Дошкольное обучение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие диалогической речи старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 6
1.1 Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 6
1.2 Критерии и уровни развития диалогической речи старших дошкольников 20
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Организация опытно-исследовательской работы по развитию диалогической речи дошкольников (на примере детей старшей группы МБДОУ «Детский сад «Лузинский – «2») 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшей группы 36
2.3 Описание и реализация программы по развитию диалогической речи дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр 44
2.4 Анализ результатов опытной работы 51
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 62

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Диалогическая речь детей старшего до-школьного возраста приобретает функции установления социальных контак-тов и планирования, реализация которых происходит благодаря монологи-ческой контекстной речи и форме внутренней речи. Важным направлением развития диалогической речи старших дошкольников выступает превраще-ние ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей явля-ется актуальной.
Проблемой развития диалогической речи у детей дошкольного возрас-та занимались такие известные педагоги как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, Н.Ф. Ладыгина, О.С. Ушакова, Г.М. Лямина. В речевом развитии у детей до-школьного возраста изучались закономерности Л.С. Выготским, А.Н. Гвоз-девым, Д.Б. Эльконимым, А.А. Леонтьевым и другие.
Такие ученые как О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, М.В. Ильященко и другие считали, что формирование грамматически правильной, осознанной, последовательной, логичной речи у детей старшего дошкольно-го возраста является необходимым условием речевого развития и подготов-ки детей к школьному обучению. Но в настоящее время, несмотря на тради-ционное декларирование важности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, это проблема в педагогике мало исследова-на.
На основе исследований выявлены следующие проблемы: у детей недо-статочно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога, был выявлен эгоцентрический тип отношений партнеров, неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах и т. д.
В процессе изучения вопроса развития диалогической речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и выбором средств педагогической работы по ее развитию в условиях ДОУ.
Имеющееся противоречие позволило обозначить проблему нашего ис-следования, которая содержится в поиске педагогических средств, обеспечи-вающих развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного воз-раста.
Использование сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что дети отража-ют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрос-лых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Сюжетно-ролевые игры — это наиболее характерные игры дошкольни-ков, они занимают значительное место в жизни детей. Отличительной осо-бенностью сюжетно-ролевой игры выступает то, что ее создают дети само-стоятельно, а их игровая деятельность носит ясно выраженный творческий и самодеятельный характер. Дети, находясь в игровой среде и постоянно об-щаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи, по-этому одним из средств формирования речи у дошкольников является сю-жетно-ролевая игра.
Цель нашего исследования: выявить и обосновать возможности исполь-зования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи старших дошкольников в условиях ФГОС
Объект исследования: процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие диалогической речи старших до-школьников посредством использования сюжетно-ролевых игр
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализо-ванная нами программа, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, будет способствовать наиболее успешному развитию диалогической речи де-тей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития диало-гической речи дошкольников в научно-методической литературе;
2. Выявить уровень развития диалогической речи у дошкольников старшей группы;
3. Разработать и реализовать программу по развитию диалогической речи у старших дошкольников, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, проверить эффективность программы.
Теоретическая база и методологическая основа исследования опирается на закономерности речевого развития детей дошкольного возраста и сфор-мулирована в трудах Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева.
Практической базой нашего исследования является: МБДОУ «Детский сад «Лузинский – «2».
В опытной работе приняли участие 20 воспитанников старшей до-школьной группы
Практическая значимость исследования: возможность применять ре-зультаты исследования в практике дошкольного образования, а также в про-цессе воспитания и обучения дошкольников.
Структура работы: работа состоит из 2 глав, 7 параграфов, заключе-ния, приложений, списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате теоретического анализа основ развития диалогической речи старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, мы можем сделать следующие выводы:
1) Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких чело-век. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в процессе нее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закон-чить мысль. Разновидностью диалогического общения выступает беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность, у говорящих появляет-ся возможность высказываться.
2) В дошкольном возрасте у детей должны сформироваться следующие критерии навыков диалогического общения: способность проявлять инициа-тиву; умение использовать различные средства общения – к словам подклю-чают жесты и мимику; навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посто-ронние предметы; проявлять внимание к словам собеседника и придержи-ваться ритма реплик; умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика
3) Сюжетно-ролевая игра – это игра, в процессе которой дети выпол-няют выбранные ими роли и совершают определенные действия. Сюжеты для игр обычно дети выбирают из жизни. Со временем, с изменением дей-ствительности, получением нового жизненного опыта и новых знаний, меня-ются сюжеты и содержание ролевых игр. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры выступает наличие в ней той или иной воображаемой ситуа-ции. Такая воображаемая ситуация складывается из ролей и сюжета.
Нами была проведена опытно-исследовательская работа по развитию диалогической речи дошкольников. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа было выявить уровень диалогической речи детей. Мы обследовали две группы детей старшего дошкольного воз-раста. Диагностика проводилась по методике А.В. Чулковой.
Были получены следующие результаты: высокий уровень диалогиче-ской речи был выявлен у 3 детей (15%), средний уровень – у 11 детей (55%) и низкий уровень – у 6 детей (30%).
Результаты детей были средними. Для подтверждения поставленной нами рабочей гипотезы о том, что разработанная и реализованная нами про-грамма, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, будет способ-ствовать наиболее успешному развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, нами было решено провести цикл занятий по разви-тию диалогической речи дошкольников посредством использования сюжет-но-ролевых игр. Это был формирующий этап эксперимента.
Целью контрольного этапа являлось проведение анализа эффективно-сти проведенной экспериментальной работы. Для этого мы провели кон-трольное тестирование. Оно проводилось по тем же диагностикам, что и на констатирующем этапе.
Были получены следующие результаты: высокий уровень диалогиче-ской речи был выявлен у 9 детей (45%), средний уровень – у 9 детей (45%) и низкий уровень – у 2 детей (10%). Мы видим, что показатели высокого уров-ня развития диалогической речи выросли на 30%, среднего – уменьшились на 10% и низкого – уменьшились на 20%, что говорит об эффективности проведенной нами работы.
В результате проведенной работы были получены улучшенные показа-тели. В речи детей произошли изменения, которые стали заметны и родите-лям, и педагогам.
Целью нашего исследования было выявить и обосновать возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи старших дошкольников в условиях ФГОС
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Изучили и проанализировали состояние проблемы развития диало-гической речи дошкольников в научно-методической литературе;
2) Выявили уровень развития диалогической речи у дошкольников старшей группы;
3) Разработали и реализовали программу по развитию диалогической речи у старших дошкольников, с использованием комплекса сюжетно-ролевых игр, проверить эффективность программы
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи старших до-школьников посредством сюжетно-ролевой игры
1.1 Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

Речь — это одна из линий развития детей. Благодаря родному языку они входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает нам понять друг друга, формирует убеждения и взгляды, а также оказывает весомую услугу в познании мира, в котором мы живем.
В дошкольном возрасте впервые проявляются индивидуальные недо-статки и особенности речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем где-то в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что дети правильно произносят все звуки родного языка; владеют значительным словарным запасом; освоили основы грамматического строя речи; владеют начальными формами связной речи (монологом и диалогом), позволяющими им свободно контактировать с людьми.
Вместе с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элемен-тарное осознание различных явлений родного языка. Дети постигают слого-вое и звуковое строение слова; знакомятся с ударением; с антонимами и си-нонимами; со словесным составом предложения и прочим.
В старшем дошкольном возрасте они способны понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элемен-тарного осознания речевых и языковых явлений развивает у детей произ-вольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (письмом и чтением). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи детей в дошкольном и раннем возрасте [29, с.77].
Нормально развивающиеся дети активно вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в их жизни играют другие люди, сверстники. Умение общаться ними — одно из необходимых условий нормального социального и личностного развития детей. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы