Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие физических способностей школьников 13-14 лет средствами гимнастики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ 7
1.1. Развитие физических способностей (гибкости и координации) у детей среднего школьного возраста средствами гимнастики как педагогическая проблема 7
1.2. Методические особенности гимнастики 10
1.3. Средства основной гимнастики 12
1.4. Формы занятий по гимнастике в школе 14
1.5. Методика проведения отдельных частей урока по гимнастике в общеобразовательных школах 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ, КООРДИНАЦИИ, ВЫНОСЛИВОСТИ, СИЛЫ И СКОРОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 30
2.3. Результаты развития физических способностей школьников 13-14 лет до педагогического эксперимента 31
2.4. Методика комплексного развития физических качеств средствами гимнастики 33
2.5. Результаты развития физических способностей школьников 13-14 лет по итогам формирующего этапа педагогического эксперимента 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Введение:
Актуальность темы. В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос улучшения состояния здоровья учащейся молодежи, важными показателями которого являются физическое развитие и физическая подготовленность, которое из-за нерационального распределения времени на обучение и отдых, малоподвижный образ жизни постепенно снижаются. По данным Т. Ю. Круцевич, Г. В. Безверхней [26] только 20% детей школьного возраста является здоровыми, а 80% — имеют различные отклонения в состоянии здоровья. У детей школьного возраста резко прогрессируют хронические болезни сердца, неврозы, артриты, сколиозы, ожирение и тому подобное. Основными факторами, негативно влияющими на состояние здоровья молодежи по мнению Т. Ю. Круцевич, Г. В. Безверхней [26] являются не благоприятная экологическая обстановка, нерациональное питание, вредные привычки, прогрессирующая гиподинамия, которая возникает в результате интенсификации учебного процесса, глобальная автоматизация и компьютеризация.
Многочисленными исследованиями показана высокая эффективность применения различных средств физического воспитания, которая проявляется в снижении заболеваемости, повышении адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, увеличении функциональных резервов, повышении уровня физической подготовленности и работоспособности разновозрастного контингента, подготовке к активной жизнедеятельности [2, 15, 16].
Тенденция ухудшения здоровья молодого поколения, требует поиска новых интересных форм совершенствования системы физического воспитания, которые смогут обеспечивать положительные изменения в состоянии здоровья, физическом развитии, физической подготовленности и работоспособности школьников средствами гимнастики.
Объект исследования. Процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования. Развитие физических способностей школьников 13-14 лет средствами гимнастики.
Гипотеза исследования: предполагается что разработка и внедрение цикла занятий по гимнастике в рамках школьных занятий со школьниками 13-14 лет, позволит качественно развивать ключевые физические способности занимающихся, такие как: гибкость, координация, скорость, выносливость и сила.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность экспериментальной методики занятий по гимнастике в рамках школьных занятий со школьниками 13-14 лет, направленную на развитие ключевых физических способностей: гибкости, координации, скорости, выносливости и силы.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы развития физических способностей школьников средствами гимнастики;
2) Определить уровень развития физических качеств школьников 13-14 лет;
3) Разработать и экспериментально апробировать методику комплексного развития физических качеств школьников 13-14 лет.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование уровня физической подготовленности школьников 7-9 классов; методы математической статистики.
Степень изученности темы. Вопросами совершенствования и эффективности преподавания гимнастики в рамках общеобразовательных школ, занимались такие авторы, как: Бирючков Б.И., Бубела А.Ю. Петрина Р.Л. Синица А.И., Горинов А.В., В. Завадич, Т. Ротерс, Земсков Е. А. и т.д.
Научная новизна и значимость работы. Дополнены сведения о влиянии занятий гимнастикой на физическую подготовленность учащихся 7-9 классов. Расширены научные сведения об эффективности применения занятий гимнастикой на уроках физической культуры для улучшения уровня физической подготовленности учащихся 13-14 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе данных о возрастных особенностях школьников 13-14 лет и особенности развития физических качеств, учащихся среднего школьного возраста, о влиянии гимнастики на физическое развитие детей среднего школьного возраста, состояния вегетативных функций организма школьников 13-14 лет во время занятий гимнастикой на уроках ФК.
Практическое значение полученных результатов заключаются в том, что материалы дипломной работы могут использоваться в учебно-воспитательной работе учителей физической культуры, а также в теоретических курсах по дисциплинам теория и методика физического воспитания, возрастная анатомия и физиология, диагностика и мониторинг состояния здоровья, теория и методика преподавания гимнастики для студентов факультета физического воспитания и спорта.
Структура ВКР: дипломная работа содержит 56 страниц компьютерного текста, 9 таблиц, 8 рисунков, 50 информационных источников и 1 приложение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
1) Гимнастика среди других видов спорта отличается наибольшей оздоровительной направленностью, является универсальным средством гармоничного физического развития, обеспечения здорового образа жизни, а также эффективно влияет на духовное и физическое совершенствование, коррекцию формы тела, формирование культуры движений. Во время занятий физической культурой используют традиционные средства гимнастики (от общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами к упражнениям в висах и упорах на снарядах и оборудовании). Однако ряд причин (низкая заинтересованность занятиями, плохое материальное обеспечение школ и т.д.) обусловливает возникновение новых оздоровительных видов двигательной активности в массовом физкультурном движении. К таким видам можно отнести ритмическую гимнастику, аэробику, атлетическую гимнастику, их сочетание – шейпинг, стретчинг, изотон, восточную и дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз и тому подобное. Бесспорно, использование упражнений оздоровительных видов гимнастики на уроках физической культуры в школе предоставит урокам нового эмоциональной окраски, будет способствовать их оживлению, повысит интерес учащихся к занятиям гимнастикой, даст определенные знания и умения для самостоятельных занятий, профилактики болезней и улучшения здоровья после окончания школы [47].
Гимнастические упражнения — это основное содержание таких видов гимнастики, как основная, спортивная, художественная, акробатика, лечебная. По специальному назначению гимнастические упражнения принято делить на подготовительные (общеразвивающие), специально-подготовительные и основные специальные упражнения. Поэтому гимнастические упражнения становятся важными и эффективными средствами физического воспитания людей всех возрастных групп [50].
2) В рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента, было установлено, что, как и девочки, так и мальчики, в рамках своих индивидуальных групп по классам имеют практически одинаковые показатели, отражающие текущего на момент проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, уровень развития основных физических способностей: силы, выносливости, гибкости, координации и скорости, который находится на низком или же среднем уровне развития.
Полученные результаты тестирования позволят в дальнейшем оценить влияние специализированных занятий по гимнастике на развитие физических способностей учеников 13-14 лет, в динамике, а также считать окончательные результаты педагогического эксперимента достоверными с математической и статистической точки зрения.
Учитывая все вышесказанное, возникла необходимость разработки цикла занятий по гимнастике, включённых в программу преподавания физической культуры для учеников среднего школьного возраста 7-9 классов, 13-14 лет.
3) По результатам разработки и апробации методики комплексного развития физических качеств школьников 13-14 лет средствами гимнастики, было показано, что урочные занятия гимнастикой способствуют совершенствованию физической подготовленности школьников 13-14 лет. Так, через 8 недель от начала исследования у девочек-семиклассниц достоверно улучшилась активная гибкость, а у мальчиков всех возрастов — силовая выносливость мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава.
Результат выполнения теста «поднимание туловища в сед» у девочек вырос в целом по завершению формирующего исследования. Следует указать, что результаты выполнения теста «наклон туловища вперед из положения сидя» через 16 недель улучшился у всех исследуемых девочек и только у мальчиков девятиклассников.
Шестнадцатинедельные занятия гимнастикой способствуют достоверному повышению динамической силовой выносливости мышц плечевого пояса по результатам выполнения тестов «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «подтягивание на перекладине в висе» и «подтягивание на перекладине в висе лежа» у мальчиков и девочек, которые учатся в 8 и 9 классах.
Проведенные нами исследования и их результаты, дают основания утверждать, что занятия гимнастикой положительно влияют на состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся средних классов. Итак, для улучшения уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет мы предлагаем применять 16-недельный цикл занятий гимнастикой, которая состоит из трех этапов.
Гипотеза исследования, выдвинутая в начале работы над ВКР, была доказана не в полной мере, т.е. что разработка и внедрение цикла занятий по гимнастике в рамках школьных занятий по ФК со школьниками 13-14 лет, позволят качественно развивать ключевые физические способности занимающихся, такие как: гибкость, координация, выносливость и сила.
Что же касается таких физических способностей как скорость, ловкость, а также взрывная сила, то занятия гимнастикой не позволяют достоверно развивать их в рамках урочных занятий по физической культуре со школьниками 13-14 лет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ
1.1. Развитие физических способностей (гибкости и координации) у детей среднего школьного возраста средствами гимнастики как педагогическая проблема
История гимнастики начинается со времен рабовладельческого общества. Расцвета она достигла в Древней Греции, где физические упражнения использовали как средство для укрепления здоровья подрастающего поколения. Там зародился термин гимнасия — место (школа) где юноши могли заниматься физическими упражнениями, которые позже составили самостоятельную отрасль физического воспитания — гимнастику.
Во времена феодализма развитие гимнастики, как и других отраслей культуры замедлилось в связи с тем, что церковь считала грехом дорогие проявления заботы о собственном теле. Новый толчок в развитии гимнастики происходил в эпоху Возрождения. В трудах известных гуманистов, классиков педагогики нового времени Яна Амоса Каменского, Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци важное место отводится методике преподавания гимнастики, которую они считали лучшим средством физического воспитания детей — «полезных членов общества». Известны гимнастические системы более позднего периода, такие как немецкая гимнастика Фридриха Людвига Яна, шведская Пьера Генрика Линга, французская Яна Амороса, Сокольской Мирославы Тырш (чешская) носили более военный характер, были направлены на подготовку юношей к военной службе в армии и как правило, не включали в себя специальных средств, необходимых для развития детей школьного возраста [13].
Лишь в XIX веке внимание стали обращать на создание методических принципов использования гимнастики для физического воспитания школьников. Большой вклад в развитие школьной гимнастики внесли А. Шписс, П.Ф Лесгафт, Ж. Демени, К. Гаульгофер, обратив внимание на ее образовательную и педагогическую направленность.
Сегодня гимнастика представляет собой определенную, обусловленную историческим развитием совокупность специфических средств и методов физического воспитания, направленных на выполнение следующих задач [13]:
1. Оздоровительные:
укрепление здоровья;
развитие опорно-двигательного аппарата;
устранения и предупреждения функциональных нарушений органов и систем организма;
формирование правильной осанки и походки;
общее развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы;
улучшение физического состояния и работоспособности организма.
2. Образовательные: содействие всестороннему гармоничному развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации движений, формирование знаний, умений и навыков, которые имеют прикладное значение в быту и трудовой деятельности.
3. Воспитательные: формирование