Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Развитие исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников» 7
1.2. Педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 10
1.3. Технология развития у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 27
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не просто овладение знаниями, а получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
При организации развернутой учебной деятельности или формирования отдельных ее компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений. Цель исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.
На данном этапе развития образования все время появляются новые подходы, методы и технологии обучения. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности, целеустремленность и систематичность; мотивированность; творческая среда, психологический комфорт; личность учителя; учет возрастных особенностей.
В настоящее время имеется достаточное количество мнений исследователей по проблеме развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что разработкой научно-методических основ формирования исследовательских умений младших школьников занимались как отечественные (В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), так и зарубежные (Дж. Бруннер, А. Дистервег, Я. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, С. Френе, И. Пестолоцци) педагоги. Подтверждение развивающего обучения, направленного на формирование исследовательских умений добывать, а затем применять полученные знания было дано П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, М.М. Скаткиным, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской. Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся представлены в работах А.И. Савенкова, Л. А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие:
между ценностью развития исследовательских умений младших школьников и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования исследовательских умений у младших школьников.
Объект исследования: исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень развития исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если:
— уделять повышенное внимание проектированию в учебной деятельности учащихся;
— учитывать возрастные особенности младших школьников;
— создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте.
2. Изучить педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников.
3. Провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, эмпирические – метод тестирования обучающихся, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные работы, посвященные изучению исследовательских умений детей младшего школьного возраста (А.И. Савенков, И.В. Комарова, М.И. Махмутов и др.); исследования, посвященные проблеме использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений (Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, Е.В. Зачесова, О.А. Ивашова, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутов, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, А.В. Тихомиров., В.Ф. Феоктистова, Н.А. Семенова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей непосредственной практике положения и выводы, полученные в данной работе, а также применять предложенную нами систему приемов и методов работы для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В первой главе рассмотрели теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами были сформулированы понятия исследовательские умения и проектная деятельность.
Опираясь на работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой, под общими исследовательскими умениями мы понимаем умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, классифицировать, сравнивать, наблюдать, оформлять и представлять результат исследования. А также способность видеть проблемы, умение задавать вопросы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи анализировать и оценивать свою исследовательскую деятельность
Были выделены, теоретически обоснованы, а также апробированы педагогические условия по формированию исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира: проведение уроков исследований, применение упражнений и заданий исследовательской направленности, создание исследовательских проектов; планомерное и поэтапное формирование исследовательских (операционных, организационных и практических) умений.
Во второй главе провели опытно-экспериментальную работу по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности. По результатам диагностики на констатирующем этапе сделали вывод о преобладании у учащихся 3 класса низкого уровня сформированности исследовательских умений. С целью повышения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников экспериментальной группы была разработана работа по формированию исследовательских умений.
В результате проведения итоговой диагностики было выявлено, что в контрольной группе на контрольном этапе высокий уровень вырос на 13%, а в свою очередь в экспериментальной группе повысился на 47%. В экспериментальной группе низкий уровень не выявлен, а в контрольной понизился на 11%.
Таким образом, эффективность работы по формированию исследовательских умений у младших школьников, реализованного в экспериментальной группе, подтверждена результатами повторной диагностики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности
1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников»
Проблема подготовки молодого поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания, неординарно мыслить, искать знания в новых, непривычных условиях, является актуальной. Сегодня же возникает потребность не только в знающих людях, но и в такой категории людей, которая способна видеть, формулировать и решать самостоятельно новые проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений учащихся является актуальной проблемой современного обучения [14].
В широком смысле умение — это усвоенная готовность сознательно решать те или иные задачи. Умение предусматривает хорошую ориентацию в новых условиях и включает в себя элементы творчества. Г.С. Костюк считает, что существует столько умений, сколько различных конкретных видов деятельности человека [11].
Общий обзор и анализ основных исследований ученых, которые рассматривали исследовательские умения учащихся, обнаруживает наличие различных точек зрения на определение понятия исследовательских умений учащихся и позволяет сделать выводы, что исследовательские умения:
— относятся к общеучебным умениям (касаются всех учебных предметов);
— составляют систему действий (практического и умственного характера);
— подчиняются логике научного исследования и сознательно используются учащимися в образовательном процессе для разработки новых знаний.
Умения формируются в процессе деятельности. С точки зрения общей психологии деятельность — это форма активного отношения к действительности, в результате которой человек устанавливает связь с внешним миром. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создавалась жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практической взаимодействием живого существа с окружающей средой [19].
По И.А. Резник исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Т.Ю. Пономарѐва определяет исследовательские умения как совокупность умений поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.