Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие исследовательских умений дошкольников 5-го года жизни в экспериментальной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Развитие исследовательских умений дошкольников как педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития исследовательских умений старших дошкольников 14
1.3 Формы организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками 22
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1 Диагностика развития исследовательских умений старших дошкольников 32
2.2 Реализация программы экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками 42
2.3 Обобщение результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……..54
Введение:
Актуальность исследования. Интерес к проблеме развития исследовательских умений детей, повышенное внимание к исследовательскому обучению сегодня стали актуальными проблемами в дошкольной образовательной практике и психологии. Данная проблематика активно разрабатывается в специальных научных исследованиях (И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков, А.В. Леотович, А.И. Савенков, Н.Н. Совгир). Исследовательские умения, среди которых наиболее значимыми выступают способность быстро ориентироваться в той или иной ситуации, творчески подходить к решению различных проблем, умение анализировать и находить информацию, создают основу для активных действий, творчества и преобразований.
Основы развития исследовательских умений детей закладываются в возрасте 5 лет, который характеризуется особенной чувствительностью к усвоению окружающей действительности, а также активностью дошкольника –познавательной, исследовательской, обследовательской. Дети с большим интересом участвуют в исследовательской работе, проявляя любопытство и желание экспериментировать. Поисковая активность ребенка, спонтанно проявляющаяся в специально организованных условиях, будет способствовать появлению психического новообразования, что именуется исследовательскими умениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, основная образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В связи с этим в системе дошкольного образования сегодня приоритетными выступают те формы и методы, которые развивают у детей способности к начальным формам умозаключения, абстракции, обобщения, таким методом и является экспериментирование. Включение ребенка в экспериментально-исследовательскую деятельность в условиях дошкольной образовательной организации должно способствовать самореализации и саморазвитию ребенка, развитию исследовательской инициативы и активности.
До настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательских умений дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской деятельности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Это ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Таким образом, анализ литературы позволяет выявить противоречие между задачей развития исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность ее решения. Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали темой исследования: «Развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности».
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, каковы педагогические условия развития исследовательских умений дошкольников 5-го года жизни в экспериментальной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности.
Объект исследования: исследовательские умения старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
поддержание интереса у ребенка к экспериментальной деятельности;
владение педагогом прямыми и косвенными приемами руководства экспериментальной деятельностью.
Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу и раскрыть теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий и исследовать развитие исследовательских умений старших дошкольников.
3. Реализовать в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности и представить ее результаты;
4. Проанализировать динамику развития исследовательских умений старших дошкольников.
Теоретические основы исследования. Развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной деятельности носит комплексный характер и сформировано на базе:
психолого-педагогических концепций и теорий познавательного развития зарубежных (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.) и отечественных ученых (В.Н. Аванесова, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова и др.);
трудов о развитии исследовательских умений у дошкольников (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков Л.Ф. Тихомирова и др.);
исследований о развитии дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности (Т.А. Аксенова, А.С. Захарова, Т.А. Короткова и др.);
методических рекомендаций и практических материалов по использованию экспериментирования в дошкольном образовании (А.И. Иванова, О.А. Коваленко, Н.В. Нищева и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, игра), педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
математические: методы количественной и качественной обработки данных педагогического эксперимента.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 61 «Родничок».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 66 страницами печатного текста компьютерного набора, 47 наименованием списка используемых источников, 7 таблицами, 22 рисунками и 3 приложениями.
Заключение:
Исследовательские умения – это компонент познавательной сферы личности. Исследовательские умения выступают частью исследовательского поведения и составляют взаимосвязь мотивационного, операционального и контрольно-оценочного компонентов.
Выявлена взаимосвязь исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, каждый уровень познавательно-исследовательской деятельности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней развития исследовательских умений дошкольников данного возраста. В развитии познавательной и исследовательской деятельности детей чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых умениях и знаниях, способах действий, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить уже полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Занятия по экспериментированию с детьми выполняют социальный заказ на воспитание разносторонней личности и закладывают у детей качества успешных исследователей. Результаты работы в рамках экспериментальной ориентации показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся более самостоятельными, их интересы расширяются, они инициативны в выдвижении и тестировании гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. К основным формам организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками относятся наблюдения, опыты, игры, моделирование проблемных ситуаций.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 61 «Родничок» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нормальный уровень физического и психического развития. В эксперименте принимали участие дети старших групп в составе 50 человек. Из них 23 девочки и 27 мальчиков в возрасте 5-6 лет. Все дети были разделены на две группы по 25 человек –экспериментальную и контрольную. Первичная диагностика показала, что среди старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни развития исследовательских умений. В экспериментальной и контрольной группе исследовательские умения у старших дошкольников развиты практически одинаково. В контрольной группе незначительно меньше детей с высоким уровнем развития анализируемого умения и больше – со средним.
В рамках данного исследования мы разработали и реализовали программу экспериментальных игр, направленных на развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста, с ребятами из экспериментальной группы. Программа рассчитана на 4 месяца. Занятия проводились 1 раз в неделю, длительностью 25-30 минут. Программа разбита на 3 блока, в каждом из которых развивались умения, необходимые для развития исследовательских способностей. 1 блок включает в себя игры, направленные на развитие умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Во 2 блок мы включили занятия, направленные на развитие умения наблюдать. И в 3 блоке содержатся игры на развитие умения экспериментировать. Всего было проведено 48 игр.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие исследовательских умений дошкольников как педагогическая проблема
Дошкольное образование – это первая ступень в развитии детей. Выпускник современного дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее разрешения.
Достижению данной цели способствует формирование у дошкольников исследовательских умений. Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов (С.П. Арсенова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Л.Ф. Тихомирова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта, развития их творческого потенциала, а также личности в целом (гибкость и самостоятельность мышления, активность и инициативность в решении поставленных задач).
Понятие «исследовательские умения» в научной литературе трактуется по-разному [34, с. 57]. Так, В.В. Успенский, Н.Л. Головизнина, И.А. Зимняя, и другие исследовательские умения рассматривают как результат и меру исследовательской деятельности. С точки зрения Н.Л. Головизниной [10, с. 13], исследовательские умения – это ожидаемый результат обучения исследовательской деятельности, который представляет собой интеграцию сознательных, специальных, взаимозависимых и отлично освоенных действий, что обеспечивают обучающимся самостоятельное создание исследовательского продукта.
В словаре Е.А. Шашенкова рассматривает исследовательские умения в качестве сознательного владения совокупностью операций, которые являются способами осуществления практических и умственных действий (в том числе, исследовательских и творческих действий), что составляют исследовательскую деятельность, успешность выполнения и формирования которых зависит от ранее приобретенных умений [20, с. 57].
Иную точку зрения заявляют П.Ю. Романов, Н.В. Сычков, М.Н. Поволяева и другие, которые рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, что необходимы для выполнения исследовательской деятельности. По мнению Н.А. Ревина и Н.В. Линник, исследовательскими умениями является способность обучаемого эффективно выполнять действия, адекватные содержанию абсолютно каждого уровня системы образования, решать проблему, возникшую в соответствии с логикой научного исследования на основе имеющихся знаний и умений [41, с.102].
Ю.А. Погребецкая определяет исследовательские умения как систему практических, интеллектуальных знаний, навыков и умений, необходимых для самостоятельного проведения исследования или его частей [39, с. 51].
Также исследовательские умения рассматриваются в качестве сложного структурного сочетания чувственных, интеллектуальных, креативных, волевых, эмоциональных качеств личности, как способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, способами и условиями ее выполнения, обеспечивать достижение поставленной цели деятельности в постоянно изменяющихся условиях ее протекания [38, с. 57].