Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие государственно-политического строя Франции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития государственно-политического строя Франции 6
1.1 Особенности государственного строя Франции 6
1.2 История развития государственно-политического строя Франции 19
Глава 2. Анализ современной системы формирования государственно- политического строя Франции 24
2.1 Особенность процедуры избрания Президента и анализ его полномочий 24
2.2 Основные этапы формирования Правительства Франции и наделения основными полномочиями 30
2.3 Структура и порядок формирования Парламента Франции 33
Глава 3. Разработка основных рекомендаций в сфере совершенствования государственно-политического строя Франции 41
3.1 Современные тенденции развития государственно-политического строя в развитых странах мира 41
3.2 Разработка основных рекомендаций в сфере совершенствования государственно-политического строя Франции 54
Заключение 57
Библиографический список 60

  

Введение:

 

Взаимоотношения между различными ветвями государственной власти должны направляться на создание благоприятных условий для развития и функционирования общества и государства. Опыт европейских стран показывает, что полномочия и роль субъектов государственной власти в процессе реализации государственно-управленческих решений зависит от политического режима и формы правления. Учитывая это Франция является президентско-парламентской республикой.
Взаимодействие ветвей власти во Франции сегодня представляет значительный научный интерес, особенно в части взаимодействия президента и премьер-министра, принадлежащих к разным политическим силам. Такое сосуществование оппозиционных друг к другу президента и правительства достаточно ценен. В институциональном развитии многих постсоветских государств использовался опыт французской политической системы. Особенно это важно для нашей страны, где существует несовершенство механизмов взаимодействия ветвей власти и системы распределения контрольных функций между ними.
Актуальность темы исследования определяется тем, французский опыт государственного строительства интересен по ряду причин. Франция не только являлась и является одной из ключевых европейских держав. Очень важен ее вклад в формирование современных государственных институтов и политико-правовой идеологии. Однако характер политического развития Франции резко отличался от англо-американского.
Если Великобритания и США развивались преимущественно эволюционно, то Франция долгое время являлась классическим примером общественной нестабильности. За последние 200 лет она пережила четыре революции, пять монархий, пять республик, два режима, не оформленных конституционно, четыре временных правительства и двенадцать конституций. Многочисленные политические режимы, существовавшие здесь, можно условно сгруппировать следующим образом: дуалистические монархии (Бурбоны по Конституции 1791 г. и по Хартии 1815 г., Орлеанская монархия по Конституции 1830 г.); авторитарные монархии (I и II империи); парламентские республики (I, III и IV республики); республика, по­строенная на жестком разделении властей, близкая американскому образцу (II республика); смешанная республика (V республика).
Несмотря на эту нестабильность, в политической эволюции Франции можно выделить главную тенденцию — постепенное, хотя и с многочисленными отступлениями, развитие либерально-демократических институтов. Это развитие шло в двух направлениях: постепенное расширение избирательного права (всеобщее избирательное право было окончательно установлено только в 1944 г.) и постепенное становление республиканского режима.
Цель работы — изучение особенностей развития государственно-политического строя Франции.
Исходя из поставленной цели в работе, необходимо выполнить следующие задачи:
— привести особенности государственного строя Франции;
— рассмотреть историю развития государственно-политического строя Франции;
— охарактеризовать особенность процедуры избрания Президента и анализ его полномочий;
— привести основные этапы формирования Правительства Франции и наделения основными полномочиями;
— рассмотреть структуру и порядок формирования Парламента Франции;
— охарактеризовать современные тенденции развития государственно-политического строя в развитых странах мира;
— разработать основные рекомендации в сфере совершенствования государственно-политического строя Франции.
Объект исследования – состояние, проблемы и перспективы развития государственно-политического строя Франции.
Предмет исследования – государственный строй Франции.
Для написания квалификационной работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и научные статьи, материалы Интернета. Автором также были построены диаграммы, составлены таблицы на основе данных государственной статистики.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: диалектического познания, конкретного и абстрактного, логического и исторического, системного и сравнительного анализа.
Информационной базой квалификационной работы являются нормативно-правовые документы, статистические сборники, научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Теоретические и экономико-организационные аспекты рассматриваемой темы рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Кузякин А.П., Семичев М.А., Лукина А. В, Лагутина М.Л. и др. Анализ опубликованных работ, материалов научных конференций и дискуссий, посвященных исследованию этой многогранной проблемы, показал, что она является еще недостаточно исследованной, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проводится исследование проблем развития современного государственно-политического строя Франции, с формированием выводов по проведенной работе.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данного квалификационного исследования были рассмотрены следующие аспекты:
Соотношение полномочий между президентом и правительством Франции несколько схож с украинской моделью власти. Однако в нашей стране еще сохраняется недостаточный уровень законодательного обоснования распределения полномочий между этими институтами власти, сопровождающееся довольно частыми коллизиями на практике. На данном этапе крайне необходимо добиться согласованности и взаимодействия между различными ветвями власти, что будет способствовать усилению государственности, так необходимой для преодоления кризисных явлений, которые происходят сегодня.
При формировании каждой ветви государственной власти имеет место политическая составляющая, которая часто нарушает баланс независимости между ними. По нашему мнению, необходимо четко определить политические функции парламента, руководство исполнительной ветви власти и функции правосудия. Одним из перспективных направлений дальнейших научных исследований является совершенствование конституционной реформы — в частности внесение изменений в законы, регулирующие деятельность и отношения между основными государственными органами власти, определяют границы их полномочий и обеспечивают их ответственность перед обществом.
Хотя греки могут утверждать, что демократия происходит из древнего города-государства Афины, французы могут правдоподобно утверждать, что современная демократия проистекает из Французской революции 1789 года — хотя с тех пор курс демократии во Франции едва проходил гладко.
Действительно, в отличие от американской политической системы и британской политической системы, которые по существу существовали в их нынешнем виде на протяжении веков, французская политическая система развивалась посредством следующих пяти основных конституционных моделей.
В четырех из пяти французских республик в качестве глав государств были президенты, что делает президентство Франции старейшим президентством в Европе, которое еще существует в той или иной форме. Однако в каждой из конституций республик полномочия, функции и обязанности президента — и его отношения с французскими правительствами — различались. При Третьей и Четвертой республиках, которые были парламентскими системами, должность Президента Республики была в значительной степени церемониальной и бессильной. Конституция нынешней пятой республики значительно расширила полномочия президента, а некоторые описали нынешнюю позицию конституционного монарха.
Формирование правительства начинается с назначения премьер-министра. Это — одно из важнейших собственных полномочий президента, рассмотренных в предыдущем разделе. Известно, что президент, формально свободный в своем выборе, вынужден учитывать расстановку сил в Национальном собрании и, в случае отсутствия здесь президентского большинства, назначать премьером политиче­ски враждебного себе человека. Таким образом, правительство должно устраивать как президента, так и парламент, однако в случае возникновения между ними разногласий решающее значение имеет мнение Национального собрания.
Структура и порядок формирования. Парламент, которому вручена законодательная власть, состоит из Национального собрания и Сената (ст. 24). Бикамерализм — давняя традиция французского парламентаризма. Устойчивы и названия нижней и верхней Палат.
Формирование политических систем в странах Западной Европы происходило в течение длительного исторического периода; такой процесс продолжается и сегодня. Это связано прежде всего с тем, что, хотя западноевропейские политические системы являются преимущественно стабильными и эффективными, правительства стран прилагают постоянные усилия для их совершенствования. Причем в последние десятилетия особенно напряженно происходит приспособление политических структур европейских стран, их экономики и правовых институтов в быстро меняющихся условиях современного мира. Следует отметить, что каждая европейская страна наряду с общими закономерностями развития имеет свой собственный путь; поэтому анализ эволюции политических систем ведущих западноевропейских стран создали высокоэффективную экономику, развитую правовую систему и гражданское общество, является насущной необходимостью для стран.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития государственно-политического строя Франции

1.1 Особенности государственного строя Франции

Во Франции, которая относится к группе наполеоновских стран, административные преобразования характеризовались меньшей степенью интенсивности внедрения рыночных технологий в государственную деятельность, чем в англосаксонских странах. Однако они были обусловлены общим движением за качество и эффективность государственного управления. В основу построения системы органов государственной власти во Франции, как и в других европейских странах, положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Проанализируем институты, которые представляют каждую ветвь власти, их полномочия и принципы взаимодействия.
Политолог А. Гроссе, сравнивая режим современной Франции с режимом США, рассуждает о различиях их систем: французский — отличается от американского наличия у главы государства права роспуска парламента, права проведения референдума и признанием ответственности правительства перед Национальным собранием .
Ф. Парино считал, что V Республике присуща смешанная, гибридная форма государственного правления, выделяя президентскую преимущество и появление «мажоритарного факта» (четкой парламентского большинства) в результате биполяризации политической жизни Франции .
Однако концепция «смешанного» режима не является убедительная, ведь при любом режиме действует слаженный механизм власти, а эта концепция не раскрывает, должным образом, как отдельные элементы режима становятся одним целым механизмом.
Американские ученые К. Лосан и С. Исмол характеризовали «смешанный» (по оценке Ф. Парино) режим квазипрезидентским . С этим можем согласиться, ведь Конституция V Республики 1958 дает президенту всенародную поддержку и важные полномочия. Одновременно она дает правительству право определять и воплощать национальную политику, делает премьер-министра ответственным за деятельность правительства и выполнения принятых решений.
Исследователь Е. Камински в своей работе «Президентская и парламентская формы государственного правления», освещая институциональные факторы, неоднозначно относится к названиям режимов: «К сожалению, слово «президент» будто гипнотизирует политологов. Если они рассматривают режим страны, в которой избранный президент имеет реальную власть, но правительство подотчетно парламенту, они сразу причисляют этот режим к президентскому на том лишь основании, что глава исполнительной власти называется «президентом» … Вместо того, чтобы ограничить понятие «президентская форма правления «его собственным содержанием, они изобретают несуществующую загадочную категорию, которую добавляют к и без того запутанного классического определения двух форм государственного правления» . Этим самым он критикует М. Дюверже, который предложил термин «полупрезидентская форма правления». Е. Камински также отмечает, что французский исследователь имел в виду не только режим, где правительства подотчетны парламенту (к этой же категории он относил и те страны, в которых избранный президент со значительными полномочиями, закрепленными Конституцией). Он, вступая в полемику с Дюверже, считает, что новая категория вносит путаницу в исследования аспектов деятельности главы исполнительной власти — президента. Во Франции, по его мнению, не происходит изменение президентской и парламентской форм государственного правления. Она представляет собой парламентский строй, так как в ней исполнительная и законодательная ветви власти обязательно должны приходить к взаимному согласию, точно так же, как в Великобритании» .
Как видим, как бы мы ни определяли форму государственного правления, которая сформировалась в V Республике: будь то чисто президентская, полупрезидентская, квазипрезидентская или даже республиканская монархия — произошло существенное расширение прерогатив и полномочий президента, преобразования института главы государства в центральное звено политической системы Франции. Таким образом, было бы логичнее говорить о такой смешанную модель правления как президентско-парламентскую, где главным признаком является наличие связи между главой государства и главой правительства.
Исходя из этого, остановимся на исследовании модели разделения государственной власти с указанной системой сдержек и противовесов по Конституции Франции 1958 с соответствующими изменениями и приемами правления, которые используются при этом режиме.
Во Франции руководство правительством разделено между президентом и премьер-министр. Такая ситуация определена Конституцией, будучи усиленной политической практикой, берет начало от де Голля и закрепленной следующими президентами страны. Возможны конфликты в такой ситуации решались большими конституционными полномочиями президента. Политическая практика V Республики отмечена и тем, что на протяжении длительного времени Франция живет в условиях, когда президентская и парламентская большинство расходятся и как результат главой правительства становится политический оппонент президента.
Поскольку президент занимает центральное место в системе государственного управления, главные его функции — следить «за соблюдением Конституции», обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов», быть «гарантом национальной независимости, территориальной целостности и выполнения соглашений и договоров» . Формирование правительства предусмотрено Основным законом. Президент назначает премьер-министра и по его представлению — других членов правительства. Однако из-за того, что правительству необходимо получить вотум доверия со стороны парламента, президент не свободен в выборе кандидатур.
Поэтому отношения между президентом и парламентским большинством полностью зависят от их партийной окраски. Здесь возможны два варианта. Первый — когда их партийная принадлежность совпадает (отдельные ученые определяют такую ситуацию как президентский способ функционирования государственного механизма ). При этом образуется партийное единовластие, возглавляемое президентом. Власть президента усиливается, однако имеет исполнительный характер.
Второй — когда президент и парламентское большинство имеют разное партийную окраску (так называемый парламентский способ функционирования государственного механизма ). Можем согласиться с таким выводом, ведь здесь формирование правительства является парламентским.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы