Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 7
1.1 Научно-теоретические проблемы формирования мелкой моторики у детей 7
1.2 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи 16
1.3 Нарушения мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 22
1.4 Анализ методик исследования мелкой моторики у детей 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
2.1 Организация, методы и методики исследования 36
2.2 Анализ результатов исследования 40
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 48
3.1 Основные направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 48
3.2 Результаты контрольного эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………..66
Введение:
Актуальность исследования определена тем фактом, что развитие мелкой моторики рук у детей выступает важной в теоретическом отношении и востребованной практикой исследовательской темой.
Эта востребованность обусловлена рядом причин. Так, родителей и педагогов детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить гармоничное развитие ребенка, как помочь формированию познавательных процессов и стимулировать речевую сферу. По данным исследователей (С.И. Гальперина, М.М. Кольцовой, Л.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, И.П. Павлова, Л.В. Фоминой и др.) уровень развития мелкой моторики рук в детском возрасте напрямую связан с речевым и познавательным развитием, причем за счет стимулирования моторного развития можно воздействовать на речь и интеллект. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать условия для развития мелкой моторики рук воспитанников. Это означает, что развитие мелкой моторики рук детей указано в качестве одного из основных направлений воспитательно-образовательного процесса в детском саду в ФГОС ДО.
В настоящее время число детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с ОНР (общим недоразвитием речи), увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности на этапе подготовки к обучению грамоте.
Развитие у дошкольников с ОНР мелкой моторики занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
Авторы: исследования Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Р. Лурии, М.Н. Щелованова и др. доказали, что развитие мелкой моторики рук выступает основой для речевого и познавательного развития детей.
В трудах таких специалистов как Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др. выявлено, что развитие движений рук, связанных с включением в действия пальцев, чрезвычайно важны для гармоничного развития ребенка.
Своеобразие средств и техник развития мелкой моторики рук в дошкольном детстве изучалось такими учеными как А.О. Акулова, Л.В. Артемова, Н.В. Краснощекова, В.К. Лотарев, Л.В. Пантелеева, Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая и др.
Графомоторный навык и аспекты его развития в детском возрасте изучали такие специалисты как М.М. Безруких, А.Д. Ботвинников, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянов и др.
Специфику развития графомоторного навыка у детей с речевыми нарушениями рассматривали И.Н. Вихрова, О.Б. Иншакова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк и др.
В связи с указанными причинами обращение к проблеме развития мелкой моторики рук у детей с ОНР является актуальным в научном отношении, а также востребовано практикой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность работы по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
Объект исследования: мелкая моторика у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание работы по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
Научная гипотеза: мы предполагаем, что работа по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте будет происходить результативно при соблюдении следующих условий:
— учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— использование ведущей деятельности периода – игровой деятельности;
— соблюдение принципа поэтапности и постепенного усложнения и формирования необходимых предпосылок.
Задачи исследования:
1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
2. Изучение состояния развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
3. Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.
4. Сопоставительный анализ.
5. Разработка и апробация программы коррекционной работы.
6. Доказательство результативности коррекционной работы.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы и источников по проблеме исследования;
— эмпирические методы: обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; диагностические методы (диагностический комплекс Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревич); педагогический эксперимент;
— методы обработки данных: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Организация исследования: экспериментальное исследование было проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» при участии 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогических источников и методических материалов по проблеме развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
— дефектологами с целью повышения результативности своей деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшей дошкольной группы с ОНР 3 уровня в процессе подготовки к обучению грамоте;
— студентами, обучающимися по дефектологическим специальностям, с целью самоподготовки к практическим и семинарским тематическим занятиям;
— родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, с целью педагогического просвещения и расширения своих знаний о средствах развития графомоторного навыка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка информационных источников и интернет-ресурсов, приложений.
Заключение:
В ходе исследования подтвердилась предполагаемая нами гипотеза о том, что работа по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению грамоте будет происходить результативно при соблюдении следующих условий:
— учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— использование ведущей деятельности периода – игровой деятельности;
— соблюдение принципа поэтапности и постепенного усложнения и формирования необходимых предпосылок.
Результаты проведенного исследования указывают на то, что дети с ОНР испытывают сложности в развитии мелкой моторики. Так, на констатирующем этапе исследования было выявлено, что низкий уровень развития мелкой моторики характерен для 32,5%. Средний уровень развития мелкой моторики мы обнаружили у 45%. Высокий уровень развития мелкой моторики был определен у 22,5%.
Система заданий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, реализованная в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, состояла из двух этапов: подготовительного этапа и основного этапа.
Подготовительный этап представлял собой работу по формированию и развитию базиса мелкой моторики. Для этого с детьми были проведены обучающие ситуации для развития мелкой моторики, реализованы знакомство с пальчиковыми и фольклорными играми, обеспечено сотрудничество с родителями воспитанников в рамках тематического заседания семейного клуба.
Основной этап формирования мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня предполагал формирование навыков, непосредственно связанных с графической деятельностью дошкольников.
В результате проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что у детей с ОНР, принявших участие в формирующем этапе исследования, был выявлен рост уровня развития мелкой моторики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1.1 Научно-теоретические проблемы формирования мелкой моторики у детей
Детский возраст является периодом наиболее активного овладения движениями. За короткий срок у ребенка формируются основные движения, позволяющие ему стать независимым в окружающем мире. Процесс моторного развития начинается сразу же после рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека, т.к. и в более зрелом возрасте он овладевает все новыми и новыми двигательными навыками.
Под моторикой Г.И. Поповым [21] понимается двигательная активность организма или отдельных органов.
По мнению В.Г. Каменскойх [14], моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
С.Е. Большакова [8] пишет, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.
По данным В.С. Мухиной [20], под мелкой моторикой понимается способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Т.А. Ткаченко [25] отмечает, что мелкая моторика – это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка [25].
В.И. Туркина [56] считает, что мелкая моторика – это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног.
В.С. Мухиной [20] отмечается, что моторное развитие – это совокупность анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих проявление двигательной функции. Основными показателями опорно-двигательного развития детей являются наличие определенного объема двигательных навыков и умений, степень развития двигательных качеств, которые определяют уровень моторной зрелости на данном этапе возрастного развития.