Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие лидерских качеств воспитанников на примере Детского дома, в условиях детского общественного объединения через детское самоуправление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств воспитанников в условиях детского общественного объединения 6
1.1. Понятие и сущность лидерских качеств 6
1.2. Формы и методы развития лидерских качеств в условиях детского общественного объединения 16
Глава 2. Практические особенности детского самоуправления как условия развития лидерских качеств воспитанников на примере Детского дома 30
2.1. Методы исследования развития лидерских качеств 30
2.2. Коррекционно-развивающая работа по развитию лидерских качеств в условиях детского общественного объединения 34
2.3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств 42
Заключение 48
Список литературы 51
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время проблема лидерства в детских объединениях относится к числу недостаточно исследованных, поэтому требует теоретического и экспериментального изучения разнообразных ее аспектов.
В значительной мере актуальность данной проблемы обусловлена социально-экономической ситуацией в стране, которая предъявляет высокие требования к личной активности человека, а также его способности оказывать влияние на других людей.
Известно, что именно лидеры обладают высоким уровнем влияния на окружающих, а также и способны активизировать их. Лидер является элементом групповой структуры, а лидерство это система отношений в данной структуре. Данная система отношений представляет собой динамический, возникающий в живом контакте с социальной средой групповой феномен. Поэтому, важно изучать проблему лидерства с позиций группового контекста, на уровне малой группы.
Формирование лидеров в среде детского общественного объединения через детское самоуправление – процесс, который не происходит сам по себе, его можно и нужно организовывать. Проводить этот процесс можно в результате обучения и воспитания, так как обучающиеся будут являться активными его участниками. Педагогическая наука создала большую теоретическую базу, сформировала основные положения и подходы к данной проблеме.
В зарубежной и отечественной научной литературе центром внимания многочисленных исследований привлекала к себе проблема лидерства. Т.Е. Вежевич, А.Г. Залевская, О.Н. Капиренкова, В.А. Павлова, Т.Ш. Тажутдинова, А.Л. Уманский и др. работают над созданием методик и программ по формированию и развитию детского лидерства. Тем не менее, степень разработанности данной проблемы остаётся недостаточно изученной. Процессы формирования и развития лидерских качеств воспитанников детского дома нуждается в новых психолого-педагогических подходах.
Отметим, проблема лидерства воспитанников детского дома через самоуправление является малоизученной. Личностные качества лидера — четко в литературе не представлены. А главным образом, объектом внимания отечественных психологов, являются проблемы детей с неблагоприятным положением среди сверстников.
Одним из условий формирования лидерских качеств воспитанников может стать внеурочная деятельность. Именно в этом возрасте необходимы внеклассные мероприятия, которые учат жить среди людей, жить в коллективе, общаться в нём так, чтобы людям хотелось с тобой общаться.
Таким образом, в настоящее время объективно существует противоречие между наличием огромного воспитательного потенциала форм внеурочной деятельности и недостаточным вниманием в теории и практике на формирование лидерских качеств у воспитанников детского дома.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по развитию лидерских качеств воспитанников на примере Детского дома, в условиях детского общественного объединения через детское самоуправление.
Объект исследования – детское лидерство как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – процесс формирования лидерских качеств воспитанников на примере Детского дома, в условиях детского общественного объединения через детское самоуправление.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: формирование лидерских качеств детей воспитанников на примере Детского дома, в условиях детского общественного объединения если:
Заключение:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу разных авторов по проблеме формирования лидерских качеств воспитанников, можно сделать вывод, что понятие лидерства в целом формировалось в течение длительного времени.
Многообразие освещение проблемы лидерства объясняется тем, что его можно рассматривать с разных точек зрения: как процесс организации группы, в результате общения и т. д. определяя понятие лидерства, психологи акцентируют внимание на одном или нескольких аспектах этой проблемы с учетом другого. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидер небольшой группы, влияние лидера является общим по своим характеристикам. Лидер – это тот, чьи взгляды и ориентации становятся эталонами для всех или большинства членов группы в оценке значимых аспектов жизни группы. Лидером признается право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
В возрасте 13-14 лет, создала наиболее благоприятные условия для формирования лидерских качеств личности ребенка. Это связано, с одной стороны, с сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой – с утратой непосредственности, развитием элементов самоконтроля, самооценки, символических функций сознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности и сознательности. Таким образом, теоретическое исследование выявило ряд направлений, позволяющих сформировать лидерские качества воспитанника. На сегодняшний день одним из благоприятных направлений для формирования лидерских качеств воспитанников является детское самоуправление.
Участвуя в этом виде деятельности, ребенок учится взаимодействовать с коллективом, искать наиболее рациональные пути выхода из различных сложных ситуаций, находит индивидуальные подходы к своим сверстникам. На различных этапах осуществления той или иной деятельности воспитанник может проявлять инициативу и координировать свою группу.
Формирование лидерских качеств воспитанников будет эффективным, если:
создать самоуправление, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
использовать варианты и элементы методик коллективных творческих дел и деловых игр.
создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества;
позиция педагога «рядом и впереди».
Для объективного и всестороннего изучения сформированности лидерских качеств воспитанников проводилась экспериментальная работа. Эксперимент был проведен в МКОУ «АЛДАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ», города Алдана с воспитанниками девочками в количестве 9 человек. Возраст участников эксперимента – 13-14 лет.
Эксперимент проходил в три последовательных этапа:
Первый этап – констатирующий. Проведено психодиагностическое исследование по выявлению лидерских качеств детей.
Второй этап – формирующий. Реализована специально разработанная программа работы с детьми, направленная на формирование лидерских качеств.
Третий этап – контрольный. Заключительная оценка, подведение итогов работы предыдущего этапа и сравнение результатов с констатирующим этапом.
Результаты эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности лидерских качеств воспитанников, а также определяют необходимость разработки и апробации формирующей программы с испытуемыми экспериментальной группы.
Разработанная формирующая программа позволяет обучить воспитанников работе в коллективе, умению выявлять и исправлять собственные ошибки; развить творческие и организаторские способности, деловые качества, умение вести себя в конфликтных ситуациях; воспитать нравственные качества личности ребенка, сформировать личность детского лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей; освоить ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств воспитанников в условиях детского общественного объединения
1.1. Понятие и сущность лидерских качеств
Определение лидерства включает в себя три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры — это люди, которые влияют на поведение других людей. Во-вторых, лидерство возможно только в группе (именно группа делает влиятельного участника лидером). В-третьих, лидерство — это процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения общих целей.
Разработкой теоретических и методических основ лидерской деятельности в детских и молодежных общественных объединениях занимались Г. Ф. Бедулина, В. Г. Литвинович, А. Н. Лутошкин, А. В. Малиновский, В. Н. Никонович, М. И. Рожков, Т. В. Трухачева, Л. И. Уманский, Г. В. Фимина [1, 5, 12, 19].
Лидер – это лицо, которое способно оказывать воздействие на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период [23].
Лидер — член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование ее интересов, выделившийся в результате группового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения (А. Л. Уманский) [17].
Лидер — это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль и конструирование эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) отношений в детском объединении через интеграцию усилий в координировании процессов функционирования организации, принятия решений, управления детским коллективом (А. В. Малиновский) [17].
В понятии «лидер» можно выделить два основных значения:
индивид, который обладает ярко выраженными, важными с точки зрения группы качествами, с помощью которых его деятельность является максимально продуктивной. В этом случае лидер – это образец для подражания, к которому примыкают остальные члены группы. Его влияние основывается на психологическом феномене отраженной субъективности;
лицо, за которым определение общество признает право на принятие наиболее значимых решений для группы. Авторитет лидера в этом случае основывается на способности объединять других для достижения общей цели. Лидер, регулирует отношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, оказывает влияние на формирование внутригрупповых ценностей [26].
Понятие лидерства существует в социологии, политологии, психологии и других науках о человеке и обществе. Изучение этого феномена имеет непосредственную практическую направленность. Это важно для разработки методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. Лидерство как социальное явление, основано на определенных объективных потребностях сложно организованных систем: в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности [30].
«Теория черт лидера» гласит, что лидерами люди рождаются. Существуют определенные врожденные свойства и характеристики личности, такие как сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии – сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности, которые дают ему возможность занимать занять ведущее положение в любой ситуации и брать на себя роль лидера [30].