Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Разработка учебно-методического обеспечения по формированию здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни 10
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы 22
1.3. Элективный курс как средство формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы 35
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 54
2.1. Организация и методика исследования 54
2.2. Результаты исследования уровня представлений старшеклассников о здоровом образе жизни 59
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 62
3.1. Разработка курса «Здоровый образ жизни – составляющая жизненного самоопределения» 62
3.2. Апробация элективного курса «Здоровый образ жизни – составляющая жизненного самоопределения» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

  

Введение:

 

Сегодня отмечается значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья подрастающего поколения, что вызывают потребность в осуществлении поиска новых технологий с целью выхода из сложившейся ситуации. Глобальным экономическим кризисом, развитием рыночных отношений в нашем государстве была актуализирована проблема способности личности к самореализации. По этой причине ведущим направлением программы физической дееспособности и здоровья нации является поиск форм, способов и методов управления учебным процессом по формированию здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Особую угрозу будущему страны представляет собой сегодняшнее состояние здоровья учащихся, а также их образ жизни. Сейчас у каждого пятого рожденного ребенка диагностируются отклонения в состоянии здоровья. У 90% обучающихся общеобразовательных школ отмечается наличие различных заболеваний. Значительное место среди нарушений здоровья детей, в том числе и старших школьников занимают нарушения осанки. Среди обучающихся резко прогрессирующими являются хронические заболевания сердца, неврозы, гипертония, артрит, ожирение и пр. Подобная ситуация – это реальная угроза генофонду русской нации, безопасности России, которая превратилась в приоритетную проблему общегосударственного масштаба, требующую адекватных решений. По этой причине в учебных заведениях одним из ведущих направлений воспитательной работы является забота о здоровье обучающихся, формирование у них здорового образа жизни.
Все природные и жизненные явления и процессы подчиняются определенным закономерностям и развиваются в соответствии с ними. Эти закономерности существуют в природе независимо от воли человека. Таким закономерностям, как показывают научные исследования и практический опыт, подчинен и процесс физического воспитания. Познание этих закономерностей, их изучение помогли выработать определенные позиции, согласно которым можно лучше управлять процессом формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
В современных социально-экономических условиях на детский организм воздействует множество негативных факторов. Проблема усугубляется учебными перегрузками, гиподинамией, опережающим уровнем образования, изобилием авторских программ (не всегда эффективных). Более третьей части учащихся общеобразовательных школ на сегодняшний день испытывают значительные трудности, связанные с усвоением также и обычных образовательных программ.
Положение детей ухудшается нестабильной экономической обстановкой, ослаблением инфраструктуры здравоохранения, в результате чего отмечается снижение жизненного уровня населения, ухудшение отмечается также и в сфере жизнеобеспечения школьников, их развития и социализации, в системе оздоровительного отдыха, детского спорта, школьного воспитания.
Важную значимость в концепции предпрофильного и профильного преподавания школы представляют факультативные и элективные направления.
Элективные курсы «компенсируют» узкие возможности базисных и профильных курсов в удовлетворении различных образовательных потребностей подростков. Роль элективных курсов по ОБЖ в концепции школьного обучения устанавливает широкий диапазон их функций и задач.
Таким образом, на сегодняшний день здоровье детей значительно ухудшается под воздействием множества факторов социально-экономического характера, к которым также относится неадекватная физическая активность. С учетом всего изложенного выше отметим необходимость более полного использования возможностей, которыми располагают элективных курсов по основам безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования – учебно-методическое обеспечение по формированию здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Целью исследования является разработка учебно-методического обеспечения по формированию здорового образа жизни обучающихся для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно педагогической литературы по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
3. Методом анкетирования провести оценку уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни.
3. Разработать и апробировать учебно-методическое обеспечение по формированию здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что внедрение элективных курсов для учащихся 10-11 классов будет способствовать повышению уровня сформированности здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами расширены подходы к изучению проблематики формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы; данное исследование расширяет методологическую базу формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования разработанный элективный курс для учащихся 10-11 классов может быть использован в практической деятельности школьных педагогов.
Структура работы обусловлена целью и задачами работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования, была достигнута его цель – разработано учебно-методическое обеспечение по формированию здорового образа жизни обучающихся для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Проведен анализ научно педагогической литературы по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы. Анализ литературы показал, здоровый образ жизни является гармоничным сочетанием различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической.
Эффективному формированию здорового образа жизни старшеклассников будет способствовать выполнение следующих психолого-педагогических условий: образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности; использования на практике различных программ, направленных на формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ; использования современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных; наличия высокой компетентности в области здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (учителя ОБЖ, школьники, родители).
Все эти условия можно реализовать в рамках элективного курса. Разработка и апробация методических аспектов по использованию элективных курсов будет способствовать формированию знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, педагогики, психологии, физиологии
3. Методом анкетирования проведена оценка уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни. В результате анализа полученных данных было установлено, что высокий уровень представлений о здоровом образе жизни свойственен 2 учащимся; уровень выше среднего – 3 учащимся; средний уровень – 4 учащимся; уровень ниже среднего – 6 учащимся; низкий уровень – у 5 учащихся.
3. Разработано и апробировано учебно-методическое обеспечение по формированию здорового образа жизни обучающихся старших классов общеобразовательной школы. Так, на формирующем этапе данного исследования был разработан и реализован элективный курс для старшеклассников «Здоровый образ жизни – составляющая жизненного самоопределения», цель которого состояла в формировании у старшеклассников жизненных навыков социальной компетентности, которые позволяют адекватно усваивать и выполнять нормы и правила, принятые в обществе, эффективно решать проблемы повседневной жизни, вести ЗОЖ.
С учащимися 10-11 классов были проведены занятия продолжительностью 1,5-2 часа и периодичностью раз в неделю. В работе используются модули: «Здоровье – моя ценность»; «Ступеньки к здоровью».
По результатам реализации данного элективного курса было проведено повторное анкетирование, что позволило установить положительную динамику в уровнях сформированности представлений учащихся: высокий уровень выявлен у 5 учащихся по сравнению с 2 старшеклассниками на констатирующем этапе исследования; уровень выше среднего – у 3 учащихся, как и на констатирующем этапе исследования; средний уровень – у 5 учащихся по сравнению с 5 старшеклассниками на констатирующем этапе исследования; уровень ниже среднего – 7 учащихся по сравнению с 6 старшеклассниками на констатирующем этапе исследования; низкий уровень – не выявлен по сравнению с 5 старшеклассниками на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод об эффективности проведенной работы. Гипотеза исследования подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
Здоровья человека напрямую зависит от того, какой образ жизни он ведет.
Образ жизни является системой взаимоотношений человека с самим собой и фактором внешней среды.
К факторам внешней среды относятся следующие:
− физические (излучения, давление, температура и пр.);
− биологические (микроорганизмы, растения, животные);
− психологические (такие, которые воздействуют на эмоциональную сферу человека через обоняние, зрение, вкус, прикосновение, слух).
Отметим также, что образ жизни относится к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Образ жизни человека определяется заботой о собственном здоровье, поддержанием своей работоспособности, закаливанием, рациональным питанием, отсутствием вредных привычек, коммуникативные умения и коммуникабельность, умения быть полезным для близких, товарищей, социума.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является гармоничным сочетанием различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической.
Объективный показатель, определяющий возможности для здорового образа жизни, − состояние здоровья индивида [22].
Современная педагогическая наука исследует немало проблем, которые объективно обусловлены вызовами социального бытия. Одна из них – формирование и соблюдение здорового образа жизни, в практической реализации которого существует немало недостатков.
В стране ухудшается состояние здоровья населения, в частности детей и молодежи, объясняется рядом причин: недооценкой значения проблемы на общегосударственном уровне, в семье, учебных заведениях, местах работы. Ограниченные возможности для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Низкий уровень знаний людей о средствах укрепления и сохранения здоровья, роли при этом здорового образа жизни.
Ухудшается экология среды, растет уровень зависимости людей от алкоголя, курения, употребления наркотиков. Нарушается общность и единство подходов к решению этой проблемы семьей, учебными заведениями, государственными и общественными организациями, трудовыми коллективами, особенно опасным для воспитания молодого поколения. В семье недооценивается важность соблюдения детьми требований к режиму дня, формирование санитарно-гигиенических навыков, создание доброжелательного семейного микроклимата, недопустимости антипедагогические методов воздействия на детей. Обучение в школе сопровождается нарушением научных требований к нагрузке учащихся, которое является увеличенным. У них возникает дефицит мышечной деятельности, ухудшается зрение. Требует повышения (как у учеников, так и у студентов) уровень осознания в отношении к собственному здоровью, соблюдение здорового образа жизни. Следует значительно улучшить условия жизнедеятельности учащихся и студентов во внеучебное время, чтобы они открывали возможности для развития их разносторонних интересов, организации здорового образа жизни [33].
Проблема формирования и соблюдения здорового образа жизни является предметом исследования многих отраслей знания: философии, социологии, биологии физиологии, валеологии, медицины, психологии, педагогики, физической культуры и спорта и других. Ее теоретические и практические аспекты изучают Г. Власюк, А. Беспалько, Н. Бутенко, А. Вакуленко, Г. Власюк, А. Волошин, Н. Зимивець, В. Кузьменко, Н. Ковальчук, А. Кривенко, А. Кандауров, М. Лукьянченко, Ю. Мельник, М. Мурашко, Л. Мокринская, М. Почернина, Л. Омельченко, А. Омельченко, А. Сахно, Л. Сущенко, Л. Телешко, В. Фотинюк и многие другие исследователи. Это объясняется не только важностью и актуальностью названной проблемы, но и ее сложностью, комплексностью, интегративным характером самого понятия «здоровый образ жизни» и технологии формирования этого образа жизни на практике.
Интеграция – универсальное понятие, связанное с развитием, объединением, образованием и восстановлением некоей целостности. Его ядром является упорядочение различных элементов, составных частей в функционально единый организм, целостное образование. Интеграционные процессы происходят в каждой сфере человеческой деятельности и обеспечивают взаимодействие в целях, задачах, содержании и технологии ее осуществления.
Анализ интеграционных признаков понятия «здоровый образ жизни» требует обращения к его теоретическому определению. Приводим некоторые из них, содержащиеся в научных источниках:
1. Здоровый образ жизни – активная деятельность людей направлена на сохранение и укрепление здоровья как условия и предпосылки осуществления других аспектов образа жизни, на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья, социальных и природных условий и факторов образа жизни [12, с. 174].
2. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности человека, она осознанно выбирает и ответственно воспроизводит в повседневном бытии с целью сохранения и укрепления здоровья, как продукт духовных и физических усилий человека, целостная система жизненных проявлений личности, способствует гармонизации ее индивидуальности в условиях социального среды [57, с. 51-52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы