорных систем у детей с особенностями развития, ограничение связи с миром, тормозит развитие интеграции сенсорных сигналов и восприятия окружающего мира.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это врожденные нарушения психического развития, определяются нарушением социальных взаимодействий (не могут распознавать невербальные сигналы), неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонности к стереотипии, или в проявлении гениальности. Такие дети не обязательно имеют все перечисленные симптомы – у каждого малыша свой набор нарушений, самой разной степени выраженности.
Российский опыт в решении проблемы обучения детей с РАС пока недостаточно представлен. Имеющийся практический опыт образования детей с РАС показывает необходимость разработок и внедрения эффективных моделей обучения и социализации, дающих право на получение адекватного их возможностям и способностям образования.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отдельным пунктом закреплено осуществление инклюзивного образования, поэтому нами была создана специальная программа на основе специализированного стандарта образования, создана специально коррекционно-развивающая среда, внедрены инновации на уровне форм организации, методов и средств обучения, направленных на развитие сенсомоторной интеграции детей с РАС.
Степень разработанности темы исследования раскрывается в теоретических исследованиях основоположника отечественной психологии и педагогики Льва Семеновича Выготского: «Теория аномального развития», «Теория зоны ближайшего развития» и др. Его концепции правильной организации обучения и воспитания, основные положения теории детской игры стали основой многих развивающих программ, а идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогике.
Даниил Борисович Эльконин изучал значение детской игры для психического развития личности ребенка, утверждая, что именно в игровой деятельности развивается способность детей строить крепкие социальные связи, а также развивается речь и моторика рук.
Последователи Александр Владимирович Запорожец и Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин продолжили изучать развитие психических процессов, выделив восприятие, как способ познания предметной действительности через ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды развития детей.
Согласно теории Жанна Пиаже, когнитивное развитие детей проходит через определенные стадии развития, связанные с пониманием и познанием окружающего мира, в дошкольном возрасте через игру.
Особое значение имеет изучение взаимосвязи развития рук и головного мозга учеными – физиологами В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым,
М.М. Кольцовой.
Проблема исследования – недостаточное развитие мелких моторных навыков и манипулятивных действий у детей с РАС препятствует восприятию правдивой информации, поступающей через несколько органов чувств, приводит к искажению целостного образа предмета, одновременно тормозит развитие сенсорной интеграции и восприятия окружающего мира.
Объект исследования — сенсомоторная система детей с РАС.
Предмет исследования — развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с РАС через игры и упражнения с нестандартными материалами.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность разработанной программы игр и упражнений с нестандартными материалами, направленной на развитие мелкой моторики и навыков манипуляции мелкими предметами у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической и методической литературы по теме исследования с целью изучения особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
2. Изучить влияние игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов по методике Марии Монтессори на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент по определению уровня развития мелкой моторики рук через ощущение и восприятие в играх и упражнениях.
4. Разработать программу развития мелкой моторики у детей с РАС посредством игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов.
4. Оценить эффективность предложенной системы игр и упражнений с нетрадиционными материалами.
Методы исследования:
В ходе планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста с РАС нами были использованы: метод теоретического познания -гипотетический (исследование научных гипотез), сравнение, анализ, обобщение; метод эмпирического воздействия — программа игр и упражнений с нестандартными материала по системе Монтессори; диагностические методы такие, как игры с пальчиками «Пальчики подружились», «Пальчики поссорились», «Солдатик», «Зайчик», «Кольцо» и графические задания «Срисовывание фигур», «Прохождение лабиринта», «Обведи грибок».
Методологической основой исследований явились работы А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева о процессе интериоризации (переходе извне внутрь), внешние ориентировочные действия, осуществляемые при обследовании предметов и ситуаций, при сотрудничестве со взрослыми становятся внутренними.
Также психологические механизмы сенсорного развития детей рассмотрены в работах зарубежных ученых Джин Айрес, У. Кислинг,
М. Хейди, М. Монтессори, Ф. Фребель и др. Метод М. Монтессори основан на положении «Помоги мне это сделать самому!», где важное место уделено сенсорному воспитанию при помощи дидактических игр и упражнений и специально зонированой среды.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования для решения задач по развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей с РАС.
Сформированные в ходе игровой деятельности перцептивные навыки (поиска, обнаружении объекта, выделения свойств) помогут детям с РАС понять смысл происходящего вокруг и смысл своих действий.
Полученный методический и диагностический материал может быть использован в коррекционно-развивающей работе воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста показало, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений пальцев и кистей рук, сопровождающееся зрительной системой и ориентацией в пространстве.
При этом мелкая моторика рук взаимосвязана с различными познавательными процессами, среди которых восприятие, внимание, мышление и воображение ребенка. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи, координации движений, способствует развитию наблюдательности, зрительной и двигательной памяти детей.
Важность развития навыков мелкой моторики заключается в том, что дальнейшая жизнь ребенка требует применения точных, координированных и автоматизированных движений кистей и пальцев, необходимых для одевания, рисования и письма, а так же для выполнения разных бытовых и учебных задач.
Кинетические импульсы рук оказывают влияние на совершенствование речи. А развитые и усовершенствованные движения пальцев рук помогает более эффективно формировать у ребенка речь.
Практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и использованы различные формы коррекционного обучения, направленные на развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с развитием сенсорной интеграции, значимой коммуникации и социальной адаптации.
Наиболее популярным методом развития мелкой моторики является метод, предложенный Марией Монтессори. Этот метод позволяет ребенку самостоятельно работать в развивающей предметно-пространственной среде с нетрадиционными материалами, предполагающими самоконтроль ошибок в условиях свободы выбора. В ходе упражнений с реальными предметами ребенок удовлетворяет естественные интересы и потребности в движении, развивает произвольные движения мелкой моторики, тесно связанные с психическим развитием.
Данные исследование было направлено на изучение уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с РАС. С этой целью были использованы такие показатели развития мелкой моторики как координация, гибкость и автоматизированность, а также соответствующие им показатели – высокий, средний и низкий уровни.
Проведение исследования было разбито на несколько этапов. В результате проведения констатирующего этапа опытной практической работы было определено, что детям старшего дошкольного возраста с РАС характерен низкий уровень развития мелкой моторики (в среднем 50-60%), и только небольшая часть старших дошкольников с РАС имеет средний уровень (30-40%) проверяемых способностей. Проявление таких проблем отражалось в том, что движения пальцев и кистей рук у дошкольников были нескоординированными, несинхронными, не имели гибкости и точности, а также не характеризовались автоматизированностью.
С целью преодоления указанных недостатков развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с РАС, была разработана программа развития и коррекции, основанная на использования комплекса игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов в условиях воспитания в ДОО при взаимодействии с родителями.
Направлениями разработанной программы стали следующие:
1. Совершенствование координации и синхронизации движений мелких мышц на обеих руках.
2. Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук у дошкольников старшей группы, совершенствование умения менять движения кистей и рук, опираясь на образец.
3. Доведение движений мелкой моторики до автоматизированного навыка, который будет способствовать так же развитию точности движений пальцев и кистей руки ребенка.
4. Закрепление умений детей к распределению мышечной активности и произведение точных движений.
5. Воспитание у старших дошкольников с РАС позитивного отношения к таким видам деятельности, которые требуют активность движения пальцев и кистей рук.
Предложенная программа развития мелкой моторики включает в себя методические требования проведения игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов с детьми старшего дошкольного возраста с РАС и состоит из пяти комплексов игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов.
Для проверки эффективности разработанной программы проведен контрольный этап опытной практической работы. Результаты развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с РАС после внедрения в учебно-воспитательную работу игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов, отражают положительную динамику. Так, дети стали уметь координировать свои движения пальцев и кистей рук, проводить их более синхронно и слаженно, при этом правильно распределяя мышечную активность и используя нужный темп. Около 65-70% в среднем по всем заданиям дети стали иметь высокий уровень, а на среднем оказывалось около 25-30%. На низком уровне остается в среднем около 10% детей.
Так же наблюдаются значительные улучшения кинестической основы движений мелкой моторики рук дошкольников с РАС. Дети способны легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук по образцу, показываемому педагогом или по словесной инструкции, наблюдается снижение неточных движений и совершенствование автоматизации движений мелкой моторики.
Полученные результаты подтверждают эффективность предложенной программы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ теоретической и методической литературы по теме исследования с целью изучения особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра; изучено влияние игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов по методике Марии Монтессори на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста; проведен констатирующий эксперимент по определению уровня развития мелкой моторики рук через ощущение и восприятие в играх и упражнениях; разработана программа развития мелкой моторики у детей с РАС посредством игр и упражнений с использованием нетрадиционных материалов и оценена эффективность предложенной системы игр и упражнений с нетрадиционными материалами.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)

1.1 Методологические основы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является активным периодом для психофизиологического созревания каждого ребенка. Цель жизни и работы ребенка — в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития спрятан в самом ребенке, а наша задача направить его на созидательную деятельность с реальными предметами. Обычно ребенок действует бессознательно, в отличие от взрослого, преобразующего окружающий мир под себя, его работа является проявлением природной потребности развития. Дети много двигаются, они хотят познакомиться с внешним миром, однако их органы чувств еще недостаточно развиты .
Поэтому важнейшим аспектом развития дошкольника является развитие у него сенсомоторной интеграции, способности к самостоятельным точным манипулятивным действиям с сенсорными материалами, упорядочивания ощущений, получаемых из окружающего мира и эффективной обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Целью сенсомоторного развития детей является формирование познавательной мотивации, обеспечение условий для усвоения и закрепления у ребенка сенсорных эталонов окружающего мира, посредством системы операций мелкой моторики рук и координации движений глаз — рука.
«Сенсомоторика» (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – это взаимокоординация сенсорных представлений и моторных операций .
Под «сенсорным развитием» ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего нас мира: о размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусе, запахе и т.п. Огромное значение сенсорного воспитания дошкольников признавали известные отечественные педагоги и психологи: Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др.
Л. Павлова дает определение сенсорному развитию как целенаправленному процессу, по формированию чувственного познания. Она выделила последовательность действий ребенка при обследовании предметов. Сначала предмет воспринимается ребенком в целом, затем вычленяются его главные части и определяются их свойства. На следующем этапе определяются пространственные взаимоотношения частей друг к другу и завершается повторным обследованием восприятия предмета .
В определении Л.С. Выготского сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка психических процессов – ощущения, восприятия, наглядного представления. Ребенок ощупывает предмет, изучает его в целом, а также предназначение отдельных предметов, их взаимосвязь, то есть подвижность или неподвижность. При этом основную информацию об окружающем мире ребенок получает посредством зрительных и тактильных ощущений. В раннем детстве ребенку для решение этих задач требуется помощь взрослого, но по мере своего развития, дошкольник справляется с этим самостоятельно .
Известный исследователь Л.А. Венгер считает, что ребенок активно развивается, когда изучает свойства предмета под действием сенсорного восприятия и манипулятивного воздействия на этот предмет . Разработанная Венгером и его учениками система сенсорного воспитания широко известна и повсеместно используется в наше время. В основу этой системы положены некоторые идеи М. Монтессори.
Итак, в психологии активно изучался термин «сенсорной организации». Под ним, как правило, понимается развитие конкретных систем чувственности, а также способ их взаимодействия и объединения. Другими словами, познание окружающего мира всегда начинается с его ощущения. Это происходит под воздействием отражении в сознании человека свойств изучаемого предмета или явления. Это процесс считается нормальным и естественным.
Если говорить о физиологической структуре этого явления, то оно проявляется в том, что осознание происходит посредством прохождения импульса по нервным окончаниям через рецепторы на коже. Импульсы попадают в кору головного мозга, где перерабатываются и остаются в сознании, как познанный уже предмет.
По мнению Д.Б. Эльконина, физические ощущения способствуют отражению и восприятию свойств и признаков предметов или явлений внешнего мира. Именно благодаря этим ощущениям человек может связать себя с миром и почувствовать себя частью окружающей действительности. Кроме того, подобные ощущения способствуют развитию человека, без них о самосовершенствовании и речи быть не могло. Также ученый настаивает на том, что ощущения позволяют человеку изучить свои физиологические и биологические свойства и возможности, что позволяет ему удовлетворять необходимые для жизни потребности .
Ощущения контакта происходит непосредственно приложением к поверхности тела и воспринимаемого органа, в данном случае кистью руки.
Отображение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при их обязательном воздействии на органы чувств называется восприятием — перцепцией.
По мнению А.В. Запорожца, восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект, опознать его, измерить, оценить .
Последователи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин продолжили изучать развитие психических процессов, выделив восприятие, как механизм, длительный процесс ознакомления, сложную ориентировочно-исследовательскую деятельность, указывают на многогранность и сложность этого процесса, а также на то, как сложен и многогранен мир вокруг нас .
М.М. Кольцова выделяла сенсорное развитие как познавательное развитие. Первоначально оно возникает эпизодически, постепенно у дошкольников формируется новый вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждений и систему использованных ребенком манипуляций. Постепенное насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, развитие разговорной речи приводит к усвоению сенсорных эталонов и способов обследования предметов .
По определению биолога Павлова, восприятие и ощущения являются условными рефлекторными процессами, при которых человек опирается на деятельность анализаторов. В зависимости от того, какой орган чувств или анализатор задействован, выделяют: зрительные, слуховые, тактильные ощущения.
Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребенка и имеет большое значение в его психофизическом развитии.
В рамках нашей работы изначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики.
Психолог Н.А. Бернштейн рассматривает моторику как некоторую активность организма, а также отдельных органов. Если быть точнее, то он утверждает, что моторика – это определенная последовательность конкретных действий. Они необходимы для того, чтобы выполнить двигательную активность .
В современной научной литературе можно найти узкое и широкое понятие моторики. Итак, если рассматривать моторику в широком смысле то, стоит остановиться на том, что моторика подразумевает двигательную сферу психики человека. В узком же смысле, к этому понимаю, добавляются еще и смысловые компоненты этих движений. Когда мы говорим о развитии ребенка, то подразумеваем моторику в узком смысле этого слова .
Кроме этого, в психологии выделяют крупную и мелкую моторику. У каждой из них свое предназначение и функции. Крупная моторика по своей сути является основой для любых движений, в том числе и для мелкой моторики.
И. Светлова трактует понятие крупной (общей) моторики следующим образом: крупная (общая) моторика – это «разнообразные движения рук, ног, тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела» .
Также автором дается определение понятия мелкая (тонкая) моторика
– движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Вместе с тем, М.М. Кольцова в описании результатов своих исследований настаивает на том, что мелкая моторика представляет собой некоторую совокупность действий всех систем организма, в частности нервной, мышечной и костной в сочетании со зрительной. При этом обязательным условием является скоординированность всех этих движений. Именно этот факт позволяет сделать все движения точными и соотнесенными между собой .
В психологической литературе отмечается, что мелкая моторика предполагает, как примитивные жесты и движения (например, простое взятие предмета в руку) до невероятно мелких движений, требующих особой концентрации. Кстати, от уровня развития мелкой моторики зависит подчерк человека, при чем именно от его умения выполнять мелкие действия .
Исследователь Я.З. Неверович в своих работах отмечает, что мелкая моторика предполагает точность всех действий. При этом автор настаивает на том, что точность предполагает и выполнение творческих работ, таких как шитье, рисование, вырезание, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее.
Я.З. Неверович выделяет определенные аспекты, которые определяют важность развития мелкой моторики, то есть для чего необходимо ее развивать. Перечислим их:
— для развития познавательных способностей;
— для развития речи;
— для развития координированности движения рук, чтобы осуществлять действия, предполагающие умственную нагрузку, например, письмо .
Далее мы перейдем к рассмотрению психофизиологических основ движений.
Известно, что для осуществления любой двигательной активности необходима работа различных анализаторных систем. В частности, отдельно стоит остановиться на двигательной системе, поскольку именно она является основной при развитии мелкой моторики, также она осуществляет точность движений человека. Все это в комплексе позволяют человеку получить более полную и яркую информацию о предмете или явлении из окружающего мира. Другими словами, благодаря двигательным системам сознание человека наполняет достоверными образами об окружающем мире, что в свою очередь, способствует развитию головного мозга.
По мнению И. Светловой, человек выполняет все движения произвольно, но благодаря тому, что они контролируются сознанием, они имеют четкую направленность. Сознание осуществляет контроль над движениями благодаря зрительным, мышечным и осязательным системам. При этом отдельно стоит отметить, что зрение является основным средством контроля всех движений человека. Когда движения выполняется неоднократно, вырабатывает некий автоматизм, роль зрения в контроле над такими движениями постепенно уменьшается. В этом случае на первый план выходит контроль осязательными органами, то есть контроль происходит благодаря ощущению положения тела и особенностям его движения. Если привычное движение необходимо выполнить с другой скоростью или ритмом, то вновь в контроль на первое место выходит зрительная система .
Большое познавательное значение моторики рук открыла Л. Павлова. Она считала руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Значение практической деятельности отчетливо выступает в свете учения Л. Павловой о роли двигательного анализатора, «который разлагает двигательный акт в его огромной сложности на большое число мельчайших элементов, чем и достигается огромное разнообразие и точность наших скелетных движений» .
Необходимо отметить, что психофизиологическая структура движений характеризуется сложным устройством. Так, Н.А. Бернштейн указывал, что координация тонких движений пальцев рук является преодолением избыточной степени свободы движущегося органа. Другими словами, его превращение в управляемую систему. При этом он предлагал понимать координацию как организацию управляемости двигательного аппарата.
Исследователь подробно разработал теорию уровней организации движений, которая дает возможность распределить сложные двигательные акты на различные компоненты, вместе с тем, чтобы определить значение мозговых уровней в регуляции движений и действий.
Так, Н.А. Бернштейн предлагает выделять следующие этапы:
Первый этап характеризуется осуществлением восприятия и оценкой ситуации самим индивидом, который включен в конкретную ситуацию.
Второй этап предполагает определение индивидом двигательной задачи, когда он выявляет, что при помощи его активности должно получиться вместо того, что есть сейчас. Выяснение индивидом образа будущего движения выступает как основание для формирования задачи и предположения ее решения.
Третий этап заключается в совершении программирования решения конкретной и определившейся задачи, когда индивид, имея цель и содержание, осуществляет действия и средства, из тех двигательных ресурсов, которые имеются у него в наличии, и посредством которых он может решить двигательную задачу.
Четвертый этап предполагает осуществление фактического выполнения самого движения, когда индивид, преодолевая все избыточные степени своих двигательных органов, ставит их в управляемую систему и выполняет тем самым необходимое целенаправленное движение .
Важно отметить, что такое положение становится возможным, если индивид имеет сформированную координацию движений, так как центральной звено движения заключается именно в координации.
Координация способствует обеспечению точности, соразмерности и плавности выполнения того или иного движения. А нарушение какого-либо компонента координации приводит к нарушениям движения. Важно понимать, что координация движений развивается постепенно и основывается на опыте и упражнениях, поскольку представляет собой сложный моторный акт, который начинается с афферентного потока и заканчивается адекватным центральным ответом .
Так же исследователь отмечает, что с целью правильного выполнения движения необходима полная и согласованная работа таких систем:
• Кинетическая;
• Кинестетическая;
• Зрительно-пространственная афферентация .
Таким образом, теория Н.А. Бернштейна предполагает, что анатомическое развитие уровня построения движений начинается с первых месяцев жизни ребенка, а заканчивается в возрасте двух лет. Дальше уже идет длительный процесс приспособления друг к другу всех уровней построения движения
Следует отметить, что деятельность человека предполагает наличие определенного уровня развития двигательных качеств. Такой уровень возможностей человека учитывает качества, которые представляют собой сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, вместе с полученными в течении жизни и при помощи тренировок, опытом использования таких возможностей. Чем выше развитие двигательных качеств, тем большую эффективность будет проявлять работоспособность индивида .
При этом, двигательные качества представляют собой отдельные качественные стороны двигательных возможностей индивида и его отдельных действий .
В связи с этим, Л.А. Венгер в своих трудах пишет о том, что двигательные качества отражают качественные и количественные характеристики движения. Обычно выделяют пять качеств мелкой моторики: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Под силой автор указывает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения.
Быстрота, по мнению автора, характеризует способность человека совершать движение в максимально короткий период времени.
Под термином выносливость Л.А. Венгер понимает отражение способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени.
Ловкость трактуется следующим образом: она отражает способность человека выполнять целесообразные движения в соответствии с условиями времени, места и скорости изменения ситуации.
Понятию гибкость автор дает такое определение – гибкость как физическое качество характеризует способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой .
Таким образом, уровень развития представленных двигательных качеств определяется не только физическими факторами, в частности уровнем развития мелкой моторики, но и психическими.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что мелкая моторика играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в связи с развитием движений рук, обследующих различные предметы, происходит и развитие познавательных способностей, особенно активно протекающих в младенческом и раннем возрасте, а это, в свою очередь, является условием познания ребенком предметного мира .
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст является сенситивным для развития двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики.
Понятие «психомоторика» ввел И.М. Сеченов. По его мнению, это понятие можно отнести к двигательной сфере, поскольку она является телесно-двигательным проявлением психики человека.
Если мы говорим о характеристики развития мелкой моторики детей, то подразумеваем движения, осуществляемые им, которые не несут никакой смысловой нагрузки. То есть ребенок не задумывается и не осознает своих действий. Такого мнения придерживаются М. Гуревич, А. Запорожец,
Н. Озерецкий и другие.
Отметим при этом, что мелкая моторика неразрывно связана с мышлением, внимательностью, восприятием, памятью, речью. Другими словами, со всеми высшими свойствами сознания, которые присущи только человеку .
Российские ученые (В.А. Сухомлинский, Л.В. Фомина и
М.М. Кольцова, Н.И. Новиков) в своих исследованиях неоднократно доказывали, что развитие мелкой моторики, а именно движение пальцев неразрывно связано с развитием интеллектуальной деятельности. Это происходит следующим образом. Из-за работы пальцев происходит определенное возбуждение в центральной нервной системе, которое передается в кору головного мозга, где находятся в речевые центры. То есть мелкая моторика стимулирует развитие артикуляции. При этом отмечается, что чем активнее и чаще происходит движение пальцев рук, тем устойчивее воздействие на кору головного мозга, то есть происходит запоминание этих процессов, а, значит, речь развивается быстрее. Ребенок в процессе взросления проходит различные этапы развития. И к каждому такому этапу предъявляются свои требования. Но все они подчинены одной задаче – движения пальцев рук и кистей должны быть скоординированы. Это относится к развитию абсолютно любого навыка, начиная от элементарных навыков самообслуживания до подготовки руки к письму. Учитывая все вышесказанное рекомендуется начинать активное развитие мелкое моторики не позднее девятимесячного возраста ребенка, то есть чем раньше, тем лучше .
Знаменитый педагог М. Монтессори считает, что развитие ребенка, в частности, воспитание его чувств, должно происходить постоянно и систематически, начиная с самого раннего детства. Более того, оно не должно останавливаться ни одном из этапов развития ребенка, то есть проходить постоянно. Именно такой подход к развитию ребенка, по мнению педагога, подготовит его к полноценной жизни в обществе и поможет стать ему успешным и счастливым.
Отметим, что движения пальцев рук не является наследственным фактором и не предполагает генетической особенности. Ловкость пальцев, их гибкость и точность движения развивается в процессе воспитания и обучения. Движения рук – это своего рода связь между тем, что человек видит и осязает и окружающей действительностью. М. Монтессори особо подчеркивала, что развивать мелкую моторику надо для поддержания психического здоровья ребенка. В своих исследования она показала связь между развитием мелкой моторики и психического здоровья человека. Педагог четко подметила, назвав ручку ребенка «хватательным органом интеллекта».
Современные психологи подтвердили данное утверждение путем эмпирических исследований. Многие из них утверждают, что уровень развития мелкой моторики не только обеспечивают психическое здоровье человека, но прямо пропорциональны уровню развития психики.
Каким образом происходит налаживание этой прямой связи? Маленький ребенок не сможет взять предмет одной рукой до тех пор, пока не будет готов к этому моторно. Но пока он не возьмет какой-либо предмет, он не сможет познать его. То есть при ощупывании предмета двумя руками можно только изучить в пространстве. А при взятии предмета одной рукой, то есть при развитии мелкой моторики, развиваются и активизируются и другие системы организма, о которых уже говорилось выше. Итак, развитие происходит посредством того, что, взяв предмет ребенок должен уже определить и его форму, размер, а также понять способы применения в быту, творчестве и так далее. Все это требует точных и скоординированных движений рук, глаз и шеи, то есть развития мелкой моторики.
Именно поэтому развитие собственных движений является естественной и необходимой жизненной потребностью в детском возрасте.
Сенсомоторика – это умение управлять движениями, согласовывая зрительное внимание и движение, слуховое внимание и движение. Поэтому сенсомоторное развитие необходимо осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
На период развития от 3 до 6 лет ребенок, по словам Марии Монтессори, становится «строителем самого себя». Именно в это время происходит период максимальной интенсивности его двигательного и сенсорного развития. То есть ближе к концу этого периода с опорой на мануальную деятельность ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого – точнее, намного тоньше, если предоставить ребенку возможность упражнять свои моторные навыки с помощью сенсорного материала и созданной специальной познавательной среды.
Многие отечественные и зарубежные исследователи продуктивной деятельности и художественных способностей наряду с другими компонентами выделяют моторную способность, которую называют по-разному (ручная умелость, сенсомоторной способностью, графической способностью, т.д.).
М.М. Комарова отмечает, что рука ребенка старшего возраста, как бы приобретает представления о движении, ощущения как бы входят в руку, и ребенок может произвести движения не глядя. Самостоятельность ребенка вырастает благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению, процессу заинтересованности и результативности .
Доктор психологических наук, профессор Г.А. Урунтаева выделяет три периода сенсомоторного развития: «Младенчество», «Раннее детство», «Дошкольный возраст».
1 период – «Младенчество» – высшие анализаторы (зрение, слух) опережают развитие руки, как органа осязания и движения.
Особенности сенсомоторного развития в этот период:
— формируется хватание, которое приводит к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
— устанавливаются зрительно – двигательные координации, которые приводят к манипулированию;
2 период – «Раннее детство» — зрительно – двигательные действия остаются очень несовершенными.
Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, соотнесение.
3 период – «Дошкольный возраст» — особая познавательная деятельность .
Развитие сенсомоторных реакций связывается с созреванием функциональной системы, обеспечивающей активное произвольное поведение у детей.
Ведущими факторами ее развития являются:
а) увеличение реактивности сенсомоторной системы;
б) совершенствование принятия решения, реакций различения и выбора;
в) созревание сенсорно – перцептивного познания;
г) созревание памятного и моторного звена .
Поэтому, мелкая моторика – это не что иное, как умение работать руками и пальцами скоординировано. Каждое такое движение сопровождается такими системами организма, как зрительная и умение ориентироваться в пространстве. Мелкая моторика рук тесто взаимосвязана с познавательными процессами. А именно чем лучше у дошкольника развита мелкая моторика, тем лучше развивается речь, мышление, восприятие и воображение. Кроме этого, при развитии мелкой моторики у ребенка параллельно начинается развиваться и зрительная, и двигательная память, что позволяет выполнять в последствии все движения, что называется «на автомате».
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее значимым в предметно-практической деятельности дошкольников является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы