Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие и поддержка молодежного движения на территории муниципального образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования 6
1.1 Основы государственного регулирования молодежного движения на территории Российской Федерации 6
1.2 Общественные организации как механизм привлечения молодежи к добровольческой деятельности 14
2 Сравнительный анализ состояния проблем организации добровольческого движения в г. Волхов 20
2.1 Анализ состояния молодежного добровольческого движения в России ……………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ развития и поддержки добровольческого молодежного движения молодежи на территории муниципального образования г. Волхов 34
3 Методические положения разработки организационного обеспечения развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования г. Волхов 46
3.1 Способы и факторы развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования г. Волхов 46
3.2. Организационный план обеспечения развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования г. Волхов на основе добровольчества 57
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение 1 72
Приложение 2 73

  

Введение:

 

В современном мире волонтерская деятельность представляет собой один из самых распространенных видов объединений молодежи. В нашей стране и на западе созданы десятки тысяч волонтерских движений, организаций и фондов. Поле деятельности добровольцев очень широко.
Активные, инициативные, неравнодушные к проблемам, возникающим в обществе, люди реализовывают себя благодаря волонтерской деятельности: начиная от помощи пожилым людям, детям-сиротам, людям с ограниченными возможностями и заканчивая профилактикой наркомании, распространения ВИЧ-инфекции. И это еще далеко не полный список сфер, в которых работают волонтеры.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в России добровольческая деятельность не является устоявшейся нормой повседневной жизни, однако можно говорить о том, что волонтерство в нашей стране набирает обороты. С каждым днем средства массовой информации рассказывают об открытии новых благотворительных фондов со штатом волонтеров, об организации волонтерских корпусов, как самостоятельных единиц. И все больше, и больше людей и, в частности, молодежь, пополняют ряды подобных организаций.
Добровольческая деятельность зародилась давно и имеет тысячелетнюю историю. Впервые волонтеры появляются одновременно с зарождением социально-общественных отношений: первоначально их труд был связан с религией и институтом церкви. Прежде всего, добровольцы стремились соответствовать установленным нормам нравственности.
В современной России добровольческая деятельность выходит на качественно новый уровень: в некоторых случаях волонтеры работают в тех проблемных областях, которые не всегда имеют возможность охватить государственные организации. Однако наличие большого количества волонтерских организаций вовсе не означает, что в нашей стране на всех уровнях развито добровольческое движение. В данном виде деятельности мы делаем только первые шаги. Стоит отметить, что среди добровольческих организаций существует множество молодежных. Многие представители молодежи пришли в добровольческую деятельность именно в студенческие годы: становились донорами, брали шефство над детскими домами, помогали одиноким старикам, принимали участие в организации культурно-массовых мероприятий. Но говорить о том, что значительная часть молодежи занята в волонтерстве пока рано.
Феномен добровольческой деятельности также пристально изучался наукой. Проблематика свободы деятельности, нравственные принципы и категории, лежащие в основе феномена добровольчества, такие как альтруизм, добро, свобода воли, сострадание и бескорыстие рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных мыслителей. Среди них О. Конт (впервые сконструировал и ввел в научный оборот термин «альтруизм»), Ш. Фурье, Г. Спенсер.
Изучением студенческого волонтерства, влиянием волонтерского движения на развитие активной гражданской позиции, самосознания студентов занимаются такие исследователи как А.В. Шарыпин, Э.Д. Ахметгалеев.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских ученых И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шеково.
Целью данной выпускной квалификационной работы является развитие и поддержка молодежного движения на территории муниципального образования г. Волхов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Исследовать теоретические основы развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования
 Проанализировать состояние проблем организации добровольческого движения в г. Волхов
 Разработать организационное обеспечение развития и поддержки молодежного движения на территории муниципального образования г. Волхов
Объектом исследования является муниципальное образование г. Волхов, а предметом .
Теоретическую базу работы составляют нормативно-правовые акты, регулирующие добровольческую деятельность в России; труды российских ученых таких, как Жиганова Г.А., Камышанов В.И., Литовская М.О., Кудинов В.А., Локтионова Т. А., Хулин А. А., Циткилов П. Я., Данилова Е.В., Лукьянов В.А., Смирнов В.А. и др.
Метод исследования – опрос, а именно анкетирование. Был выбран именно этот метод, в связи с короткими временными сроками и большим количеством респондентов. В процессе исследования были использованы социологические и статистические методы сбора первичной информации, в том числе методы наблюдения и анализа документальных источников
Теоретическая значимость работы заключается в изучении перспектив развития молодежного добровольческого движения на территории Муниципального образования г. Волхов.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный комплекс мероприятий может быть применим региональными общественными организациями в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды и доказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности.
Сегодня в России формируется свой механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому. Российское добровольческое движение имеет несомненные особенности, что в первую очередь связано с неопределенным статусом добровольца в обществе. Во-вторых, это связано с методами привлечения населения к добровольческой деятельности. В-третьих, добровольческое движение в России отличается стихийностью, спонтанностью, нестабильностью. Кроме того, отмечается недостаточная положительная пропаганда такой бесплатной деятельности.
В настоящее время в числе приоритетных направлений, стоящих перед добровольческим движением, названы следующие: расширение добровольческого пространства – поиск форм и методов совместной деятельности социозащитных учреждений, общеобразовательных школ, органов правопорядка, служб занятости, учреждений культуры, трудовых коллективов – значимой перспективы для всех участников добровольческого движения.
Однако следует признать, что современная добровольческая деятельность находится пока в самом начале пути. Созданная система, имеющая нормативно-методическое обеспечение, профессионально подготовленные кадры, позволяет продолжить работу на ином, более высоком уровне.
При этом было бы неправильно считать, что добровольческая работа предполагает только отдачу сил, времени, душевной теплоты и ничего не дает взамен. Действительно, добровольцы работают бесплатно. Но это компенсируется тем моральным удовлетворением, которое они испытывают от своей работы. Добровольцы не одиноки в своих стремлениях: они общаются с людьми, близкими им по духу, имеющими те же интересы.
Добровольческая работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Молодые добровольцы пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем: они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями.
В результате проведенного исследования было выявлено, что молодежь в г. Волхов активно участвует в добровольческой деятельности, курируемой как Министерством молодежной политики, спорта и туризма, Региональным центром «Молодежь плюс», так и различными некоммерческими организациями и волонтерскими центрами при ВУЗах города. Молодые люди довольно активно следят за развитием законодательной базы в области волонтерского движения. Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерская деятельность на территории г. Волхова развита на достаточно высоком уровне, а каждый молодой человек может выбрать волонтерский центр по душе из достаточно большого списка.
Проблемы, ограничивающие развитие волонтерского движения среди молодежи, можно объединить в следующие группы:
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления социально полезной общественной жизни (льготы, налоги, аренда помещений, статус и т.д.). До сегодняшнего дня не создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность добровольцев и преференции, получаемые в результате активного участия в добровольческой деятельности. К данной группе эксперты относят и отсутствие свода правил и обязанностей, кодекса добровольцев, регулирующего взаимоотношения между субъектами и объектами добровольчества.
Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих участие молодежи в социально значимой добровольческой деятельности. Для поддержки и развития волонтерского движения необходимо на государственном уровне формирование позитивного имиджа волонтера как важного фактора социально-экономического развития страны. Эффективное развитие волонтерства невозможно без государственных программ поддержки структур, занимающихся подготовкой и обучением волонтеров, проведение форумов, слетов, мастер-классов и т.п. Среди причин, препятствующих развитию добровольчества, ведущую роль играет и низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
Социально-психологические. В современном российском обществе в следствии кардинального изменения системы нравственных ценностей и ориентаций распространение среди подрастающего поколения получили иждивенческая психология, социальная апатия, низкая социальная активность, и отсутствие интереса к социально-политической и общественной жизни страны. Данные тенденции негативным образом оказывают влияние на интерес и участие молодежи в социально-значимой добровольческой деятельности.
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития добровольческого движения в нашей стране имеет значительный масштаб, поэтому все мы – государственные структуры, общество в целом и каждый гражданин в отдельности – должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Основы государственного регулирования молодежного движения на территории Российской Федерации

Термин «государственная молодежная политика» довольно-таки популярен на сегодняшний день. Войдя, в оборот научный еще в девяностые годы двадцатого столетия, сегодня он стал уже общеупотребительным. Вместе с тем, до сих пор не стихают споры относительно сущности, принципов и моделей данной политики. За последнее десятилетие мы стали свидетелями формирования, проекта федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1999 г.), так и не заработавшей правительственной «Концепции, государственной молодежной политики в РФ» (2001 г.), проекта «Доктрины государственной молодежной политики в РФ» (2002 г.). Все эти документы вызвали серьезную критику теоретиков и практиков и были отклонены. В 2016 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2018 г.», также ставшая объектом оживленных дискуссий. [1,c.54]
Таким образом, государственная молодёжная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, что направлены на формирование условий и возможностей для успешной социализации, а также для наиболее эффективной самореализации молодого поколения, для развития его потенциала в интересах России и, таким образом, на культурное и социально-экономическое развитие государства, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основное средство развития потенциала молодого поколения — это вовлечение молодежи в социально-экономическую, социокультурную и общественно-политическую жизнь нашего общества.
Задача успешной интеграции молодежи в социальные структуры осуществляется посредством молодежной политики, реализуемой государство. Молодежная политика проводится также политическими партиями, общественными (включая и молодежные) движениями, религиозными организациями. Давно и плодотворно данная проблема разрабатывается И.М.Ильинским, В.К.Криворученко, Б.А.Ручкиным.
Государственная молодежная политика – это часть внутренней политики, что проводится при помощи органов государственного управления и государственной власти. И потому столь важное значение для осмысления непосредственно характера и особенностей современной государственной молодежной политики имеет освоение подходов и концепций политической науки относительно вопросов взаимодействия общества и государства, включая и сюжеты публичной политики, гражданского участия, партисипативной демократии, идеи и практика «политических сетей» в качестве новейшей научной парадигмы взаимодействия политических, социальных и административных факторов. Данный пласт проблем поднимается в работах известных зарубежных исследователей, таких как Б. Джессоп, Р. Родес, Р. Патнэм, М. Кастельс и пр. [2,c.65]
В работах одного из наиболее известных российских политологов Л.B.Сморгунова всесторонне раскрывается сущность новейших государственно-управленческих и политических концепций, анализируется зарубежного опыта разработки и осуществления государственной молодежной политики.
Проблемы исторического наследия, инновационных стратегий, усовершенствования современной политики молодежной, ее наиболее приоритетных направлений, вопросы ее реализации раскрыты в трудах A.B.Кочеткова, С.Н.Першуткина, A.B.Шаронова, А.Н.Тесленка, В.Динеса, В.Третьяка и др.
Зарубежный опыт разработки и осуществления государственной молодежной политики широко представлен в аналитических докладах Совета Европы, Всемирного банка, Совета Федерации ФС РФ, Института Европы РАН, а в множестве публикаций различных специалистов.
Отметим, что начало политологическому изучению и анализу проблем молодежи положено было в восьмидесятых годах двадцатого века, когда в советском социуме обозначился рост интереса к различным неформальным молодежным группировкам. В девяностых годах интерес к молодежи заметно ослаб. Уменьшилось число политологических работ по государственной молодежной политике. В этом, изначально, сказывается отсутствие в государстве последовательной молодежной политики, а точнее – отсутствие заинтересованных в таковой социальных и политических субъектов. Более того, есть определенные научные сложности при определении адекватного предмета политологического исследования, а также глубоко проработанной теоретико-методологической базы. [3,c.123]
Наиболее ценными являются политологические труды по молодежной политике, которые сегодня создаются теми специалистами, что не являясь профессиональными политологами, понимают всю необходимость выхода за рамки узкоотраслевого подхода и интегрирования проблематики молодежной в широкий контекст политического и социально-экономического развития как всего мира, так и отдельно взятой страны.
На исходе существования Советского Союза его руководители озаботились проблемами молодёжных движений. Комсомол находился в глубоком кризисе и нужно было решать проблемы молодежи вне общественных структур. Так в 1990-м году появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи, которую было предложено занять А.Шаронову. Летом 1991-го года после выборов Президента России в новом российском Правительстве создан был госкомитет РСФСР по делам молодёжи, который возглавлен был тем же А.Шароновым. В конце 1991-го года он стал полномочным представителем правительства по делам молодёжи. 16-го сентября 1992-го года был образован комитет по делам молодёжи при правительстве России, который снова возглавил А.Шаронов. 23-го декабря 1996-го года после ухода Шаронова в Минэкономики РФ госкомитет был возглавлен Т.Новиковой. 24-го июня 1998-го года вместо Госкомитета образовался Департамент по делам молодёжи в Минтруда и социального развития.
Но 22-го сентября 1998-го года госкомитет по делам молодёжи вновь был возрождён, его возглавил В.Деникин. С 25-го мая 1999-го года по 17-е мая 2000-го года он назывался Госкомитет РФ по молодёжной политике. С 2000-го по 2014-й год он вновь упразднён был и функции его переданы были департаменту по молодёжной политике Министерства образования РФ, который был возглавлен Г.Куприяновой. Курировал Департамент заместитель Министра Ю.Коврижных. [4,c.115]
С 1-го июня 2014-го года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005-го года в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил С.Апатенко. С ноября 2016-го года — А.Левитская. В Федеральном агентстве по образованию в 2014-го году было создано Управление по делам молодёжи.
Указом Президента Российской Федерации от 14-го сентября 2017-го года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко.
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи переименован в Федеральное агентство по делам молодёжи. Организационный статус и правовые основы деятельности Агентства закреплены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29-го мая 2008-го года № 409.
До 21-го мая 2012-го года Федеральное агентство по делам молодёжи находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, 21-го мая 2012-го года в подчинении министерства образования и науки РФ. С 23.06.2012-го руководителем Агентства является С.Белоконев.
27-го декабря 2013-го года Заместителем министра образования и науки РФ В.Кагановым и руководителем Федерального агентства по делам молодежи С.Белоконевым представлен был проект «Стратегии развития молодежи на период до 2025 года».
Государственная молодежная политика создается и осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, при участии детских и молодежных общественных объединений, а также неправительственных организаций и прочих физических и юридических лиц.
Координация деятельности относительно реализации государственной молодежной политики в РФ осуществляется Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. Реализация конкретных мероприятий на уровне федеральном обеспечивается Управлением по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Почти во всех регионах России действуют органы государственной власти, которые осуществляют данные функции в субъектах РФ и в муниципальных образованиях.
С целью информационного обеспечения работы с молодежью был сформирован Всероссийский банк данных по основным направлениям государственной молодежной политики в РФ (сайт — dmp.mgopu.ru) в качестве официального информационного ресурса в рамках федерального информационного портала детей и молодежи РФ (www.molros.ru).
Развивается также молодежное и детское социальное движение. За последние шесть лет практически на десять процентов выросло количество общественных объединений, которые осуществляют работу с молодежью и детьми по различным направлениям и практически на пять процентов — число общественных объединений, что действуют на базе образовательных учреждений. Сформированы молодежная общественная палата при Государственной Думе РФ, молодежная ассамблея при Совете Федерации, а также множество аналогичных консультативных органов в регионах.
Осуществление государственной молодежной политики в России происходит в рамках таких проектов: [5,c.132] «Доброволец России», «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Молодая семья России», «Карьера», «Успех в твоих руках», «Команда», «Шаг навстречу».
Механизм проведения государственной молодежной политики в России предусматривает проведение различных конкурсов мероприятий и проектов, что направлены на решение требующихся задач и т.п. Участие в конкурсах могут принимать уполномоченные органы по работе с молодым поколением субъектов РФ и общественные организации, которые работают в молодежной отрасли.
Финансирование мероприятий относительно реализации государственной молодежной политики происходит в пределах средств, которые предусмотрены федеральным бюджетом на данные цели. В официальных документах РФ, которыми определяются принципы, сущность и модели государственной молодежной политики, нашли свое отражение разного рода подходы к определению ее положения в спектре основных направлений регулирования государственного. Согласно одного из подходов, молодежная политика — это часть социальной политики государства; согласно другого подхода, государственная молодежная политика есть составной частью более широкого спектра государственных политик в сфере социально-экономического и национального развития Российского государства. Действующим на сегодняшний день официальным документом — «Стратегией государственной молодежной политики в РФ» (2016 г.) рассматривается молодежная политика в контексте обеспечения национальной безопасности государства и трактуется в качестве предмета внимания всех органов государственной власти. Такого рода оценка политической значимости молодежи и государственной молодежной политики абсолютно оправдана, поскольку государственная молодежная политика есть деятельностью всего, государства по формированию экономических, политико-правовых, а также организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, для развития молодежных объединений и инициатив.
В существующем инонациональном опыте осуществления государственной молодежной политики совместно существуют 2 основные модели: консервативная, социал-демократическая.
Первая сводится к предоставлению государственной помощи только самым незащищенным категориям молодого населения; вторая же основана на признании государственной ответственности за молодежь.
Современный этап образования системы государственной молодежной политики охарактеризован поиском наиболее оптимальных подходов к подразделению полномочий и ответственности между регионами и федеральным центром: федеральное законодательство определяет условия государственной молодежной политики, а реализация ее большей частью возложена на субъекты федерации. В больше чем восьмидесяти субъектах России существует уже законодательство про государственную молодежную политику.
Региональные властно-государственные структуры — это основа организационного механизма осуществления государственной молодежной политики. В целом же, структура данного механизма включает в себя: комиссии, комитеты, советы по делам молодежи при органе законодательной власти субъекта федерации; департамент молодежной политики при администрации субъекта федерации, который осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность и выступает основным координирующим органом осуществления молодежной политики в регионе; органы местного самоуправления, которые обеспечивают осуществление государственной молодежной политики на местах и функционируют как отделы по делам молодежи при администрациях муниципалитетов; молодежные организации совместно с общественными объединениями, что работают в тесном сотрудничестве с органами власти и играют весомую роль в осуществлении отдельных направлений молодежной политики на уровне региональном; органы молодежного самоуправления, система молодежных парламентов, у которых разные формы в различных регионах, а также разная ответственность и разные полномочия.
Так, сегодня в РФ существует несколько форматов осуществления молодежной политики: целевые программы; отдельные мероприятия; комплексные программы.
Самым высокоорганизованным форматом признаны комплексные программы, чьим очевидным преимуществом есть системность и целостность. Комплексная программа может охватывать сразу несколько наиболее приоритетных направлений государственной молодежной политики, определяя во многом эффективность ее реализации. Наивысший уровень организации достигается при составлении программы не по отдельным крупным городам, а по всему (к примеру, «Молодежь Кузбасса»). Список наиболее приоритетных направлений молодежной политики в регионах может разительно отличаться от образца, что установлен федеральным центром. Основные источники финансирования государственной молодежной политики – это: областной, федеральный и местный бюджеты; привлеченные средства; внебюджетные средства; благотворительные взносы.
Таким образом, специфика реализации государственной молодежной политики на уровне определенного региона определяется особенностями поведения и образа жизни молодежи. Региональная модель государственной молодежной политики должна ориентироваться на реализацию эффективного взаимодействия органов власти и молодежи, что не только объект государственного влияния, но и сама активным образом включается в процесс осуществления государственной молодежной политики, выступая как ее полноправный субъект.
Ядро проблемы целесообразности и эффективности государственной молодежной политики составляет противоречия между активизацией практических действий объединений в данной отрасли и отсутствием определённых сдвигов в положении подавляющего большинства молодого поколения России. Эффективность отечественное модели государственной молодежной политики определяется соответствием ее направлений наиболее актуальным потребностям молодого поколения и достаточности их обеспечения ресурсного, а также воздействием проводимой политики на улучшение положения молодого поколения в стране, динамики и качества ее общественной и социально-экономической активности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы