Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержка психического развития) в процессе настольно-печатных игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Обзор литературы по проблеме развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр 7
1.1 Содержание понятий «фонематический анализ» и «фонематический синтез» в научной литературе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития 16
1.3 Роль настольно-печатных игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 2. Исследование особенностей развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 38
2.1 Описание выборки испытуемых 38
2.2 Описание методики экспериментального исследования 41
2.3 Результаты исследования 42
ГЛАВА 3. Формирующая работа по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр 52
3.1 Организация и основные направления работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр 52
3.2 Содержание работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр 55
3.3 Результаты проведенной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Неоспоримая роль овладения ребенком-дошкольником фонематическим анализом и синтезом обуславливает важность изучения этой проблемы. Уровень их развития влияет не только на качество детской речи, ее полноту, внятность, грамотность, но и обуславливает предпосылки для усвоения грамоты, а потому выступает необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению. Однако речевое развитие дошкольников не всегда проходит гладко и согласно этапам речевого онтогенеза, нередко ребенок нуждается в помощи со стороны взрослых для освоения того или иного речевого навыка.
Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих задержку психического развития, и поиском новых путей ее преодоления. Общеизвестно, что ранняя развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации совместно с родителями способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствовать готовности ребенка к школе. Использование в работе по развитию фонематического анализа и синтеза настольно-печатных игр обеспечит необходимый уровень познавательного интереса со стороны ребенка, что позволит поддерживать положительную мотивацию речевых занятий у детей, избегать принуждения в организации непосредственной образовательной деятельности по речевому направлению.
Разработкой проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей-дошкольников занимались такие ученые как Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, Н.В. Дурова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, О.А. Реуцкая, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и мн. др.
Проблема исследования: Как эффективно способствовать развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирующей работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по проблеме развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр.
2. Выполнить исследование особенностей развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Охарактеризовать организацию и основные направления работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр.
4. Выполнить анализ результатов формирующей работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
Объект исследования – процесс развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.
Предмет исследования – настольно-печатные игры как средство развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования – эффективность развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обеспечивается использованием настольно-печатных игр, грамотным руководством со стороны педагога и привлечением к развивающей работе родителей воспитанников.

Теоретико-методологической основой исследования выступили следующие научные подходы:
— системный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза, предложенный П.К. Анохиным, А.Г. Асмоловым, М.С. Каганом и др.;
— личностно-ориентированный подход, разработанный В.В. Давыдовом, И.С. Якиманской и др.;
— основные положения теории развития нормальных и аномальных детей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Певзнер и др.;
— учение о роли социальной среды в формировании личности Л.С. Выготского и др.
Методы исследования: анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта; тестирование; наблюдение; формирующий эксперимент; анализ эмпирических данных.
Методики исследования: методика имитации Л.А. Чистович; методика изменения кода языка Е.И. Исениной (адаптированные под возраст и психофизические особенности детей), методика Е.В. Мазановой; методика Р.И. Лалаевой.
База исследования – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко».
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап включил теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, изучение и обобщение опыта работы специалистов по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
2 этап основан на осуществлении экспериментальной проверки формирующей работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
3 этап был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций для педагогов и родителей, оформлению текста исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, основной частью из трех глав, структурированных на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирующей работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен обзор литературы по проблеме развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр;
— было выполнено исследование особенностей развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— была охарактеризована организация и основные направления работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр;
— был выполнен анализ результатов формирующей работы по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что эффективность развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обеспечивается использованием настольно-печатных игр, грамотным руководством со стороны педагога и привлечением к развивающей работе родителей воспитанников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятий «фонематический анализ» и «фонематический синтез» в научной литературе; в выявлении психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития; в определении роли настольно-печатных игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— дефектологами, работающими в детских дошкольных образовательных организациях, с целью оптимизации развивающей деятельности по развитию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе настольно-печатных игр;
— родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с ЗПР, с целью организации домашних развивающих занятий;
— студентами по специальности «педагог дошкольного образования», «дефектолог» с целью самоподготовки к практическим и лабораторным занятиям, а также с целью самообразования;
— учеными, занимающимися разработкой схожих научных проблем, с целью систематизации и обобщения эмпирического материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Обзор литературы по проблеме развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе настольно-печатных игр

1.1 Содержание понятий «фонематический анализ» и «фонематический синтез» в научной литературе

Речевая деятельность является фундаментальной человеческой деятельностью. Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми. Речевая компетенция проявляется в речевой деятельности как основе человеческой деятельности. В речевой деятельности человек проявляет себя как личность: владея (или не владея) речевыми умениями, он строит взаимоотношения с окружающими и с самими собой [1].
Проблема речевой компетенции в науке изучается с различных позиций.
Согласно первому подходу речевая компетенция выступает закономерным результатом освоения личностью речевой деятельности.
Согласно второму подходу речевая компетенция рассматривается как равноценная составная часть коммуникативно-речевой компетенции. При этом под коммуникативно-речевой компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Третий подход трактует речевую компетенцию как один из уровней развития коммуникативной компетенцией. При этом под коммуникативной компетенцией понимаются это знания и умения, которые необходимы для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, а под речевой компетенцией – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.
В данном исследовании под речевой компетенцией мы будем понимать знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Речевая компетенция обладает следующими базовыми составляющими:
— собственно речевые умения – ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, выносить суждения, анализировать высказывания;
— умения восприятия – слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы, жесты и др.), понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, тактичность);
— умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные) – проводить беседу, переговоры и обсуждения, задавать вопросы, формулировать требования, решать конфликты, управлять своим поведением в общении [57].
Н.С. Жукова выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим их.
Первый уровень – начинается в 3-6 месяцев. Для него характерно: ребенок узнает знакомые голоса, прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию.
Второй уровень – 6-10 месяцев. Для данного уровня характерно следующее: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным.
Третий уровень – 15 – 18 месяцев. Для данного уровня характерно то, что ребенок уже понимает название некоторых предметов, может узнать их изображение, а позже также узнает эти предметы на сюжетных картинках.
Четвертый уровень – 2 года 6 месяцев. В этот период ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях; двухступенчатую инструкцию; значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных связей [35].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы