Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие безналичных расчетов на основе пластиковых карт в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт 6
1.1 История становления, сущность и значение безналичных расчетов с использованием пластиковых карт 6
1.2 Механизм организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в коммерческом банке 6
1.3 Правовые основы организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в России 27
Глава 2 Анализ организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 33
2.2 Анализ объемов и динамики безналичных расчетов с использованием пластиковых карт 45
2.3 Проблемы в сфере безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в банке 50
Глава 3 Направления совершенствования безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк» 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов с использованием пластиковых карт 63
3.2 Расчёт экономического эффекта от предлагаемых мероприятий 66
Заключение 71
Список литературы 74
Введение:
Актуальность работы. Бурное развитие электронных технологий во всех сферах жизни общества приводит к тому, что они проникли даже в денежное обращение. Удобство в использовании и быстрота операций позволяют безналичным деньгам все больше вытеснять наличные, в особенности посредством увеличения использования пластиковых карточек. Достоинства их использования очевидны – они упрощают и ускоряют финансовые операции и обмен валюты, а также уменьшают расходы организаций на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств. Но не стоит, однако, забывать и о ряде проблем, с которыми пришлось столкнуться пластиковым картам.
Прежде всего, это необходимость серьезных преобразований, как в законодательной базе, так и в самом механизме безналичных расчетов. И здесь, несомненно, важными являются поддержка государства и его заинтересованность в развитии данного вида денежного оборота. Говоря о законодательной системе, необходимо отметить, что создавалась она на основе наличных расчетов, и на данный момент в недостаточной мере приспособлена для совершения расчетов безналичных. Важное изменение законодательства должно коснуться пересмотра уголовного кодекса с целью отражения в нем электронных финансовых преступлений и мошенничества с пластиковыми картами, а также введения законов, которые позволяли бы обеспечить защиту прав потребителей при безналичных расчетах.
Большинство карт, которые есть в обороте российских клиентов крупных и мелких банков относятся к подвиду дебетовая карта. Особенности ее заключаются в том, что ее владелец может оплачивать товары, услуги, снимая лишь имеющиеся средства на карт-счете, но не более чем он положил на него или получил в виде переводов.
Платежные карты довольно быстро вошли в повседневный обиход, благодаря своим многочисленным достоинствам. В первую очередь карточки дарят удобство — не нужно возиться с мелочью, носить с собой крупный кошелек, вспоминать, сколько денег имеется при себе. С помощью карты человек получает постоянный доступ ко всем деньгам, имеющимся на его счете. В этом, конечно, есть и свои недостатки — слишком велик соблазн потратить все деньги одним махом. Постоянный доступ к деньгам расслабляет, смягчается контроль расходов.
Все деньги фактически находятся в банке на хранении, даже при потере карты они останутся на счете владельца; карточки избавляют от необходимости декларировать крупные суммы при зарубежных поездках; благодаря современным средствам дистанционного управления финансами большинство денежных операций можно проводить без визита в банк; одну карточку можно использовать для управления сразу несколькими счетами; к платежным картам часто привязаны дополнительные опции – кредитный лимит, кэшбэк программы, проценты на остаток и т. д. Из недостатков стоит отметить ограниченные возможности по расчету картами, периодические сложности при снятии наличных, а также долгий процесс восстановления платежного инструмента при его утере. Поэтому рекомендуем иметь хотя бы небольшой запас наличных денег на экстренный случай.
Степень разработанности темы представлена трудами таких авторов, как И.А. Акодиса, Ю. А. Божора, О. В. Боронихиной, А. И. Бычкова, Н. В. Горелой и др.
Цель работы – разработать направления совершенствования безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк».
Задачи:
— рассмотреть теоретические и методологические основы организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт;
— провести анализ организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк»;
— предложить направления совершенствования безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк».
Объект исследования – ПАО «Сбербанк» г. Новый Уренгой офис №8369/014.
Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся в процессе использования пластиковых карт.
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты, научные статьи, отчеты организации.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации, дедукция, индукция, расчеты.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические и методологические основы организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт: история становления, сущность и значение безналичных расчетов с использованием пластиковых карт; механизм организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в коммерческом банке ; правовые основы организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Во второй главе проводится анализ организации безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк»: организационно-экономическая характеристика банка; анализ объемов и динамики безналичных расчетов с использованием пластиковых карт; проблемы в сфере безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в банке.
В третьей главе описаны направления совершенствования безналичных расчётов с использованием пластиковых карт в ПАО «Сбербанк»: мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов с использованием пластиковых карт; расчёт экономического эффекта от предлагаемых мероприятий.
В заключении подводится итог проделанной работы.
Заключение:
В результате проделанной работы выявлено, что по данным ЦБ РФ, по итогам 2018 г. доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме карточных транзакций на рынке РФ составила 44,3%.
Количество и объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных банками-нерезидентами, крайне невелики по сравнению с аналогичными объемами для карт банков-резидентов РФ. Это, соответственно, 29,2 млн. транзакций на общую сумму 149 млрд. рублей в год.
На сегодняшний день крупнейшими эмитентами платежных карт в Российской Федерации являются Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, Росбанк, Тинькофф Банк и др. Еще одним крупным игроком на рынке массовых платежных карт, вскоре может стать созданный в России в 2017 году Почта Банк, активно наращивающий свои филиальную и банкоматную сети (и претендующий на второе место среди российских банков по их масштабам). Среди российских банков Сбербанк России сегодня является абсолютным лидером рынка по эмиссии как дебетовых, так и кредитных карт.
Внутренние документы и бизнес-процессы Общества организуются в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов. Внутри Общества созданы и должным образом регламентированы коллегиальные органы по принятию решений в соответствии в наделенным уровнем полномочий.
В целях минимизации правового риска Общество использует различные информационные и справочно-правовые системы, позволяющие оперативно отслеживать все изменения законодательства. Общество осуществляет контроль за достоверностью информации, включая финансовую отчетность и иную публикуемую информацию, представляемую акционеру, контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях, что также снижает риски потери деловой репутации.
Планируется проведение независимой оценки уровня зрелости системы риск-менеджмента, использование рекомендаций отраслевых стандартов в области риск-менеджмента (ISO 31000, COSO ERM, BASEL III). Запланировано уточнение и дополнение системы риск-менеджмента в стратегии развития системы риск-менеджмента. В рамках обновления стратегии особое внимание будет уделено следующим мероприятиям:
— настройке операционной модели в части более тесной интеграции с операционной деятельностью подразделений и отчетностью;
— расширению перечня источников данных для идентификации, оценки, принятия решений в отношении существенных рисков и отчетности по рискам, поставке оперативной информации всем заинтересованным лицам;
— оценке технологических рисков, связанных с использованием новых технологических решений, в том числе бесконтактных платежей и инструментов верификации;
— внедрению автоматизированных инструментов управления рисками;
— актуализации карты рисков, контролю исполнения плана обработки рисков, проведению оценки эффективности мероприятий по управлению рисками;
— реализации мероприятий по обеспечению непрерывности бизнес-процессов Общества в соответствии с политикой обеспечения непрерывности бизнеса;
— разработке механизма управления риск-показателями;
— совершенствованию подхода к определению риск-аппетита и толерантности к риску.
Статистику выдачи дебетовых пластиковых карт по ПАО «Сбербанк» г. Новый Уренгой офис №8369/014 за 2016–2018 гг. показывает, что объем выдачи за три последних года возрос на 57,7%.
Общее число выпускаемых карт постоянно увеличивается. Спрос на кредитные карты в 2017 году составил на 11,5% больше чем в 2016 году. Население нуждается в заемных средствах, а получить их по карте проще и удобнее. Но незначительный рост спроса на карты в 2018 году на 0,6% показал, что потребности в заемных средствах у населения стали ниже.
Как и в целом по данным ЦБ РФ, так и отдельно по ПАО «Сбербанк» г. Новый Уренгой офис №8369/014 большую долю пластиковых карт составляют дебетовые. За 3 года средний темп роста составил 5,9% в год.
Основные проблемы развития расчетов с использованием различных банковских карт в ПАО «Сбербанк» г. Новый Уренгой офис №8369/014 следующие: низкий уровень информированности граждан о продуктах, предлагаемых теми или иными банками; отсутствие разветвленной сети банкоматов; высокие тарифы на обслуживание пластиковых карт; недостаточно эффективная система защиты банковской информации и счетов клиентов от «взлома» и незаконного снятия средств.
Предложены мероприятия по снижению финансовых рисков при операциях с пластиковыми банковскими картами, выражающиеся в виде внедрения интегрированной системы управления финансовыми рисками. Осуществление всех предложенных мероприятий позволит банку более эффективно использовать привлеченные средства, а значит вести более успешную финансово-хозяйственную деятельность. Грамотно построенная политика в области привлеченных ресурсов является условием обеспечения достаточного уровня ликвидности, а, следовательно, условием успешной, эффективной и прибыльной деятельности банка.
Наиболее яркой тенденцией, способной кардинально изменить карточный платежный оборот является растущая индивидуализация платежных карт, которую необходимо развивать в направлении персонализации услуг для потребителя. В то же время агрессивная политика по распространению кредитных карт, особенно рассылка без заявления клиента, крайне негативно отражается на уровне банковского риска.
Подводя итог, можно отметить, что развитие операций с использованием пластиковых карт представляет собой актуальную теоретическую и практическую проблему, связанную не только с развитием новых технологий, но с и необходимостью регулирования не только платежного оборота отдельно взятого коммерческого банка, но и бурно развивающегося рынка для определения структуры национальной платежной системы в целом.
В дальнейшем возможно усовершенствование и продолжение работы, посредством проведения полноценной программы решения проблем мошенничества, с помощью специальных методик. А так же, имеет место быть создание программы по улучшению текущих результатов деятельности платформы «Сбербанк Онлайн», исходя из сравнительного анализа по показателям текущей деятельности в платформах других банков и посредством выявления текущих проблем методологией DMAIC.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
1.1 История становления, сущность и значение безналичных расчетов с использованием пластиковых карт
Первой платежной картой, пришедшей в Россию (тогда еще — в Советский Союз), следует считать карту международной платежной системы Diners Club. Именно эти карты начали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя два десятилетия, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной, отправлявшимся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой платежной системы — Visa International. Но значительного распространения международные карты по ряду причин тогда не получили. И лишь после начала развития в России системы коммерческих банков (точкой отсчета этого можно считать принятие в 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности») у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, ориентированного на держателей — частных лиц, появилось в России большое будущее.
В 1993 г. в России были разработаны и введены в оборот такие платежные системы на картах, как STB Card (расчетный банк — «Столичный») и Union Card (расчетный банк — Автобанк), которые быстро вышли в лидеры на рынке пластиковых карт и долгое время таковыми являлись. Обе эти платежные системы интенсивно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В итоге по состоянию на 1998 г. банками — участниками Union Card стали примерно 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в определенном смысле российский рынок был поделен — Union Card имела преобладание в регионах, STB Card — в Москве.
Следует сказать, что карты этих платежных систем (да и ряда других, в том числе международных) в то время были с магнитной полосой. Перспектива массового выпуска карт с микросхемой (чиповых карт) международными платежными системами, а тем более — создание ими единого стандарта EMV, была еще непонятной.
В России по состоянию на середину 90-х гг. прошлого века ситуация с чиповыми картами тоже была сложной. С одной стороны, ряд компаний-разработчиков стали предлагать свои решения для организации платежных систем, построенных на чиповых картах (компания «СканТек», BGS SmartcardSystems AG, ЦФТ и целый ряд других).
Российские банки начали создавать на основе их решений собственные платежные системы, в том числе на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как правило, в рамках зарплатных проектов). С другой стороны, актуальной оставалась та же проблема — отсутствие единого стандарта. В итоге карты каждой платежной системы при всей их функциональной мощности участвовали только в пределах одной платежной системы.
Среди платежных систем на базе карт с микросхемами в своем развитии наиболее преуспели две — «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая Корона», которые сумели выйти за границы одного региона и стать если и не национальными по значению, то общероссийскими по степени охвата регионов. К сожалению, экономическая и политическая обстановка в России не всегда была благоприятной для распространения такого тонкого высокотехнологичного платежного инструмента, как платежная карта.
После кризиса 1998 г. сначала STB Card, а затем и Union Card были вынуждены потесниться на рынке банковских платежных карт, и уступили свои лидирующие позиции. Вместе с тем отечественные платежные системы остаются серьезными игроками на карточном рынке, конкурируя с картами международных платежных систем.
Область использования пластиковой карты стремительно увеличивается и при этом это происходит ежедневно. Сегодня банковские карты активно применяются в целях проведения безналичных расчетов, идентификации личности и для многого другого. Благодаря им можно очень просто решить огромное количество разнообразных неудобств, связанных с расчетом наличными средствами, оказанием различных услуг страхового плана (все дело в том, что пластиковые карты в некоторых случаях выполняют роль страхового полиса), документами, идентифицирующими личность и многое другое.
На протяжении 2018 года платежный рынок России в целом продолжает демонстрировать медленный, но устойчивый рост. Повышаются объемы эмиссии и уровень проникновения карточных инструментов.
По данным Центрального банка России 2018 год российскими банками было эмитировано 267,219 млн. платежных карт (рис.1).