ФФН Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 5
1.1. Проблема развития фонематического восприятия дошкольников в трудах исследователей 5
1.2. Анализ программ и методов развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 21
2.1. Организация и методики исследования уровня развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 25
Глава 3. Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 31
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Помимо этого, своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение фонетико-фонематического строя речи представляет собой одну из важных предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего эффективного обучения в школе.
Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а также проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.
Все это определяет актуальность изучения особенностей развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Степень изученности темы исследования. Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Развитие фонематического восприятия раскрывается в трудах З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановской, Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкиной.
Целью исследования является изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дошкольники старшего возраста характеризуются не высоким уровнем развития фонематического восприятия в большинстве случаев, что вызывает необходимость проведения с ними дополнительной работы.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить проблему развития фонематического восприятия дошкольников в трудах исследователей.
2. Проанализировать программы и методы развития фонематического восприятия для детей дошкольного возраста.
3. Организовать и провести исследование по определению уровня развития фонематического восприятия дошкольников старшей группы.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Составить методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является уровень развития фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели и решения задач, были выбраны следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (проведение исследования с детьми старшего дошкольного возраста, тестирование).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №115 города Москвы. В эксперименте приняли 10 детей в возрасте 5-6 лет, воспитывающиеся в старшей дошкольной группе «Непоседы».
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного анализа был определен уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и составлены методические рекомендации по работе с развитием фонематического восприятия, которые могут быть полезны педагогам при работе, направленной на речевое развитие дошкольников, логопедам и родителям.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. В основе продуктивного овладения грамотой лежит умение проводить анализ звучащей речи и слого-звукового состава слова. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у рассматриваемой группы детей в процессе овладения грамотой. Суммируясь, они становятся заметным тормозом на пути обучения родному языку.
Логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя, а также родителей. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду. Он определяет основные направления и содержание работы с детьми по выявленным нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия, проводит систематическую коррекционную работу с детьми, а так же координирует усилия педагогов и родителей, контролируя качество проводимой работы.
Что касается воспитателя, то его главной функцией в преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия заключается обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания, закрепляя речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопедов, проведения групповых занятий по развитию речи по схеме логопеда и т.п.
Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Проведенное исследование у дошкольников экспериментальной группы позволило нам выявить ряд ошибок, а именно:
1. Обследование фонематического восприятия показало не сформированное фонематическое восприятие, дети допускали ошибки в заданиях на различение слогов, не могли определить наличие определенного звука в слове, или же посчитать количество звуков в словах, составить из предложенных звуков слова и т.п.
2. В задании, которое было направлено на определение заданного звука в ряду звуков, слогов и слов, у дошкольников наблюдались пропуски, а также же дети проявляли реакцию на акустические или артикуляционно схожие звуки.
3. При воспроизведении рядов или пар слов у детей также наблюдалось большое количество ошибок. Основные ошибки были связаны с воспроизведением пар слов, в которых дети опускали слова из пары (второго или третьего слова).
4. При обследовании различения на слух сходных звуков в паронимах у всех детей были выявлены ошибки. Зачастую дети использовали элементы угадывания при реакции на то или иное слово.
5. Что касается задания на различение на слух правильных или искаженно произнесенных звуков, то только 1 ребенок справлялся с заданием, остальные дети допускали большое количество ошибок.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития фонематического восприятия дошкольников в трудах исследователей
Одной из важных задач дошкольного образования заключается в обучении детей родному языку, которое включает в себя формирования у дошкольников грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Основой для подготовки ребенка к обучению в школе и грамоте является работа по развитию фонематического восприятия. Такая работа реализуется на логопедических занятиях, в режимных моментах и на занятиях по обучению в грамоте [40].
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух, который представляет собой способность индивида слышать отдельные фонемы и звуки в словах. Перед ребенком, который поступает в школу, стоит задача по умению различать отдельные звуки в слове, поскольку это выступает как основа для обучения чтению, сформированное умение соотносить звуковой и зрительный ряд позволяет понимать звук и слово на бумаге и на слух, чтобы понимать, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Эта необходимость вызвана условиями по овладению фонематической системы, которая отражает систему выражения мысли в звуке речи. Если ребенок не будет знать смысла, который имеет та или иная фонема, то значения слов буду недоступны для понимания [17].
Следует отметить, что речевой слух представляет собой способность человека различать в речевом потоке отдельные звуки речи, которая позволяет обеспечивать понимание слов и их значение. Речевое общение невозможно построить без речевого слуха. А его формирование у ребенка протекает при восприятии речи окружающих, а так же на основе собственного проговаривания.
Речевой слух является составной частью элемента языкового чутья ребенка. В процессе обучения чтению и письму, происходит изменение механизма речевого слуха, посредством формирования умения проводить звукобуквенный анализ, учитывая также правила графики родного языка. Все это обусловлено необходимостью ориентации в морфемном составе слова и словообразования. При этом, приемами формирования речевого слуха могут быть разными, начиная от практики восприятия на слух и говорения и заканчивая фонетическим анализом и синтезом. Отметим, что в психологических исследованиях и логопедии, речевой слух принято называть фонематическим слухом, который обеспечивает восприятие фонем определенного языка [13].
Фонема является минимальной единицей звукового строя языка, служащие для построения и различения значимых единиц языка, которые представлены морфемами, словами и предложениями. Речевой и неречевой слух являются двумя самостоятельными формами работы слуховой системы человека. Неречевой слух выступает как способность ориентации человека в неречевых звуках, музыкальных тонах и шумах, а речевой слух представляет собой способность слышать и анализировать звуки речи [1].
Зачастую несформированность фонематического слуха выражается как нарушения звукопроизношения, когда ребенок не может дифференцировать на слух некоторые звуки, притом, что не может их правильно произносить. Основные трудности появляются у дошкольников на этапе обучения грамоте.
Развитие фонематического слуха является частью работы по фонематическому восприятию. Сегодня проблема развития фонематических процессов является особенно актуальной, поскольку для полноценного усвоения детьми звуковой стороны речи необходим достаточный уровень сформированности фонематического восприятия [10].
Р.Е. Левина в своих исследованиях говорит о том, что фонематическое развитие детей зависит от сформированности звукопроизносительного воздействия голосовых реакций и звуковых впечатлений, доставляемых слухом. Формирование речи протекает у ребенка постепенно и зависит от его индивидуального развития, а сформированность фонематических процессов занимает важное место в становлении и развитии речи. Автор также говорит о том, что основываясь на фонематических процессах, у ребенка происходит обучение выделять речевые и неречевые звуки, понимание смысла слов и фраз, различать схожие слова по звучанию, имеющих разное лексическое значение [27].
Сам термин фонематического восприятие ввел Д.Б. Эльконин, который определял его как специальные умственные действия, направляемые на различение фонем и установление звуковой структуры слова. В процессе онтогенеза фонематическое восприятия протекает через несколько этапов развития [44].
Так, Р.Е. Левина предлагает выделять такие этапы становления фонематической системы языка дошкольников:
1. Дофонетическая стадия.
На этой стадии характерным является полное отсутствие различения фонем в окружающей речи, притом, отсутствие активных речевых возможностей и понимания речи.
2. Стадия начала восприятия фонем.
Для данной стадии свойственно появление акустического различия наиболее контрастных звуков речи, однако, по-прежнему отсутствует различение фонем, которые близки по тому или иному дифференциальному признаку. Ребенок на этой стадии воспринимает слово глобально, опираясь на мелодико-интонационные характеристики.
3. Стадия различения звуков по их фонематическим признакам.
На этой стадии ребенок начинает отличать правильное и неправильное произношение. Помимо этого, ребенок способен узнать неправильно произнесенное слово на этом этапе. Это стадия преобладания в восприятии правильных образов звучания фонем родного языка. Однако на этой стадии развития фонематического восприятия характеризуется нестабильностью сенсорных эталонов.
4. Завершающая стадия развития фонематического восприятия.
На этой стадии ребенок начинает правильно слышать и говорить, однако перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. Заметим, что до этого времени фонематическое восприятие при нормальном онтогенезе речевого развития формируется спонтанно. Посредством обучающего процесса ребенок переходит на следующую стадию фонематического восприятия. Здесь дети начинают понимать звуковую сторону слова и его частей [27].
Таким образом, при достижении ребенком последней стадии развития фонематического восприятия, он способен овладевать фонематическим анализом и синтезом. К возрасту 4-5 лет у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие и он на слух может различать все фонематические характеристики речи.
Закономерности формирования фонематического слуха предполагают, что дошкольники при переходе к овладению фонематической системой языка должны уметь употреблять слово как название определенной вещи. При этом, по мнению исследователей, к возрасту 2-3 лет фонематический слух у детей при нормальном онтогенезе должен быть сформирован [19].
Опираясь на особенности формирования слухового восприятия и фонематического слуха у детей дошкольного возраста, а также принимая во внимание проблемы, которые возникают в результате формирования фонематического восприятия, педагогам необходимо грамотно организовывать работу, которая направлена на развитие у дошкольников фонематического восприятия и фонематического слуха [3].
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа [11].
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук [22].
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже — учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка [4].
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Такой исследователь как Н.Х. Швачкин говорит о том, что фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами [42].
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают вес тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух способность воспринимать звуки человеческой речи.
От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях [30].
К З-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения [21].
Таким образом, фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы