Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка,организация и расчёт культурно-исторического тура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РАСЧЕТА НОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРА 5
1.1    Понятие и составляющие культурно-исторического тура 5
1.2.    Этапы разработки нового тура 13
1.3. Расчет стоимости нового тура 20
2. РАЗРАБОТКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РАСЧЕТ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРА ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 28
2.1 Анализ ресурсов Чувашской республики для разработки культурно-исторического тура 28
2.2.  Разработка программы нового тура «Чувашия неизвестная» 40
2.3. Расчет стоимости культурно-исторического тура #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ #
Приложение 3 - Национальный парк «Чаваш Вармане» #
Приложение 5 - Ибресинский этнографический музей #
ПРИЛОЖЕИЕ 6 - Свято-Троицкий монастырь #
Приложение 7 - Покровско-Татианинский собор #
Введение:
Туризм является одной важных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
Россия располагает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма. У нее есть все необходимое для этого – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая дикая природа. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Главная цель государственной политики в сфере туризма состоит в создании в Российской Федерации современного конкурентоспособного и высоко эффективного туристического комплекса, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в получении разнообразных туристских услуг. 
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы растет спрос на культурно – исторический туризм, тем более что в связи с ростом курса валюты, многие туристы со средними доходами стали активнее путешествовать по России, совмещая экологический, пляжный, активный отдых с познавательным туризмом.
Объект исследования: культурно-исторический туризм.
Предмет исследования: Чувашская республика.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка культурно- исторического тура по Чувашской республике.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и составляющие культурно-исторического тура.
2. Изучить этапы разработки нового тура
3. Рассмотреть составляющие расчета стоимости нового тура.
4. Проанализировать ресурсы Чувашской республики для разработки культурно-исторического тура.
5. Разработать программу нового тура «Чувашия незнакомая»
6. Провести расчет стоимости культурно-исторического тура «Чувашия неизвестная».
Источники для исследования. Основой для написания работы послужили многочисленные источники: исследования в области развития туризма в России Канатьевой Н.С., Быстрова С., Джанджугазовой Е.А., Назаркина В. А., Истоминой Э.Г., Колесовой Ю.А., Насонова А.А., Седовой Н.А. и других, данные по развитию туризма в Чувашской республике, материалы СМИ, данные информационных сайтов Чувашской республики в сети Интернет.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используются общенаучный метод анализа, методы наблюдения и сравнения, а также метод синтеза, метод графический и расчетный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, две логически взаимосвязанных главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
Среди культурно-исторических объектов основное место занимают памятники истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. Особое внимание при оценке культурных комплексов обращается на определение их места в системе мировой и отечественной культуры.
Тенденциями развития культурно - познавательного туризма в России специалисты выделяют: повышение интереса к культурно-познавательному туризму; развитие туризма на региональном уровне как экономически выгодной отрасли экономики; повышение спроса на комбинированные туры с обеспечением высокого уровня безопасности и комфортности; развитие инфраструктуры туризма с одновременным ростом цен на туристические программы.
Основой для проектирования тура является краткое описание туристического путешествия – набор требований, которые выявлены в результате маркетингового исследования рынка спроса, и которые учитывают возможности исполнителя.
Руководство туристического предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретного тура, организации предоставления услуг по туру и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования.
Расчет стоимости тура является важной составляющей проектирования новой программы. В стоимость тура входят все затраты на его реализацию: транспорт, проживание, питание, экскурсионное обслуживание, страхование. Кроме того, в стоимость тура включаются издержки турфирмы- организатора тура, услуги по оформлению визы, услуги гида.
Конечная стоимость тура – важная характеристика, от которой во многом зависит спрос на конкретную программу туризма и интерес к туру со стороны потенциальных потребителей.
Во второй главе работы проведен анализ ресурсов культурно-исторического туризма для разработки нового тура по Чувашской республике.
Анализ ресурсов показал, что в настоящее время в республике достаточно ресурсов для развития туризма. Чувашский край имеет богатую историю, самобытную национальную культуру, с краем связаны имена людей, известные всему миру. Чувашия располагает природными богатствами и туристскими достопримечательностями, народными художественными промыслами и ремеслами.
На территории Чувашии, насчитывающей несколько веков своей истории расположены города Чебоксары (1469 г.), Алатырь (1552 г.), Цивильск (1589 г.), Ядрин (1590 г.), Мариинский Посад (1856 г
Территория Чувашской Республики богата памятниками историко-культурного наследия, 702 объектам присвоен статус памятника истории и культуры. В республике действуют 6 государственных театров, 3 концертные организации, 16 музеев.
В настоящее время на территории Чувашии действуют 217 православных храмов, 7 православных монастырей (в т. ч. 4 женских и 3 мужских).
Туристическая привлекательность Чувашской Республики напрямую связана с развитием общественной и туристической инфраструктуры районов и городов. Пять городов республики (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад) включены в список исторических населенных мест Российской Федерации. Здесь сохранились ценные здания-памятники, культурный слой, элементы старинной планировки. Эти старинные города российской глубинки представляют большой интерес с точки зрения развития туристско-экскурсионных маршрутов по Поволжью. 
Инфраструктура республики достаточна для развития туризма, сегодня здесь функционирует 106 коллективных средства размещения коллективных средств размещения насчитывал 3235 номеров, функционируют 1369 предприятий общественного питания. 
Для того, чтобы разработать новый культурно-исторический тур по Чувашской республике, было проведено исследование интереса к такому туру среди потенциальных туристов, с тем чтобы выяснить какой именно тур будет интересен в наибольшей степени.
Опрос проводился среди туристских групп – гостей города Чебоксары. Всего в опросе приняли участие 188 человека. Проведенное анкетирование выявило следующее: для людей в активном возрасте от 40 до 50 лет, имеющих хороший уровень образования и средние доходы, отдыхающих вместе с семьей, наибольший интерес для которых представляют комбинированные туры, когда в туре присутствуют разные элементы культурно-исторического туризма. При этом предпочитаемая продолжительность тура составляет от 6 до 10 дней.
С учетом пожеланий потенциальных потребителей в работе предложен новый культурно-исторический тур «Чувашия незнакомая» длительностью 8 дней/ 7 ночей. Для проживания туристов выбрана турбаза на берегу Волги «Усадьба «Жемчужная», где в кафе будет осуществляться питание туристов. В рамках тура туристам будет предложено ознакомиться не только со столицей Чувашской республики, но и с малыми историческими городами республики Мариинским посадом, Цивильском, Малым Сундырем, Ядрином. Кроме того, туристы посетят национальный парк «Чаваш Вамане» и этнографический парк «Сербю». В тур включены экскурсии с посещением музеев пива, трактора, художественного музея и национальной галереи.
В свободное время туристы смогут отдохнуть на берегу Волги, на турбазе имеется благоустроенный пляж, бассейн.
 Расчет стоимости тура показал, что его стоимость без проезда до города Чебоксары составит 30 396 руб. на 1 участника.
Фрагмент текста работы:
 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РАСЧЕТА НОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРА
Понятие и составляющие культурно-исторического тура
Культурно-познавательный туризм и его ресурсы в историко- культурном (историко-познавательном), религиозно-паломническом и многих других видах и направлениях туризма, как правило, функционируют на базе наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства [36]. 
Культурно-исторический туризм является разновидностью культурно - познавательного туризма. По мнению Сущинской М. Д., «культурный туризм – это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей» [28, c.32].
А. С. Кусков указывает: «Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран» [19, c.103]. По его мнению, культурный туризм — это туризм для знакомства и познания культурного наследия различных стран и народов.
Культурный туризм представляет собой перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, которое мотивировано частично или полностью интересами посещения культурных достопримечательностей, среди которых музеи, культурные события, исторические места, драматические и музыкальные театры, художественные галереи, места традиционного времяпровождения местных жителей, отражающих современное творчество, историческое наследие, повседневный стиль жизни, традиционные ценности, виды деятельности, в целях получения нового опыта, новой информации, впечатлений с целью удовлетворения культурных потребностей [15].
Культурно - исторические ресурсы туризма представляют собой совокупность объектов, которые связаны с деятельностью человека, одновременно являющихся результатами её материального и нематериального характера. К числу указанных объектов относятся историко-культурные памятники, но могут относиться и объекты, не признанные памятниками, а также другие привлекательные места - памятные, живописные или места, привлекательные по другим причинам, если их посещение отмечено познавательной активностью [12]. 
Важнейшая составляющая культурно-исторических ресурсов состоит в способности соответствующих объектов к удовлетворению потребностей, связанных с приобщением к непреходящим ценностям, с новыми чувственными впечатлениями, с эстетическим переживанием, с формированием собственных, новых представлений об истории, окружающем мире, самом себе в контексте общечеловеческой или национальной культуры. В этом смысле каждый регион страны имеет богатый культурно-исторический потенциал.
На основе существующей типологии культурно-исторические ресурсы следует рассматривать по следующей схеме: (рис. 1.1.1).
Рисунок 1.1.1 - Культурно-исторические ресурсы [14] 
Памятники истории — это сооружения, здания, памятные предметы и места, которые связаны с важными событиями в истории народа, а также с развитием науки и техники, быта и культуры народов, с жизнью выдающихся личностей государств [12].
Среди культурно-исторических объектов основное место занимают памятники истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. 
Памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства и документальные [14].
К памятникам археологии относятся курганы, городища, остатки древних поселений, производств, укреплений, каналов, дорог, каменные изваяния, древние места захоронений, старинные предметы, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов [3].
Рисунок 1.1.2 - Основные виды памятников культуры и истории
Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, площади, кварталы, остатки древней планировки, улицы, и застройки населенных пунктов, сооружения гражданской, военной, промышленной, народного зодчества, культовой архитектуры, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно - прикладного, садово-паркового искусства, изобразительного, пригородные ландшафты [7].
Памятниками искусства являются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.
К числу документальных памятников относятся акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания [7].
К культурно-историческим относят и другие объекты: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта; театры; научные и образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады [17].
Все объекты, используемые в культурно-историческом туризме, подразделяют на две группы - движимые и недвижимые. Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Использование туристских ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов. Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, которые нельзя перемещать.
Методика оценки культурно-исторических ресурсов в отечественной практике до сих пор не разработана. Туристская литература пока отражает лишь исследовательскую практику технологической и эстетической оценки культурно-исторических ресурсов. Первая осуществляется по следующим критериям: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способность (число человек в день); число экспонатов для показа; удобство осмотра объекта туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта. С помощью этих критериев можно показать, в каком состоянии находятся туристский объект или комплексы, готов ли объект к принятию посетителей [10].
Для эстетической оценки применяются следующие показатели: уникальность, эстетическая емкость и способность к психологическому воздействию, разнообразие пейзажей и гармония с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физическое и культурное состояние осматриваемого объекта, количество деталей и фрагментов, из которых он состоит. Однако эстетическая оценка имеет один значительный недостаток - субъективизм при оценке объектов людьми в силу различий эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.
Особое внимание при оценке культурных комплексов обращается на определение их места в системе мировой и отечественной культуры. Не менее важным критерием является и наличие необходимого (достаточного) времени для осмотра намеченных по программе объектов. Все упомянутые выше методические принципы и подходы содержат значительный элемент субъективности. Это касается, например, представлений о ценности культурных объектов, нередко зависящих от образования, национальных особенностей туристов, моды, идеологического прессинга, доминирующего в тот или иной период времени. Одна из существенных характеристик, используемых для оценки культурного комплекса, - стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор во многом определяет интерес туристов к конкретному культурному объекту [18].
Памятники культуры и истории, а также окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современное освоение территорий требует особо бережного подхода по принципу: сохрани – восстанови – не навреди.
Представление о достоинствах и ценности культурных комплексов зависит от национальных особенностей туристов и уровня образования. Чаще всего интерес к объектам культуры определяет мода.
Важная характеристика культурного комплекса — это стабильность его соответствия ценностным критериям, сформированным у населения. Указанный фактор основан на долговременности интереса туристов к конкретному объекту культуры [3].
Регионам, который заинтересован в привлечении туристов, необходимо разумно развивать специальные мероприятия и программы, способствуя повышению интереса к его культуре, необходимо распространять информацию о культурном потенциале района, рассчитывая на привлечение потенциальных туристов.
Любой регион содержит уникальные исторические территории, на которых имеются: древние малые города с богатым историческим прошлым; дворцово-парковые и усадебные комплексы; монастыри и церкви.
Малые города, находящиеся территориально в центральных частях сохранили архитектуру прошлых веков в гражданской застройке, при этом имеются и более ранние культовые сооружения. Дополнительный колорит малым городам придают природные ландшафты, среди которых они расположены.
Многие малые города расположены среди известных памятников культуры и истории, природных объектов, отдаленных от города на 5 до 20 км. Это обусловливает возможность создания в городах туристских центров, организующих деятельность местной рекреационной сети.
Привлекательность региону для туристов определяется наличием природных ресурсов, исторических ресурсов, социально-культурных объектов, а также других достопримечательностей, которые способны удовлетворить духовные потребности туристов. Россия в этом отношении обладает широкими возможностями для развития въездного и внутреннего туризма [12]. 
Памятниками культовой архитектуры являются наиболее древние сооружения, которые дошли до нашего времени. К ним относят монастыри и церкви разных конфессий: еврейские синагоги, православные храмы, мусульманские мечети, католические соборы, лютеранские кирхи, буддийские пагоды [11].
Много в России памятников светской архитектуры, которые включают в себя городскую застройку — гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли (детинцы) и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного, общественного и культурно-просветительского назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов, театры, библиотеки, университеты, больницы и др.). 
Познавательный интерес всегда вызывали археологические памятники, среди них курганы, селища, наскальные рисунки, древние каменоломни, земляные валы, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники на обжитых территориях встречается повсеместно (например, в Московской области в каждом районе имеются по нескольку десятков городищ, захоронений, курганов и пр.).
Этнографические памятники, привлекаемые в качестве туристских объектов, представлены в России широко. В каждой местности на протяжении истории складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры собраны в музеях деревянного зодчества Малые Карелы под Архангельском, Витославлицы в Новгородской области, Василёво под Торжком). Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях [26].
Народные промыслы относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые промыслы сохранили наивность и простоту народных изделий, особенно там, где был развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан — расписные деревянные «тарарушки», Вятская губерния — плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы народного профессионального искусства: хохлома, дымковская игрушка. И наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства, где изделия создаются по оригиналам художников: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье. Но народная традиция сохраняется в любом из этих промыслов [26].
Таким образом, познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.
Среди культурно-исторических объектов основное место занимают памятники истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. Особое внимание при оценке культурных комплексов обращается на определение их места в системе мировой и отечественной культуры.
Тенденциями развития культурно - познавательного туризма в России специалисты выделяют: повышение интереса к культурно-познавательному туризму; развитие туризма на региональном уровне как экономически выгодной отрасли экономики; повышение спроса на комбинированные туры с обеспечением высокого уровня безопасности и комфортности; развитие инфраструктуры туризма с одновременным ростом цен на туристические программы.