Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Развитие интонационной выразительности диалогических речи младших школьников».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие диалогической речи в лингвистической литературе 7
1.2. Основные понятия интонологии 13
1.3. Вопросы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников в методической науке 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Содержание экспериментальной работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи младшего школьника 28
2.2. Описание констатирующего эксперимента 29
2.2.1. Готовность учителя начальных классов к работе по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников 33
2.2.2. Характеристика интонационной выразительности диалогической речи современных младших школьников 35
2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения 37
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………… 55
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что речь современного ребенка нередко бедна и маловыразительна в интонационном отношении. Причин для этого несколько: дети все чаще предпочитают чтению художественной литературы досуг с гаджетами, реальному общению со сверстниками – компьютерные игры, а те речевые образцы, которые они перенимают из средств массовой информации и у родителей, часто не являются эталоном грамотной речи с достаточным использованием выразительных речевых средств.
При этом необходимость развития выразительных средств речи у детей и преодоления интонационной неразвитости обусловлена не только потребностями практики, но и нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательный процесс в образовательных организациях. В частности, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Поэтому поиск эффективных средств развития интонационной стороны речи у младших школьников выступает актуальной проблемой.
Таким образом, нами была сформулирована проблема исследования: при каких методических условиях работа по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников будет более эффективной, чем в существующей практике?
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что педагогическая работа, направленная на развитие интонационной выразительности диалогических речи младших школьников, будет более эффективной, чем в сложившей практике, при следующих условиях:
1) при организации такой работы следует учитывать комплексный подход, который предполагает формирование у школьников общих представлений о выразительности речи, знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
2) в качестве речевого материала использовать народные сказки, детские художественные произведения.
Целью нашего исследования является разработка научно обоснованных программы и содержания опытного обучения, осуществление их проверки на уроках русского языка во 2 классе.
Объектом данного исследования является диалогическая речь младших школьников.
Предмет исследования – развитие интонационной выразительности диалогической речи младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников посредством изучения научной психолингвистической, педагогической и методической литературы.
2. Выявить возможности для организации работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников.
3. Исследовать готовность учителя начальных классов к работе по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников.
4. Определить характеристику интонационной выразительности диалогической речи современных младших школьников.
5. Разработать программу и содержание опытного обучения, осуществить их экспериментальную проверку.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические – определение теоретических основ методики опытного обучения на основе анализа научной психолингвистической и методической литературы;
— эмпирические – анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент;
— статистические – количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Теоретические основы исследования составляют научные труды, посвященные разнообразным аспектам развития речи в младшем школьном возрасте (А.Н. Гвоздев, Л.С. Волкова, О.Л. Лукаш, О.А. Реуцкая, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Л.А. Чистович, Г.Р. Шашкина и др.); научные методические работы, в которых рассматриваются проблемы развития интонационной выразительности детской речи (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Н.А. Ветлугина, Л.А. Горбушина, Н.С. Карпинская, И.Р. Коршунова, А.М. Леушина, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева, Н.С. Рождественский, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, Л.Ф. Фомичева и др.).
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, формулируются проблема, гипотеза, объект и предмет, определяются цель, задачи и методы исследования.
В I главе («Теоретические основы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников») раскрываются понятия диалогической речи, интонологии, интонационной выразительности, рассматриваются различные методические подходы к исследуемой проблеме.
Во II главе («Проблемы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников») представлены результаты диагностики готовности учителя начальных классов к работе по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников и характеристика интонационной выразительности диалогической речи современных младших школьников, содержание опытного обучения, данные контрольного этапа эксперимента.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы насчитывает 51 наименование.
Объем выпускной квалификационной работы – 60 страниц.
Приложение включает материалы опытного обучения.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ГБОУ Школа №1420, обучающиеся 2 класса.
Заключение:
Цель исследования – разработка научно обоснованных программы и содержания опытного обучения, осуществление их проверки на уроках русского языка во 2 классе – в основном достигнута.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Определены теоретические основы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников посредством изучения научной психолингвистической, педагогической и методической литературы.
2. Выявлены возможности для организации работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников.
3. Исследована готовность учителя начальных классов к работе по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников.
4. Определена характеристика интонационной выразительности диалогической речи современных младших школьников.
5. Разработана программа и содержание опытного обучения, осуществлена их экспериментальная проверка.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам обнаружить, что педагоги признают важность работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи учащихся, в достаточной степени осведомлены о формах и методах педагогической работы, нацеленный на этот результат. При этом по самооценке педагогов далеко не все их них в полной мере реализуют данное направление работы в своем педагогическом процессе. Нередко из-за нехватки времени мало уделяют внимания этому направлению речевого развития. Также зачастую используют привычные и менее трудоемкие формы и методы работы. Характеризуя интонационную сторону речи у младших школьников, принявших участие в экспериментальной работе, мы отметили, что на констатирующем этапе у детей затруднено переключение голоса на разные высоты, недостаточно развита регуляция темпа речи и силы голоса, низкая интонационная выразительность.
Используя полученные данные, мы разработали программу и содержание опытного обучения, целью которого являлось развитие интонационной выразительности диалогических речи младших школьников на основе комплексного подхода и использования в качестве речевого материала народных сказок, детских художественных произведений.
Предметом практического освоения учеников явились следующие понятия: «интонация», «интонационная выразительность», «повествовательная интонация», «вопросительная интонация», «восклицательная интонация». Знания и умения учеников формировались в рамках каждого компонента интонационной выразительности диалогической речи посредством использования народных сказок и художественных произведений.
Проведенное опытное обучение и наблюдения за учащимися показали следующее. На контрольном этапе исследования у учащихся возросла способность к изменению темпа речи, высоты и силы голоса, выполнению переходов от громкого звучания к тихому и, наоборот, к выделению ударного слога. У большинства учащихся интонационная выразительность диалогической речи стала соответствовать возрастным нормативам.
Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что педагогическая работа, направленная на развитие интонационной выразительности диалогической речи младших школьников, будет более эффективной, при следующих условиях:
1) при организации такой работы следует учитывать комплексный подход, который предполагает формирование у школьников общих представлений о выразительности речи, знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;
2) в качестве речевого материала использовать народные сказки, детские художественные произведения.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Завершив работу, мы выявили некоторые проблемы, требующие дальнейшего исследования: какие методы и формы работы оказывают наибольшее влияние на развитие интонационной выразительности диалогической речи у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие диалогической речи в лингвистической литературе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, оно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. А.Р. Лурия [25] подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц [5].
Диалог – это одна из форм связной речи, наряду с монологической речью.
В современной научной литературе нами были обнаружены различные подходы к определению диалога.
Л.А. Введенская [9] определяет диалог как форму речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения.
По определению Г.М. Кучинского, диалог – это одна из форм связной речи, в которой участвуют два или несколько говорящих, и которая представляет собой смену их высказываний, обмен высказываниями-репликами по какой-либо теме.
В.В. Дементьев рассматривает диалог как жанр речи, который состоит из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником [14].
Представители лингвистического подхода (В.П. Глухов, Г.М. Кучинский, Н.Ю. Шведова и др.) называют диалог актом социально-речевого взаимодействия людей, который происходит при непосредственном общении. Под диалогом они подразумевают коммуникативную деятельность людей (т.е. общение) и результат этой деятельности. С точки зрения лингвистики, основной единицей диалога является диалогическое единство – тематическое объединение нескольких реплик, каждая последующая из которых зависит от предыдущего, т.е. эти реплики связаны между собой по смыслу. Диалогическое единство характеризуется семантической, структурной и смысловой законченностью.
При социально-психологическом подходе (Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и др.) диалог представляет собой сложную форму социального взаимодействия, такую разновидность человеческого поведения, при которой человек обязан соблюдать ряд социально обусловленных норм и правил, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой общения и взаимоотношения людей.
Представители поведенческого подхода (А.Г. Арушанова, О.Б. Сиротинина и др.) полагают, что диалогическая речь – это средство формирования и развития социального опыта человека, поскольку диалог – это разновидность человеческого поведения.
Любой диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка [5]. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой, но на практике же любой диалог имеет свою концовку.
Реплика – это обязательный компонент диалога. Она имеет двуплановый характер, так как совмещает в себе «значения акции (стимулирующее высказывание) и реакции (ответ на реплику), в результате чего диалог и представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний» [5, с. 116]. Почти всегда диалог, особенно повседневный (бытовой), сопровождается жестами и мимикой. В различных видах диалога (научный спор, деловые переговоры и т.п.) реплики могут представлять собой пространные выступления, речи.
Непосредственное участие в диалоге осуществляется при помощи диалогической речи.
По определению А.Г. Арушановой диалогическая речь – это «тип речевой коммуникации, в процессе которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами» [2, с. 29]. Схожее определение дает О.Б. Сиротинина, по мнению которой «диалогическая речь – это сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения объединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетания» [38, с. 45].
Структурные единицы диалогической речи – это отдельные высказывания – реплики, которые связаны друг с другом по смыслу и определенными отношениями. Эти реплики делятся на две группы:
— реплики-стимулы (сообщение, вопрос, побуждение);
— реплики-реакции (реакции на сообщения, ответы на вопросы и реакции на побуждения) [15].
Эту же мысль высказывает В.П. Глухов [12], который замечает, что любой диалог осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Диалогическая речь, как и любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является ее продуктом. Для ее развертывания значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Это: человек (внешность, поступки и так далее), событие, вещь.
Итак, диалогическая речь изучается с точки зрения разных подходов, каждый из которых вносит в ее определение существенные и важные характеристики. Общее, что объединяет все эти подходы, это понимание того, что диалог – это форма речи, общения и коммуникации, которая протекает как разговор, обмен репликами двух, трех или более лиц, в котором собеседники постоянно меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль).
В данной работе нами понятия «диалог» и «диалогическая речь» будут использоваться как синонимичные.
О.Б. Сиротинина [38] обращает внимание на то, что содержательная сторона высказываний в диалогической речи формируется на основе жизненного опыта общающихся и имеющихся у них потребностей сообщить что-то партнеру по общению, запросить у партнера нужную информацию, привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию, сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, выводах, обсудить какой-либо факт, касающийся одного из своих собеседников, высказать свои положительные или отрицательные эмоции и т.д.
В.П. Глухов [12] подчеркивает важные особенности диалогической речи, к которой относятся грамматическая неполнота, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы», речевые «клише»).