Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………….6
1.1. Характеристика эмоций как психологического явления…………………………… .6
1.2. Особенности развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………13
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………….22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИ Й У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО АЗВИТИЯ………………………..26
2.1. Изучение эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………………26
2.2. Психолого-педагогический проект по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы и темы исследования: Современное обще-ство все большее внимание обращает на личность человека, его индивиду-альность, на эмоциональное благополучие и факторы от которых оно зави-сит. В связи с этим на первый план выходит исследование и развитие эмоци-онально-личностной сферы. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складыва-ются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздей-ствия.
У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др. Многие авторы (Т. А. Власова, К.С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С . Певзнер, Е. М. Самодумская, У. В. Ульенкова) отмечают недостаточность развития эмоцио-нальной сферы детей с задержкой психического развития, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений.
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении воз-росло число детей, имеющих нарушения эмоциональной сферы. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, поскольку нарушения эмоций являются основным дефектом задержкой психического развития. С вязи с этим необходима работа по развитию эмоций у детей с задержкой психического развития. Кроме, того в Федеральном государственном обра-зовательном стандарте также ориентирует педагога-психолога на работу в дошкольном образовательном учреждении по развитию эмоциональной сферы детей.
У дошкольников с задержкой психического развития отмечается каче-ственное отставание в развитии эмоций, проявляющееся в немотивированной смене настроения, контрастном проявлении эмоций, аффективных реакциях, повышенной эмоциональной лабильности. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в отсутствии взаимодействия со сверстниками и снижении потребности в привязанности. У детей с задержкой психическим развитием затруднено понимание своих и чужих эмоций, эмпатия не сформирована.
Наиболее эффективными средствами в работе по развитию эмоций старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, на наш взгляд, является изобразительная деятельность [1].
Противоречие исследования: заключается в необходимости развития эмоций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточности методического обеспечения в реализации данно-го процесса.
Проблема исследования: связана с поиском средств развития эмоций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие эмоций у детей старших дошкольни-ков с задержкой психического развития.
Предмет исследования: возможности изобразительной деятельности в развитии эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой пси-хического развития.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности изобразительной деятельности в развитии эмоций у детей старшего до-школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагаем, что изобразительная деятель-ность будет выступать средством развития эмоций у детей старшего до-школьного возраста с задержкой психического развития, поскольку:
— способствует умению распознавать эмоции;
— выражать собственные эмоции приемлемым способом.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе исследования бы-ли поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литерату-ры выявить сущность и особенности развития эмоций у детей старшего до-школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Описать возможности изобразительной деятельности в развитии эмоций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Изучить уровень развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
теоретические:
1) анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
эмперические:
1) проективные методы.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образо-вательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида г.Нижний Тагил Детский сад №181 «Сказочная страна». В исследовании принимали участие 20 детей из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психо-лого-педагогического проекта по развитию эмоций у детей старшего до-школьного возраста с задержкой психического развития, которая может быть использована педагогом-психологом в условиях дошкольных образо-вательных организаций.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа со-стоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литерату-ры. Основной текст работы содержит 6 таблиц; общий объем выпускной квалификационной работы включает 63 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы мы сделали следующие выводы:
1. Эмоциональную сферу личности можно считать многогранным об-разованием, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональные состояния; эмоциональный тон; эмоциональные свойства личности, выраженность которых в характере позволяет говорить об эмоциональных типах личности; чувства (эмоциональные устойчивые от-ношения), и каждое из этих явлений имеет отчетливо выраженные отличи-тельные признаки.
Если говорить об эмоциональном восприятии детей с ЗПР, то тут прежде всего следует отметить, что у таких детей снижена скорость испол-нения перцептивных действий. Им требуется много времени для приема и переработки входящей информации, особенно в сложных условиях. Уже неоднократно было выявлено, что многие из таких детей испытывают суще-ственные сложности в ходе восприятия. Это выражается в снижении процес-сов приема и обработки информации, сложностях при узнавание опреде-ленных предметов, которые находятся в непривычном положении.
2. Развитие эмоциональной сферы у ребенка с задержкой психическо-го развития – это системный, целенаправленный и многокомпонентный процесс и одновременно итог его социализации-индивидуализации, в ре-зультате которого происходит приобщение ребенка к социальным нормам, правилам и стандартам, а также утверждение себя самого как субъекта со-циальной культуры и части общества. Детский возраст, в особенности – до-школьный, представляется наиболее восприимчивым периодом для форми-рования и развития основных эмоциональных компонентов. Развитие эмо-циональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития происходит в актуальной разноплановой деятельности по усвое-нию предметного мира и мира взаимоотношений между окружающими людьми.
Полученные результаты диагностического этапа развития эмоций у де-тей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем этапе опыт-но-экспериментальной работы дали возможность конкретизировать следую-щие задачи формирующего этапа опытно-поисковой деятельности:
1. Разработать определенные задания и подобрать необходимый ху-дожественный материал, ориентированный непосредственным образом на развитие и совершенствование эмоциональной сферы старшего дошкольника с ЗПР в ходе собственной изобразительной деятельности.
2. Разработать задания для развития художественно-эстетического опыта, а также оригинальности и эмпатии, выразительности, вариативности и возможности ребенка старшего дошкольного возраста к самостоятельному творческому воображению.
3. Разработать задания для совершенствования различных форм при-кладного выражения характера художественного образа, которые напрямую направлены на эмоциональное развитие дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности, а кроме этого, обогащение их жизненного и эстетического опыта.
4. Смоделировать творческие задания, которые в общем стимулируют творческое воображение и интерес к изобразительной деятельности у стар-ших дошкольников.
Также следует отметить, что использованные в процессе опытно-экспериментальной деятельности констатирующего характера методы (это осуществление диагностических заданий, анализ продуктов художественной деятельности старших дошкольников, табличное оформление полученных результатов) предопределили практическую значимость развития и совер-шенствования творческого воображения в совокупности выделенных показа-телей и критериев.
Проведенная программа из 14 занятий по развитию эмоциональности у старших дошкольников позволила существенно повысить уровень развития творческого воображения. Для своего возраста дети стали знать особенности выразительных средств изобразительного искусства.
После проведенной программы дошкольники в полной мере готовы войти в художественный образ, вчувствоваться в него, увлеченно описывают, изображают придуманные события, персонажи, их поступки. Зрительные образы, созданные в процессе восприятия и интерпретации художественного образа оригинальны и разнообразны. Созданные образы в изобразительной деятельности детей близки по эмоционально-образному содержанию. Кроме этого, большинство детей находит адекватные выразительные средства для воплощения образа в изобразительной деятельности.
Внедренная программа позволяет определять творческое воображение как важную основу развития эмоциональности в единстве трех компонентов:
1) когнитивный — актуализация и обогащение жизненного и художе-ственно-эстетического опыта ребенка (как основы фундамента развития эмо-циональности);
2) эмоциональный: развитие эмоциональной отзывчивости к художе-ственным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам);
3) действенный: экспериментирование с материалом для оригинального воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности.
Реализация разработанного содержания работы на практике подтвер-дила, что изобразительная деятельность является эффективным условием развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования на конста-тирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы свидетельствует об эффективности разработанного комплекса занятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Характеристика эмоций как психологического явления

Интерес к изучению эмоциональной жизни человека имеет продолжи-тельную историю. Регулярные описания эмпирического изучения эмоций представлены в работах многих известных ученых из различных областей научных знаний. К наиболее ярким исследователям эмоциональной сферы личности можно отнести зарубежных ученых: М. Б. Арнольда, В. Вундта, Дж. А. Гассона, У. Джеймса, К. Изарда, Э. Клапареда, Г. Ланге, Р. У. Липе-ра, У. Макдауголла, Т. Рибо, Б. Спинозы и др., а также отечественных уче-ных: П. К. Анохина, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского. Б. И. Додонова, Е. П. Ильина, А. Ф. Лазурского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. В. Симо-нова, П. М. Якобсона [11, с. 7].
Несмотря на многочисленные эмпирические данные и теоретические воззрения, проблема эмоциональной сферы личности и собственно эмоций является одной из наиболее сложных и неоднозначных в современной пси-хологической науке.
Термин «эмоция» происходит от латинского emovere – возбуждать, волновать. Эмоция трактуется как психическое отражение, осуществляемое в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного непосредственным отношением объ-ективных свойств этого явления (или ситуации) к потребностям субъекта [16, с. 72].
Таким образом, в психологии закрепляется понимание эмоции как од-ного из видов психических процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, то есть эмоции в узком смысле. Для обозначения всех известных процессов, связанных с переживаниями единой терминологии пока не выработано. Совокупность всех видов переживаний обозначается ав-торами как эмоции в широком смысле (Р. С. Немов, Б. И. Додонов), чувства в широком смысле (А. В. Петровский), аффекты в широком смысле. Соответ-ственно, совокупность психических процессов обозначается как эмоциональ-ная сфера или аффективная сфера психики. Отсутствие единой терминологии показывает, что на сегодняшний день изучение эмоциональной сферы лично-сти перспективное направление для современной психологической науки.
Однако, с исторической точки зрения, отношение к этой сфере психики человека было неоднозначным в ходе становления научного знания. Рас-смотрим некоторые авторские позиции на эмоциональную сферу личности. Так, Б. Спиноза под аффектами подразумевает состояния тела, которые уси-ливают или уменьшают способность самого тела к действию, ограничивают ее или благоприятствуют ей, а вместе с тем и идеи этих состояний. В работах ученого отразилось общее негативное отношение его современников к эмо-циональной жизни человека, наблюдается приоритет интеллектуальной сфе-ры над эмоциональной [3, с. 107].
По мере накопления и переосмысления накопленных психологических знаний изменениям был подвержен и взгляд на сущность и структуру эмоци-ональных процессов. В. Вундт выделил психические элементы двух родов. К ним относят элементы объективного содержания опыта (элементы ощущения, например, ощущение тепла, холода), и элементами субъективного содержа-ния (элементы чувства, например, чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, которое испытывается при виде предметов, которые нравятся или не нравят-ся) [18, с. 73].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы