Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие и воспитание воли в школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1.Сущность феномена «воля» в психологической литературе 6
1.2. Характеристика развития воли в школьном возрасте 12
1.3. Особенности воспитания воли в школьном возрасте 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА) 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Изучение воли у детей школьного возраста 29
2.3. Разработка и реализация программы по развитию и воспитанию воли у детей школьного возраста 42
2.4. Анализ результатов и их обсуждение 47
Выводы по 2 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список литературы 56

  

Введение:

 

Проблема исследования Данное выпускное исследование посвящено проблеме развития и воспитания воли в школьном возрасте.
Обоснование выбора темы. Особенности развития волевой сферы детей школьного возраста исследовались такими учеными как: Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, Н.П.Гаврилюк, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Э.Г. Ширяева, Т.И. Шульга и др. В рамках данного направления остается недостаточно исследованной проблема гендерных различий в развитии волевой сферы данной возрастной категории детей.
Актуальность исследования. На протяжении всей жизни человек ставит определенные цели, которые актуальны на том или ином этапе его жизни и которых он старается достичь. Для этого необходимо преодоление препятствий (как внешних, так и внутренних), мобилизация интеллектуальных и физических сил, проявление волевых усилий.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, учеба, труд, спорт немыслимы без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные и субъективные помехи, усталость. Без воли невозможно достичь успеха в том или ином виде деятельности, в частности в школьном возрасте.
С волевыми свойствами человек не рождается, а они формируются и развиваются при жизни, с малых лет, в процессе его обучения, воспитания и деятельности.
Научно-методологическая база. В работе опирались на концепции воли В. Вундта, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтера, У. Джеймса, В.А.Иванникова.
Цель исследования: исследовать особенности развития воли у юношей и девушек 14-15 лет и разработать программу формирования воли, ориентированную на данную возрастную группу.
Объект исследования – волевая сфера школьников.
Предмет исследования – развитие и воспитание воли в школьном возрасте (на примере подростков 14-15 лет).
Гипотезами исследования явились предположения о том, что:
— воля у мальчиков 14-15 лет более развита, чем у девочек данного возраста;
— разработанная программа «Развиваем волю» будет способствовать повышению уровня воли у подростков 14-15 лет.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— изучить сущность феномена «воля», основные теории эмоций;
— охарактеризовать развитие воли в школьном возрасте;
— рассмотреть особенности воспитания воли в школьном возрасте на примере подросткового возраста;
— разработать программу диагностического исследования и экспериментальным путем проверить выдвинутые гипотезы;
— определить совокупность диагностических методик для изучения воли у подростков 14-15 лет;
— исследовать особенности развития воли у мальчиков и девочек 14-15 лет;
— провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение;
— разработать программу по развитию воли у подростков 14-15 лет и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата, анкетирование для проверки гипотез, математические методы обработки данных (U-критерий Манна-Уитни для сравнения выборок, определения достоверности между их показателями; Т-критерий Вилкоксона для выявления наличия сдвига в показателях воли подростков после апробации программы).

Методики исследования: тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов), тест «Диагностика волевого потенциала» (Н.П. Фетискин), анкета «Развитие волевых качеств и определение предпочтений» (Е.Н. Прошицкая);
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №5».
Характеристика выборки исследования: 30 человек: 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 14 до 15 лет.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных учреждений в рамках проведения коррекционной работы по развитию воли у подростков 14-15 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В результате решения задач исследования достигнута цель, подтверждены гипотезы и сделаны следующие выводы:
Воля — способность человека к осознанному преодолению препятствий (как внешних, так и внутренних) для достижения собственных целей.
Развитие воли в школьный период имеет свою специфику, которая связана с конкретным возрастным периодом (младший школьный возраст, средний школьный возраст, старший школьный возраст) и характеризуется происходящими изменениями в выраженности волевых качеств (настойчивости, самостоятельности, решительности и др.).
Воспитание воли у школьников представляет собой процесс по созданию условий для ее целенаправленного формирования с использованием определенных форм, методов и средств на основе ряда принципов, среди которых: принцип стимулирования школьника к самовоспитанию; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип постановки достижимых целей; принцип достижения цели, доведения дела до конца; принцип опоры на базовые потребности (здоровье, психологический комфорт); принцип сочетания воспитания с самовоспитанием; принцип индивидуального подхода; принцип опоры на позитивные качества личности; принцип самостоятельности.
По результатам проведенных методик установлено, что воля у мальчиков-подростков 14-15 лет лучше развита, чем у девочек того же возраста (сила воли в группе мальчиков выше, чем у девочек на 5,5 баллов; волевой потенциал у мальчиков выше, чем у девочек на 3,7 балла; волевые качества в группе мальчиков более развиты, чем у девочек на 2,2 балла).
В результате повторной диагностики после апробации программы «Развиваем волю» выявлено наличие выраженного сдвига в сформированности воли у подростков экспериментальной группы, что подтвердило гипотезу относительно эффективности данной программы, ее влиянии на повышение уровня воли у подростков 14-15 лет.

 

Заключение:

 

Проблема исследования Данное выпускное исследование посвящено проблеме развития и воспитания воли в школьном возрасте.
Обоснование выбора темы. Особенности развития волевой сферы детей школьного возраста исследовались такими учеными как: Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, Н.П.Гаврилюк, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Э.Г. Ширяева, Т.И. Шульга и др. В рамках данного направления остается недостаточно исследованной проблема гендерных различий в развитии волевой сферы данной возрастной категории детей.
Актуальность исследования. На протяжении всей жизни человек ставит определенные цели, которые актуальны на том или ином этапе его жизни и которых он старается достичь. Для этого необходимо преодоление препятствий (как внешних, так и внутренних), мобилизация интеллектуальных и физических сил, проявление волевых усилий.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, учеба, труд, спорт немыслимы без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные и субъективные помехи, усталость. Без воли невозможно достичь успеха в том или ином виде деятельности, в частности в школьном возрасте.
С волевыми свойствами человек не рождается, а они формируются и развиваются при жизни, с малых лет, в процессе его обучения, воспитания и деятельности.
Научно-методологическая база. В работе опирались на концепции воли В. Вундта, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтера, У. Джеймса, В.А.Иванникова.
Цель исследования: исследовать особенности развития воли у юношей и девушек 14-15 лет и разработать программу формирования воли, ориентированную на данную возрастную группу.
Объект исследования – волевая сфера школьников.
Предмет исследования – развитие и воспитание воли в школьном возрасте (на примере подростков 14-15 лет).
Гипотезами исследования явились предположения о том, что:
— воля у мальчиков 14-15 лет более развита, чем у девочек данного возраста;
— разработанная программа «Развиваем волю» будет способствовать повышению уровня воли у подростков 14-15 лет.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— изучить сущность феномена «воля», основные теории эмоций;
— охарактеризовать развитие воли в школьном возрасте;
— рассмотреть особенности воспитания воли в школьном возрасте на примере подросткового возраста;
— разработать программу диагностического исследования и экспериментальным путем проверить выдвинутые гипотезы;
— определить совокупность диагностических методик для изучения воли у подростков 14-15 лет;
— исследовать особенности развития воли у мальчиков и девочек 14-15 лет;
— провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение;
— разработать программу по развитию воли у подростков 14-15 лет и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата, анкетирование для проверки гипотез, математические методы обработки данных (U-критерий Манна-Уитни для сравнения выборок, определения достоверности между их показателями; Т-критерий Вилкоксона для выявления наличия сдвига в показателях воли подростков после апробации программы).

Методики исследования: тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов), тест «Диагностика волевого потенциала» (Н.П. Фетискин), анкета «Развитие волевых качеств и определение предпочтений» (Е.Н. Прошицкая);
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №5».
Характеристика выборки исследования: 30 человек: 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 14 до 15 лет.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов общеобразовательных учреждений в рамках проведения коррекционной работы по развитию воли у подростков 14-15 лет.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Сущность феномена «воля» в психологической литературе

Рассмотрим сущность феномена «воля».
В Психологических словарях воля (англ.volition, will) представлена в качестве:
— способности человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий [4];
— свойства человеческой психики, которое проявляется в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям, воздействиям [28].
В психологии имеют место два основных подхода к определению сущности понятия «воля» и к его исследованию. Согласно первого подхода, воля рассматривается в контексте проблемы сознания, второго – в контексте проблемы мотивации.
Так, первое направление получило свое развитие в работах Л.С.Выготского, Л.И. Божович, которые фундаментальной характеристикой воли считали осознанность или сознательность поведения [3;10].
Л.С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей «овладения собой», то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением. Сущность воли, согласно автору, – овладение собой, своей мотивацией и своими психическими процессами [10].
А. Р. Лурия [30], также, как и Л.С. Выготский, рассматривал волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков – искусственных «средств поведения».
При этом, как отмечает О.Н. Шадрина, осознание действия может происходить как в форме сложных суждений, так и в форме элементарных ощущений, которые субъект считает причиной своих движений [48]. То есть, по-сути, воля выступает в качестве сознательной саморегуляции поведения.
Представители второго подхода связывают исследуемое понятие с мотивационно-потребностной сферой личности. Например, С.Л. Рубинштейн отмечал, что волевое действие — действие сознательное, целенаправленное, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [37]. Зародыш воли, по мнению ученого, – в активной стороне потребности, которое выражается в виде влечения, желания, хотения». Волю образует высший слой тенденций – желания, определяемые идейным содержанием, выступающим в качестве осознанной цели. Здесь речь идет не просто о целях, а о целях, значимых для индивида, по-настоящему дорогих для него.
А.Н. Леонтьев рассматривал волю в качестве сущностной характеристики человека, которая дает ему возможность быть сознательным субъектом собственной жизни [29].
Воля в понимании У. Джеймса есть самостоятельная сила души, обладающая способностью к решению о действии [17].
В трудах таких исследователей как К.Н. Корнилов, В.И. Селиванов, А.Ц.Пуни и др. воля связывалась с мобилизацией усилий по преодолению препятствий (как внешних, так и внутренних), которые возникают при реализации действий.
Например, В.И. Селиванов считает волю особой формой отражения, связанной с реализацией действий человека в условиях намеренного преодоления препятствий [40]. Препятствие может быть не обязательно внешним, но и внутренним. При этом предполагается, что возникающие трудности в форме препятствий преодолеваются за счет волевого усилия.
Волевое усилие – это основной критерий волевого действия; ядро любого волевого акта; сознательно и большей частью полностью осознанно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия: при прислушивании, при наблюдении, при сосредоточении внимания, при принятии решения, при выполнении движения.
Всякое волевое действие можно структурировать следующим образом: осознание цели – стремление к ее достижению – осознание ряда возможностей – осознанный выбор мотива действия – выбор решения – осуществление решения [40].
Волевое усилие имеет различную степень выраженности, как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявление тем или иным человеком силы воли.
Длительность волевых усилий, по мнению В. С. Кузина, зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).
Длительность волевой активности, отмечает С. Л. Рубинштейн, зависит и от энергетики активности: чем большие ресурсы имеются у человека, тем более длительно он может сохранять волевое напряжение [37].
В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Е.П. Ильиным установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от:
— мировоззрения личности;
— моральной устойчивости личности;
— степени общественной значимости поставленных целей;
— установки по отношению к деятельности;
— уровня самоуправления и самоорганизации личности [23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы