Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Теория и технологии музыкального воспитания

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия 8
1.1 Психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2 Содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфика эмоциональной отзывчивости дошкольников 19
1.3 Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия 38
2.1 Диагностика эмоциональной отзывчивости дошкольников на констатирующем этапе эксперимента 38
2.2 Программа развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия 42
2.3 Обсуждение динамики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..67

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные исследователи (Н.П. Дубинин, М.А. Розов и др.) рассматривают развитие ребенка как процесс «социального наследования», усвоения общественного опыта: человеческих форм и способов деятельности, культурных норм поведения, отношения к окружающему миру. Поэтому психическое развитие дошкольника вообще, эмоциональное в частности, – это в некотором смысле процесс социальный: он идет от социального к индивидуальному. В течение первых лет своей жизни ребенок присваивает общественно-исторический опыт предыдущих поколений, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Постепенно культура становится достоянием самого ребенка, превращается в его собственную личностную культуру, создает условия для жизни ребенка в согласии с социумом и в согласии с самим собой. Учитывая это, формирование у ребенка базиса личностной культуры определено одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.
Гармоничное сосуществование ребенка в социуме предусматривает его компетентность в мире эмоций и чувств. Содержание этой компетентности определено государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО). Это, прежде всего: ориентировки ребенка в названиях и специфике проявлений основных эмоций, умение передавать эмоции и чувства мимикой, жестами, словами, установление причинно-следственных и смысловых связей между событиями в жизни, своими переживаниями и выражением лица, сдерживание негативных эмоций, соотнесение характера эмоционального поведения с его последствиями для окружающих.

Однако, как показывают практика и специальные исследования, дошкольник не в состоянии самостоятельно решить эти задачи, поскольку развитие его эмоциональной сферы, переход от первичных эмоций к вторичным не является заранее заданным, обязательным. Этот процесс проходит долгий, сложный, противоречивый путь. Сроки появления тех или иных эмоций, выраженность их экспрессивного компонента, частота эмоций и их диапазон, умение регулировать собственные переживания в значительной степени зависят от опыта общения ребенка с взрослым, от организации разнообразной эмоционально насыщенной деятельности детей.
Вместе с тем состояние существующей практики дошкольных учреждений свидетельствует либо о полном отсутствии систематической работы по воспитанию эмоциональной культуры или об одностороннем, эпизодичном и невыразительном характере этой работы. Такой подход к данной проблеме объясняется и современной системой образования и воспитания общества, которое продолжает строится по преимуществу интеллектуальной сферы в становлении личности. Смещение акцентов с эмоционально-чувственных на умственные приоритеты не совпадает с устоявшимися взглядами ученых о доминировании в дошкольном детстве именно эмоционально-чувственного компонента личностного роста. Подавляющее большинство специалистов считают, что эмоции сохраняют свое значение и в последующие периоды жизни ребенка, однако на ранних этапах онтогенеза они являются ведущими, на них в значительной степени строится целостное поведение дошкольника. Эмоции управляют связью ребенка с окружающим миром, мир перед ребенком предстает таким, каким показывают его собственные эмоции. Недооценка значения воспитания эмоциональной сферы порождает эмоциональную глухоту, бездуховность, жестокость не только между детьми, но и между взрослыми и детьми.
Одной из причин недостаточно развитой эмоционально-чувственной сферы дошкольника, ограниченности его экспрессивных средств общения исследователи видят в том, что дети в большинстве случаев не умеют воспринимать и различать эмоциональные состояния, адекватно реагировать на них, не могут полноценно сочувствовать другому, проявлять свою отзывчивость чужой радости иди горю. Специалисты такой уровень развития эмоциональной сферы дошкольника объясняют тем, что и сегодня эта проблема остается недостаточно разработанной учеными, несправедливо забытой практиками, фактически не освещенной как в учебниках по педагогической и возрастной психологии, так и в трудах научно-методического направления.
Музыка занимает особое место в ряду воздействий на детей дошкольного возраста. Это объясняется возрастными особенностями детей и эмоциональной природой музыки. Окружая ребенка с первых дней жизни, музыка воздействует на эмоциональный, внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в детстве музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное воспитание способствует формированию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.
Все вышесказанное дает право утверждать, что тема выпускной квалификационной работы («Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия») является актуальной на данном этапе развития психологической и педагогической наук, а также не потеряет своей актуальности и в будущем.
Таким образом, можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и неполной реализацией потенциала музыкального воспитания в этом вопросе.
Проблема исследования: Как в процессе музыкального восприятия развивать эмоциональную отзывчивость у дошкольников?
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве.
Предмет исследования: восприятие музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
Гипотеза исследования: эмоциональная отзывчивость может успешно развиваться у дошкольников при соблюдении следующих условий:
— своевременная диагностика эмоциональной отзывчивости у детей;
— учет ведущей деятельности дошкольников (игры);
— использование доступного и привлекательного для воспитанников музыкального материала.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфику эмоциональной отзывчивости дошкольников.
3. Уточнить особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику эмоциональной отзывчивости дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.
5. Составить и реализовать программу развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
6. Выполнить обсуждение динамики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Теоретические основы исследования: в своем исследовании мы опирались на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, концепцию Д.Б. Эльконина, положения об эмоциональной отзывчивости А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.Ф. Яфальян.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического и практического опыта специалистов;
2. Эмпирические методы:
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
3. Математические методы:
— математико-статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» г. Ярославля.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста;
— было рассмотрено содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфика эмоциональной отзывчивости дошкольников;
— были уточнены особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста;
— была выполнена диагностика эмоциональной отзывчивости дошкольников на констатирующем этапе эксперимента;
— была составлена и реализована программа развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия;
— было выполнено обсуждение динамики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Мы рассмотрели эмоциональную отзывчивость как феномен исследования в психолого-педагогической литературе и выявили, что эмоциональная отзывчивость понимается в качестве способности личности понимать эмоции и общее состояние другого человека, что является характеристикой когнитивного компонента эмоционально-нравственной сферы, а также проявлять такие качества как сочувствие, сопереживание, сострадание или наоборот сорадость, гордость за успехи другого человека, демонстрируя высокий уровень развития поведенческого компонента морального сознания.
Анализ формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста позволил определить, что эмоциональная отзывчивость за период дошкольного детства проходит эволюционный путь. Так, если ребенку младшего дошкольного возраста доступно сочувствие окружающим, основанное на понимании переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, то старший дошкольник, обладая большим эмоциональным арсеналом, отличает нюансы изменения настроения и пр. В большей мере, развитию эмоциональной отзывчивости способствует обогащение и усложнение эмоций, испытываемых дошкольником, рост его опыта взаимодействия в различных социальных ситуациях, целенаправленная работа, реализуемая в детских образовательных учреждениях и родителями в рамках семейного воспитания.
Выполненная диагностика уровня эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста позволила прийти к выводу о том, что дошкольники имеют недостаточно высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости. Полученные в ходе констатирующего этапа данные актуализировали разработку и апробацию программы развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
Внедрение программы развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия обеспечило положительную динамику эмоциональной отзывчивости у дошкольников-участников эмпирической работы, что, в свою очередь, доказало эффективность самой программы.
Выполненное обсуждение результатов опытно-эмпирической работы позволило доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что эмоциональная отзывчивость может успешно развиваться у дошкольников при соблюдении следующих условий:
— своевременная диагностика эмоциональной отзывчивости у детей;
— учет ведущей деятельности дошкольников (игры);
— использование доступного и привлекательного для воспитанников музыкального материала.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

  

Однако, как показывают практика и специальные исследования, дошкольник не в состоянии самостоятельно решить эти задачи, поскольку развитие его эмоциональной сферы, переход от первичных эмоций к вторичным не является заранее заданным, обязательным. Этот процесс проходит долгий, сложный, противоречивый путь. Сроки появления тех или иных эмоций, выраженность их экспрессивного компонента, частота эмоций и их диапазон, умение регулировать собственные переживания в значительной степени зависят от опыта общения ребенка с взрослым, от организации разнообразной эмоционально насыщенной деятельности детей.
Вместе с тем состояние существующей практики дошкольных учреждений свидетельствует либо о полном отсутствии систематической работы по воспитанию эмоциональной культуры или об одностороннем, эпизодичном и невыразительном характере этой работы. Такой подход к данной проблеме объясняется и современной системой образования и воспитания общества, которое продолжает строится по преимуществу интеллектуальной сферы в становлении личности. Смещение акцентов с эмоционально-чувственных на умственные приоритеты не совпадает с устоявшимися взглядами ученых о доминировании в дошкольном детстве именно эмоционально-чувственного компонента личностного роста. Подавляющее большинство специалистов считают, что эмоции сохраняют свое значение и в последующие периоды жизни ребенка, однако на ранних этапах онтогенеза они являются ведущими, на них в значительной степени строится целостное поведение дошкольника. Эмоции управляют связью ребенка с окружающим миром, мир перед ребенком предстает таким, каким показывают его собственные эмоции. Недооценка значения воспитания эмоциональной сферы порождает эмоциональную глухоту, бездуховность, жестокость не только между детьми, но и между взрослыми и детьми.
Одной из причин недостаточно развитой эмоционально-чувственной сферы дошкольника, ограниченности его экспрессивных средств общения исследователи видят в том, что дети в большинстве случаев не умеют воспринимать и различать эмоциональные состояния, адекватно реагировать на них, не могут полноценно сочувствовать другому, проявлять свою отзывчивость чужой радости иди горю. Специалисты такой уровень развития эмоциональной сферы дошкольника объясняют тем, что и сегодня эта проблема остается недостаточно разработанной учеными, несправедливо забытой практиками, фактически не освещенной как в учебниках по педагогической и возрастной психологии, так и в трудах научно-методического направления.
Музыка занимает особое место в ряду воздействий на детей дошкольного возраста. Это объясняется возрастными особенностями детей и эмоциональной природой музыки. Окружая ребенка с первых дней жизни, музыка воздействует на эмоциональный, внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в детстве музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное воспитание способствует формированию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.
Все вышесказанное дает право утверждать, что тема выпускной квалификационной работы («Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия») является актуальной на данном этапе развития психологической и педагогической наук, а также не потеряет своей актуальности и в будущем.
Таким образом, можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и неполной реализацией потенциала музыкального воспитания в этом вопросе.
Проблема исследования: Как в процессе музыкального восприятия развивать эмоциональную отзывчивость у дошкольников?
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном детстве.
Предмет исследования: восприятие музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
Гипотеза исследования: эмоциональная отзывчивость может успешно развиваться у дошкольников при соблюдении следующих условий:
— своевременная диагностика эмоциональной отзывчивости у детей;
— учет ведущей деятельности дошкольников (игры);
— использование доступного и привлекательного для воспитанников музыкального материала.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфику эмоциональной отзывчивости дошкольников.
3. Уточнить особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностику эмоциональной отзывчивости дошкольников на констатирующем этапе эксперимента.
5. Составить и реализовать программу развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия.
6. Выполнить обсуждение динамики развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Теоретические основы исследования: в своем исследовании мы опирались на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, концепцию Д.Б. Эльконина, положения об эмоциональной отзывчивости А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.Ф. Яфальян.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического и практического опыта специалистов;
2. Эмпирические методы:
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
3. Математические методы:
— математико-статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» г. Ярославля.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе музыкального восприятия

1.1 Психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста

Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные категории. Обособление возраста дошкольного детства в основной мере обусловлено социальным и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения дошкольной образовательной организации (ДОО).
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [15] отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин [60] указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою очередь обуславливает отношение дошкольника к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым следует понимать такую деятельность, вырабатывание которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей детей;
— новообразования (положительные особенности, дающие ребенку потенциал для перехода к новой стадии его развития) возраста, под которыми понимаются новый тип деятельности личности и ее строения, формируемый на протяжении данного период и который обуславливает трансформацию детского сознания, его жизни, как внешней, так и внутренней [60].
Согласно классической возрастной периодизации к дошкольному детству относят период от 3 до 6-7 лет. Окончанием дошкольного детства принято считать переход к школьной системе образования. Дошкольный возраст подразделяется на три подпериода: от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст), от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) и от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст).
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуется началом посещения детских образовательных учреждений. В связи с чем, ребенок осознает, что он не центр своей семьи и мира в целом, но его часть. Интенсивный процесс идентификации себя с окружающими людьми, героями сказок и других литературных произведений обуславливает первичное осознание ребенком себя как индивидуальности.
Ведущей деятельностью дошкольника выступает интенсивная игровая деятельность. Процесс игры обеспечивает дошкольника возможностью выйти за пределы малого мира своей семьи и группы детского сада в мир взрослых людей и незнакомых видов деятельности. Игровая деятельность на протяжении дошкольного детства проходит длительный эволюционный путь. Если в наследство от раннего возраста младшему дошкольнику достается предметно-манипулятивная игра, то к старшему дошкольному возрасту ребенок уже уверенно осваивает сюжетно-ролевые игры с правилами и символические игры [43].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы