Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пейзаж, как жанр изобразительного искусства…………………………………………………………………
1.2. Психолого-педагогические основы развития художественных навыков у детей старшего возраста………………………………………
1.3. Особенности изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………
Анализ педагогических условий развития художественных навыков у детей старшего возраста в исследовании педагогов
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………
2.2 Педагогические условия для развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………………………
2.3. Динамика уровня развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей……..
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования. Проблема формирования художественных навыков была и остается одной из самых главных проблем массовой художественной педагогики. Человечество накапливает их в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Передача знаний, умений и навыков становятся важнейшим фактором обеспечения динамики развития человечества в целом. Одну из главных ролей в развитии художественных навыков играет пейзажная живопись. Основная задача занятий пейзажной живописью — развитие у детей художественных навыков в реалистической передаче природы средствами живописи.
В области дошкольного воспитания, психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительного творчества велись: В.В. Добровольской, В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Е.И. Игнатьевым, А.А. Люблинской, Т.К. Федотовой, Е.А. Флериной и др. В 80-90 годы ХХ века интерес к данной проблеме возрос, о чем свидетельствуют исследования Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Р.М. Чумичевой и других исследователей. Возникло новое направление — «музейная педагогика», которая ставит своей основной целью ознакомления детей с шедеврами мировой художественной культуры, формирование у них художественно-исторического мышления, восприятия культуры других времен и народов.
Природа является главнейшей эстетической школой, она готовит человека к восприятию искусства. Духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Природа выступает как естественная среда, в ней живет и действует человек. Живопись отражает все богатство и многообразие мира. Когда ребёнок рассматривает картину, он оживляет её образы, создает целую цепь событий, отношений, эмоционально откликается на доступные его пониманию явления окружающей жизни, выражает свои чувства. В исследованиях психологов и педагогов доказывается необходимость приобщения к искусству и художественной деятельности именно в дошкольном возрасте, когда творческий потенциал проявляется наиболее активно и результативно.
В возрасте 6-7 лет активность в процессе рисования принадлежит больше самим детям, поэтому важно уделять внимание развитию именно самостоятельного творчества дошкольников, поскольку в этот период у детей уже имеется достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт.
С помощью пейзажной живописи ребенок делает открытие в самом себе, переживает пробуждение умственных и душевных сил, потому что пейзажная живопись дает богатейший материал для познавательного развития и является неисчерпаемым источником творческих идей. Через художественные знания, умения и навыки ребенок осваивает нравственно-эстетические ценности, которые общество выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в искусстве, все это говорит об актуальности проблемы исследования.
Существуют различные подходы к решению проблемы развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
В связи с этим возникает противоречие между большим исследовательским интересом к проблеме развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей и недостаточным количеством практических рекомендаций и методических разработок по данной теме.
С целью изучения и преодоления данного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Цель исследования. Разработать и доказать эффективность педагогических условий при которых будут формироваться художественные навыки.
Объектом исследования являлся процесс развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Предметом исследования является развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей будет успешным при соблюдении следующих условий:
-использования на занятиях разнообразных художественных материалов;
-обучения детей различным художественным приемам рисования пейзажей;
-индивидуального подхода к каждому ребенку;
-создании условий эмоционально-психологической комфортности развития творчества дошкольников;
-подбора разнообразного демонстрационного материала, репродукций картин художников, отражающих многообразие видов пейзажной живописи;
-проведение систематических наблюдений различных явлений, образов природы с целью дальнейшего отражения их в рисунках
Задачи исследования:
1. Изучить исследования психологов, педагогов по проблеме развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей;
2. Выявить педагогические условия развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей и разработать критерии и оценки уровня развития.
3.Разработать серию занятий по развитию художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Заключение:
Актуальность исследования. Проблема формирования художественных навыков была и остается одной из самых главных проблем массовой художественной педагогики. Человечество накапливает их в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Передача знаний, умений и навыков становятся важнейшим фактором обеспечения динамики развития человечества в целом. Одну из главных ролей в развитии художественных навыков играет пейзажная живопись. Основная задача занятий пейзажной живописью — развитие у детей художественных навыков в реалистической передаче природы средствами живописи.
В области дошкольного воспитания, психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительного творчества велись: В.В. Добровольской, В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Е.И. Игнатьевым, А.А. Люблинской, Т.К. Федотовой, Е.А. Флериной и др. В 80-90 годы ХХ века интерес к данной проблеме возрос, о чем свидетельствуют исследования Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Р.М. Чумичевой и других исследователей. Возникло новое направление — «музейная педагогика», которая ставит своей основной целью ознакомления детей с шедеврами мировой художественной культуры, формирование у них художественно-исторического мышления, восприятия культуры других времен и народов.
Природа является главнейшей эстетической школой, она готовит человека к восприятию искусства. Духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Природа выступает как естественная среда, в ней живет и действует человек. Живопись отражает все богатство и многообразие мира. Когда ребёнок рассматривает картину, он оживляет её образы, создает целую цепь событий, отношений, эмоционально откликается на доступные его пониманию явления окружающей жизни, выражает свои чувства. В исследованиях психологов и педагогов доказывается необходимость приобщения к искусству и художественной деятельности именно в дошкольном возрасте, когда творческий потенциал проявляется наиболее активно и результативно.
В возрасте 6-7 лет активность в процессе рисования принадлежит больше самим детям, поэтому важно уделять внимание развитию именно самостоятельного творчества дошкольников, поскольку в этот период у детей уже имеется достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт.
С помощью пейзажной живописи ребенок делает открытие в самом себе, переживает пробуждение умственных и душевных сил, потому что пейзажная живопись дает богатейший материал для познавательного развития и является неисчерпаемым источником творческих идей. Через художественные знания, умения и навыки ребенок осваивает нравственно-эстетические ценности, которые общество выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в искусстве, все это говорит об актуальности проблемы исследования.
Существуют различные подходы к решению проблемы развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
В связи с этим возникает противоречие между большим исследовательским интересом к проблеме развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей и недостаточным количеством практических рекомендаций и методических разработок по данной теме.
С целью изучения и преодоления данного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Цель исследования. Разработать и доказать эффективность педагогических условий при которых будут формироваться художественные навыки.
Объектом исследования являлся процесс развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Предметом исследования является развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей будет успешным при соблюдении следующих условий:
-использования на занятиях разнообразных художественных материалов;
-обучения детей различным художественным приемам рисования пейзажей;
-индивидуального подхода к каждому ребенку;
-создании условий эмоционально-психологической комфортности развития творчества дошкольников;
-подбора разнообразного демонстрационного материала, репродукций картин художников, отражающих многообразие видов пейзажной живописи;
-проведение систематических наблюдений различных явлений, образов природы с целью дальнейшего отражения их в рисунках
Задачи исследования:
1. Изучить исследования психологов, педагогов по проблеме развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей;
2. Выявить педагогические условия развития художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей и разработать критерии и оценки уровня развития.
3.Разработать серию занятий по развитию художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании пейзажей.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пейзаж, как жанр изобразительного искусства
Слово «пейзаж» французского происхождения, означает оно – страна, местность, а в изобразительном искусстве так называют жанр, в котором главным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Пейзажная картина может включать дома, сооружения, водоёмы (озера, моря, реки), животных, людей, облака, дождь, туман [1, с.160]. Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Художник избирает существующий или придуманный мотив и «делает его как бы «действующим героем» своего произведения. Подлинный «действующий герой» такого произведения — мир прекрасной идеальной природы, с которой человек живет в мире, согласии и гармонии. Изображение отдельных людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются средством дополнения и оживления пейзажа [2, с.55]. Пейзаж выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций, переживаний художника, его отношение к окружающей природе ярче других жанров живописи. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией.
Самые первые изображения, связанные с пейзажным жанром можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер схематические рисунки рек или озер, деревьев и скал. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и пастушескими сценами. Первобытные художники изобразили рядом с фигурками животных и людей простой пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия [3].
Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. Как самостоятельный жанр пейзаж появляется в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы [4, с.33].
В Европейской живописи он появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.
В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конец XIX века. Расцвет русского реалистического пейзажа связан с деятельностью передвижников [5].
Бесконечное многообразие природы в изобразительном искусстве произвело различные виды пейзажного жанра.
1. Сельский пейзаж. Это изображение сельской жизни, природы в разных состояниях, в разные времена года: деревьев, цветов, кустарников. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др.
2. Городской пейзаж – вид пейзажа, основной предмет изображения которого является город, жизнь горожан, здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Ведута (архитектурный пейзаж) – вид пейзажа в европейской живописи, представляющий собой картину, с детальным изображением городской архитектуры. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. [6].
4. Парковый пейзаж. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в XVIII веке и Александр Николаевич Бенуа в конце XIX веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
5. Картины с изображением морского пейзажа называют маринами. Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря [7].
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович Айвазовский. Его картины известны во всем мире.
6. Горный пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады.
7. Индустриальный. Здесь присутствует стремление показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Представитель данного стиля – Борис Яковлев.
8. Исторический. Этот вид пейзажа представляет собой косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники. Исторический пейзаж оживляет в