Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие ценностных ориентаций подростков средствами психологического тренинга.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 6
1.1. Основные подходы к исследованию ценностных ориентаций в подростковом возрасте 6
1.2. Факторы развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 21
2.1. Теоретические аспекты психологического тренинга 21
2.2. Методологические аспекты психологического тренинга 24
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ЛОГОАРТ-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 36
3.1. Организация и методы эмпирического исследования 36
3.2. Анализ эмпирических результатов 39
Выводы по главе 3 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….90
Введение:
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, задавшие пересмотр традиционных ценностей в направлении индивидуализации и чрезмерного потребления, значительно усложняют осознание молодым поколением общечеловеческих ценностей, затрудняя процесс смысложизненной рефлексии. Часто это связано с тем, что в настоящее время жизненной философией молодых людей выступает «социальный успех», отождествляемый с такими его атрибутами как деньги, власть, популярность, с акцентированием на потребление и ожидание от жизни счастливого случая. Восприятие жизни в таком формате носит низкопродуктивный характер: молодое поколение не видит для себя перспективы, переживает различные кризисы, среди которых кризис личностной, социальной идентичности.
Проблема ценностей как важного психологического конструкта личности занимает одно из ведущих мест в исследовании человеческого поведения и его саморегуляции. Ценности ориентируют деятельность индивида, выступают механизмом регуляции его поведения, существенно влияя на процесс становления личности в целом. Являясь многоаспектным психологическим образованием, ценности системно характеризует культурное развитие человека.
Противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие требования к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостаток времени, отводимого на «проживание» транслируемых знаний обусловливают бессистемное или даже хаотическое формирование ценностных ориентаций, которые являются одной из главных составляющих структуры личности, играют решающую роль в ее саморегуляции, самоопределении, самореализации, определяют цели и средства деятельности, а также ее способность к рефлексии.
Ценностные ориентации личности представляют собой динамичную иерархическую систему, которая сочетает в себе не только малые смыслы, но и большой, главный смысл жизни, ядро, которое конкретизируется и воплощается в жизненных ситуациях или помогает оценить прожитый отрезок.
Определение ценностных ориентаций как сложной динамической системы справедливо: личность вступает в новые периоды развития, а не находится в состоянии стагнации, изменяются представления о себе, о других людях, о мире, и соответственно трансформируются и изменяются смысложизненные ориентации и мировоззрение в целом.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Степень разработанности темы. Проблеме ценностей и ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых: У. Билски, B.C. Братусь, М.М. Далгатов, А.Г. Здравомыслов, К. Клакхон, Е.Г.Кузнецова, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, М.Рокич, Х. Хекхаузен, Ш. Шварц и др.
Изучением вопросов развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте занимались: Л.И.Божович, С.В. Молчанов, О.А. Тихомандрицкая, Д.И.Фельдштейн и др. Однако в рамках данного направления недостаточно исследованной является проблема развития ценностных ориентаций подростков средствами психологического тренинга. Проблема изучалась на основе системного подхода, позволяющего рассмотреть ценностные ориентации как необходимый структурный элемент личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.); исследования ценностных, смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, И.В. Шаповаленко и др.).
Объект исследования – ценностные ориентации подростков.
Предмет исследования: развитие ценностных ориентаций подростков.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации программы психологического тренинга на основе комплекса логоАрт-профилактических (что это? В обосновании актуальности проблемы об это нет ничего) упражнений, направленного на развитие ценностных ориентаций подростков. Ред!
Для реализации цели были поставлены следующие задачи: задачи и вообще весь аппарат исследования необходимо переформулировать, без обсуждения вы не можете это сделать.
1. Провести теоретический анализ основных подходов к исследованию ценностных ориентаций.
2. Изучить особенности развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
3. Исследовать ценностные ориентации у подростков.
4. Апробировать программу психологического тренинга, направленную на развитие ценностных ориентаций подростков с использованием комплекса логоАрт-профилактических упражнений. Это обосновать нужно!
5. Исследовать наличие изменений в ценностных ориентациях у подростков. Ред!
6. Провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение.
Гипотеза исследования: программа психологического тренинга с использованием комплекса логоАрт-профилактических упражнений способствует развитию ценностных ориентаций подростков Ред! И это обосновать нужно!
Методы и методики исследования: теоретический анализ; методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова); методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:
Ценностные ориентации являются компонентами структуры личности; интериоризированными индивидом ценностями общества, отдельных его групп, которые имеют специфическую иерархию и выступают регуляторами и мотивами поведения и деятельности человека.
Подростковый возраст − это период перехода от детства к взрослости, сущность которого заключается в потере детского статуса и стремлении достичь статуса взрослого человека; интенсивное время полового развития, который детерминирует особенности личностного роста; период формирования нравственных понятий, ценностных ориентаций, принципов, представлений, убеждений, которыми личность начинает следовать в своей жизни; проектирование зрелого человека в противоречивом мире взрослых; выход ребенка на качественно новую социальную позицию, которая связана с поиском смысла жизни, своего места в обществе.
В подростковом возрасте создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим.
Подростковый возраст является сенситивным периодом для формирования ценностных ориентаций, образования системы смысложизненных ориентаций, отражающей направленность личности, ее мировоззрение, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок.
Особое внимание необходимо уделять развитию смысложизненных ориентаций у подростков, потому как в процессе обучения у них может возникать целый диапазон проблем, включающий неопределённость мотивации выбора будущей профессии (8−9 класс), неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, поиск оптимального распорядка дня и др.
Механизм формирования ценностей должен выступать как процесс передачи и принятия знаний, несущих смысловую нагрузку, при этом получаемая информация должна являться ценностью, перейти из «категории знания» в «категорию значимости».
Психологический тренинг представляет собой технологию психологического воздействия на личность, группу, которая осуществляется в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития с использованием совокупности активных методов групповой работы (деловых, организационно−деятельностных, ролевых и психологических игр, заданий и упражнений, психотехник и рефлепрактик, групповых дискуссий и др.), которые логично и тематически подобраны согласно поставленной цели и обеспечивают заранее запланированные и корректно диагностируемые результаты.
Методологические особенности психологического тренинга представлены его целями, задачами, принципами, методами.
Принципы психологического тренинга представлены: организационными принципами; принципами по созданию среды тренинга; принципами поведения участников тренинга; этическими принципами.
Методы по ведению психологического тренинга представлены: методами по представлению информации; имитационными методами; методами по созданию реальной среды.
Логоарт−профилактика является эффективным методом в работе с подростками, суть которого заключается в профилактике неконструктивного рискованного поведения через работу с внутренним миром ценностей подростка, формирование у них представлений о смысле жизни, собственном жизненном пространстве как о целостном смысловом пространстве.
По результатам проведенных методик до эксперимента установлено:
Общий показатель осмысленности жизни у большинства подростков находится на низком уровне.
Наиболее выраженными являются такие группы ценностных ориентаций как: ценности дела, конкретные ценности, этические ценности, ценности самоутверждения; наименее выраженными – конформистские ценности, ценности профессиональной самореализации, ценности принятия других людей, альтруистические ценности;
Среди доминирующих жизненных смыслов имеют место: коммуникативные, гедонистические; достаточно представленными жизненными смыслами являются: семейные и статусные; среди слабо представленных жизненных смыслов имеют место такие как: когнитивные, экзистенциальные альтруистические, а также жизненные смыслы самореализации.
По результатам проведенных методик после эксперимента установлено:
Общий показатель осмысленности жизни у большинства подростков находится на среднем уровне, в то время как до эксперимента данный показатель находился на низком уровне.
Имеет место положительную динамику по таким группам ценностных ориентаций как: абстрактные ценности (10,9 было12,5), этические ценности (10,4 было 11,6), ценности общения (8,6 было 10,5), альтруистические ценности (11,2 было 15,8), ценности принятия других людей (8,5 было 16,9).
Среди доминирующих жизненных смыслов имеют место: коммуникативные, гедонистические (наряду со статусными, которые имели место до эксперимента); достаточно представленными жизненными смыслами являются: когнитивные (до эксперимента были семейные), появляются альтруистические; среди слабо представленных жизненных смыслов присутствуют экзистенциальные (наряду с жизненными смыслами самореализации, которые имели место до эксперимента).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
1.1. Основные подходы к исследованию ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Рассмотрим сущность феномена «ценностные ориентации», однако прежде остановимся на понятии «ценность».
Ценности представляют собой одну из важнейших проблем, исследуемых науками о человеке, представленных: философией, психологией, педагогикой, социологией и др.
Невзирая на то, что большинство определений ценностей в психологической науке имеют в своем основании философские и социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций, имеющие давнюю традицию, психологический подход к личностным ценностям имеет значительные отличия от интерпретации ценностей, имеющих место в других науках.
Понятие «ценность» в психологии рассматривается с различных позиций. Существующие подходы к определению ценностей могут быть объединены по их общим основаниям в различные группы.
Преобладающей в психологической науке является точка зрения, согласно которой личностные ценности рассматриваются как понятия, которые схожи с потребностями и мотивами. При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в гуманистической психологии.
Г. Оллпортом термин «ценность» трактовался как некоторый личностный смысл. Источник большинства ценностей личности — мораль общества. Однако, по мнению автора, есть ценности, не продиктованные моральными нормами (например, любознательность, общение и др.). Моральные нормы и ценности, которые формируются и поддерживаются обществом посредством внешнего подкрепления, выступают в качестве средств, условий для достижения ценностей внутренних, которые есть личностными целями [26]. Процесс превращения ценностей внешних во внутренние, Г. Оллпортом назван «функциональной автономией», представленной процессом, в рамках которого имеет место трансформация «категории знания» в «категорию значимости», иными словами «категории значимости» становятся при самостоятельном осознании смысла «категорий знания», которые получены извне [31]. То есть происходит, по-сути, интериоризация ценностей.
В. Франкл проводит различия между потребностями и личностными ценностями: потребность толкает людей, а ценность имеет притягивающую силу [26]. Ценности не насыщаемы в отличие от потребностей. С одной стороны ценности ведут и притягивают человека, а с другой, человек, обладая свободой выбора между принятием и отвержением того, что предлагается [45]. Другими словами, ценность, в отличие от потребности, не требует удовлетворения, она значима «априори».
Гуманистическая традиция изучения ценностей получила развитие в отечественной психологии. Ценности рассматриваются как в структуре смысловой регуляции деятельности и поведения, так и в направленности личности, ее мотивации.
Э. Дюркгейм, в результате анализа взаимосвязи ценностно-нормативных систем личности и общества, пришел к заключению, что система ценностей общества — совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, носящая объективный характер, выступающая в качестве свободной от оценок индивида, которые наделены субъективным и изменчивым характером [15].
Ряд авторов (В. Брожик, А.А. Ручка, М. Рокич) рассматривает индивидуальные ценности как критерий, который применяют люди для осуществления своего выбора, обоснования своих действия, оценки себя, событий, иных людей, иными словами как понятия, сходные с представлениями и убеждениями [55].
Ф.Е. Василюк отмечает связь ценностного сознания с выбором, которая является сложной и неоднозначной. Сознание, которое обладает той или иной системой ценностей, в ситуации выбора осуществляет подведение альтернативы под то или иное ценностное основание, в результате чего любая альтернатива получает свою оценку, и оцененая выше, избирается сознанием [13]. Далее он поясняет, что, ценность, выполняя функции мотива, отличается от мотива, который является индивидуальным, и таким, который обособляет индивидуальный жизненный мир, прежде всего тем, что осуществляет приобщение индивида к некоторой общности и целостности, которые носят надиндивидуалистический характер. Так, Ф.Е.Василюк, также как и В. Франкл указывает на смысловую природу ценностей личности.
Данный подход нашел развитие в трудах Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева и др.
По мнению Б.С. Братуся, ценности являются некоторыми общими смыслами жизни человека, осознанные и принятые им. Осознанные смысловые образования — основные конструирующие единицы личности, определяющие приоритетные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизнедеятельности, представленных: миром, другими людьми, человеком [9]. Отсюда можно прийти к выводу о том, что ценности составляют смыслы жизни личности.
Д.А. Леонтьевым выделен ряд плоскостей рассмотрения ценностей, среди которых: ценность как атрибут, ценность как индивидуальная реальность, ценности как нормы [27]. Прежде всего, это понимание ценности в качестве атрибута (синонимы представлены «смыслом», «значимостью»), однако не объекта. При отнесении ценности к объектам или предметам, имеет место вторая оппозиция: ценности – с одной стороны, представляются в качестве предметов, которые значимы для субъекта и/или удовлетворяют его потребности, с другой – некие абстрактные сущности, ценные сами по себе – от любой социальной нормы, которая личностно осмысленна, до смысла жизни, который принят [27].