Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Менеджмент

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка системы управления оздоровительным комплексом на базе термальных источников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ САНИТАРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА 7
1.1. Экономическая сущность и основные составляющие стратегического управления развитием туризма 7
1.2. Ресурсы рекреационно-туристической деятельности 19
1.2.1. Рекреационно-туристические ресурсы 20
1.2.2. Рекреационно-туристический потенциал территории 24
1.3. Разработка стратегий развития туризма и санитарно-курортного бизнеса 31
Выводы к разделу 1 35
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА БАЗЕ ТЕРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 37
3.1. Формирование стратегии интегрированного развития оздоровительным комплексом на базе термальных источников 37
3.2. Реализация стратегии интегрированного развития оздоровительным комплексом на базе термальных источников организационный аспект 44
3.3. Оценка устойчивости экономического развития оздоровительного комплекса на базе термальных источников 59
Выводы к разделу 2 70
ВЫВОДЫ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Туризм как комплексный вид экономической деятельности характеризуется высокой степенью эластичности к естественным (экологических), общеэкономических, социальных и политических изменений в любом государстве [11, 16, 28, 31].
Сложность ситуации в туристическом секторе национальной экономики РФ заключается в том, что он находится под негативным влиянием системы факторов мега-, макро- и мезосреды, непредсказуемых по своему характеру. Это требует постоянного мониторинга событий, введения мер по уменьшению влияния негативных факторов, рыночных исследований изменений геопространственных векторов туристических потоков с целью быстрого реагирования на удовлетворение отложенного платежеспособного спроса потребителей, разработка стратегических направлений восстановления и развития туризма на принципах устойчивого развития [20, 36].
Концепция устойчивого развития туризма появилась в ответ на две проблемы: с одной стороны, потребности развивать прибыльную для нашего государства отрасль, а с другой, учитывать ограничения по имеющимся природных ресурсов и их сохранение [57, 59].
Затяжной финансово-экономический и политический кризис обусловили ситуацию существенного уменьшения объемов деятельности и значительной потери туристического потенциала страны. По оценкам экспертов [15, 37, 45] размер потерь отечественного туризма с начала 2014 года составляет 70-80%, значительная часть которых связана с переориентацией спроса граждан РФ, отдыхавших в Краснодарском крае, на другие регионы южной части материковой нашей страны, а также Египет, Турцию, Грузию и Болгарию [31].
Исследования свидетельствуют о том, что политическая и социально-экономическая нестабильность неоднозначно влияет на тенденции развития в туризме. Туризм быстро восстанавливается, положительная динамика уже может быть на следующий после кризисного года, что свидетельствует о чрезвычайной устойчивость туристического спроса.
В современных условиях информатизации, глобализации экономики, гиперконкуренции становится очевидным, что важным фактором функционирования любой хозяйственной системы является ее обеспечение адекватной управленческой системой. Одним из передовых подходов к управлению в условиях всеобщего динамизма, непредсказуемости и изменчивости бизнес-среды признано стратегическое управление [39, 56].
Объект исследования. Комплекс термальных источников Краснодарского края.
Предмет исследования. Система управления оздоровительным комплексом на базе термальных источников.
Проблематика исследования: Проведенный анализ научных литературных источников свидетельствует о том, что мало исследованными остаются проблемы стратегического управления развитием туризма в контексте реализации стратегии устойчивого развития России, немного внимания в научных трудах отведено выбору оптимальной стратегии в условиях переменной отраслевой среды.
Цель ВКР: Разработать комплексную систему управления оздоровительным комплексом на базе термальных источников на примере Краснодарского края.
Гипотезы исследования:
1. Основным инструментом обеспечения интегрированного развития оздоровительного комплекса является повышение уровня экономической безопасности каждого участника кластера.
2. Повышение составляющих мотивации к сотрудничеству может способствовать согласованности интересов с другими участниками кластера.
3. Разработка сценариев реализации стратегии интегрированного кластера для оздоровительного комплекса на базе термальных источников Краснодарского края, позволит обеспечить устойчивое развитие туристического сектора в исследуемом регионе, как в сфере санитарно-курортного отдыха, так и в сфере предоставления туристических услуг.
4. Оценивать уровень устойчивости экономического развития предприятий туристической сферы рациональнее всего на основе индекса, который рассчитывается путем сравнения прогнозного и анализируемого среднего уровня предотвращения экономических рисков.
Теоретическая база исследования: Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых и практиков по вопросам эффективного управления развитием туризма на основе концепции стратегического управления в условиях неопределенности и изменчивости среды.
Так, исследование проблем развития туризма через призму стратегического управления нашли свое отражение в работах В. Азара, А. Амоша, И. Балабанова, М. Биржакова, Д. Веденина, А. Грищук, В. Данильчук, С. Демьяненко, В. Кифяк, М. Круглова, А. Мазараки, А. Макары, М. Мальской, Н. Подольчака, Ж. Поплавской, А. Теребуха, Т. Ткаченко, В. Федорченко, Г. Харриса, А. Чудновского, Л. Шульгиной и т.д.
В специальной литературе, как иностранной, так и отечественной, проблемы устойчивого развития туризма рассматривались лишь эпизодически. Это работы Е. Богданова, Д. Боуэна, Р. Браймер, С. Ванхилла, Д. Гилберта, Л. Гринев, М. Нижнего, А. Дурович, И. Зорина, М. Кабушкин, В. Квартального, А. Кузьмина, К. Купера, Н. Раскина, В. Федорченко, Д. Флетчера, В. Цыбуха и др.
Методология исследования:
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования стратегии обеспечения устойчивого экономического развития, функционирования и развития малого предпринимательства, необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Стратегическое управление развитием туризма — это постоянный динамический процесс, целью которого является обеспечение реализации целей развития отрасли туризма на местном, региональном и национальном уровнях в условиях нестабильного и динамической среды с использованием и наращиванием существующего туристического потенциала в долгосрочной перспективе. Конечным результатом этого процесса является разработка и реализация стратегии развития туризма государства, а его основными инструментами выступают функции, принципы, методы и задачи.
Стратегическое управление развитием туризма как объект научного исследования является сложным социально-экономическим феноменом. Поэтому применение концепции стратегического управления в сфере развития туризма возможно только с учетом специфики функционирования туристических дестинаций, интересов потребителей туристических услуг, национальных приоритетов социально-экономического развития, существующих условий конкуренции и ряда других факторов.
2. Любая хозяйственная система (национальное хозяйство, регион, локальная территория, предприятие) — это сложная социально-экономическая система. Поэтому необходимо говорить о ее комплексное развитие. Под комплексным развитием понимается целенаправленная и регулирующая изменение технических, экономических, социальных, организационных и других параметров этой системы.
Основываясь на этих позициях формирования стратегий развития в туризме — это системный процесс, который позволяет на основе стратегического мышления как доминирующей логики, проанализировать суть условий, в которых работает хозяйственная система (страна, регион, субъект хозяйствования) определить миссию, цели и задачи этой системы, разработать главные направления и меры сбалансированности ее развития в условиях динамических изменений внешней среды при рациональном использовании всех имеющихся ресурсов.
Реалии таковы, что в нашем государстве большинство регионов, локальных туристических дестинаций, туристических предприятий не имеют четкой, формализованной стратегии, или же применяют только отдельные элементы стратегического управления, то есть не обладают целостной системой стратегического управления. Понимание важности стратегического подхода к управлению на разных иерархических уровнях вызывает существенный потребность в обоснованных теоретических концепциях, методах и моделях стратегического управления как эффективных инструментов в разработке и реализации их стратегий развития.
3. В современных разработках рекреационного потенциала территории прослеживается такая тенденция: последовательное расширение и углубление понятия рекреационно-туристических ресурсов, в качестве примера вспомним на 1-вом этапе рассматривались только природные ресурсы В. Руденко и другие, 2-рой этап рассматривали рекреационные ресурсы и природно-географические и общественно-исторические А. Бейдик и другие, 3-тий этап комплексное представление рекреационного потенциала которое охватывает и ресурсы и рекреационную инфраструктуру и населения и социально-экономическую ситуацию О. Любицева теоретическая раз работка этого направления является концепция дестинаций (Н.Лейпер) в дальнейшем мы используем этот подход для характеристики рекреационного потенциала территории.
Согласно цели исследования в разделе 2 сделаем акцент на следующих выводах:
1. В результате проведенного исследования специфики деятельности предприятий малого бизнеса и особенностей развития туристической сферы целесообразно выделить две альтернативные стратегии интегрированного развития предприятий туристической сферы, а именно: объединение малых предприятий с крупным предприятием-лидером; объединения малых предприятий между собой.
2. Определены факторы, которые вызывают необходимость создания туристических кластеров с целью обеспечения устойчивого развития предприятий туристической сферы такие, как: нестабильность национальной экономики; особенности туристической сферы; структура участников туристического рынка; особенности деятельности малых предприятий.
3. В соответствии с основными составляющими экономической безопасности оздоровительного комплекса на базе термальных источников Краснодарского края, рассмотрены основные факторы, влияющие на реализацию стратегии интегрированного развития предприятий туристической сферы. Это объясняется тем, что основным инструментом обеспечения интегрированного развития оздоровительного комплекса является повышение уровня экономической безопасности каждого участника такого объединения. Таким образом, на реализацию стратегии интегрированного развития влияют следующие факторы: внешние (финансовые, информационные, технико-технологические, политико-правовые, экологические) и внутренние (интеллектуально-кадровые, мотивационные).
4. Сформулировав характеристики однородности группы предприятий участников кластера определены приоритетные принципы реализации стратегии интегрированного развития оздоровительного центра такие, как: согласованность, взаимозависимость, принцип конечной цели, принцип совместимости, принцип самоорганизации.
5. В результате исследования предпосылок формирования стратегии интегрированного развития посредствам создания туристического кластера субъектов малого предпринимательства, предоставлено следующие организационные рекомендации по созданию кластера оздоровительного центра по следующим направлениям: тип интеграционной структуры, количество

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ САНИТАРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
1.1. Экономическая сущность и основные составляющие стратегического управления развитием туризма
Туризм 21-го века — это вид деятельности, который обеспечивает решение широкого комплекса экономических, социальных, экологических и даже политических проблем. По темпам роста доходов в мировой экономике он опережает таких бизнес китов как нефтедобыча и автомобилестроение, обеспечивает десятую часть мирового валового продукта. Такой неоспоримый успех туризма заключается в том, что в эпоху глобализации, информатизации легче удовлетворяются растущие человеческие потребности к познанию окружающего мира. Поэтому новой компонентой современной парадигмы туризма выступает человеческая мобильность, которая позволяет преодолевать сложные географические препятствия и получать доступ к социокультурной среде разных стран и народов.
По данным всемирной туристической организации (United Nations World Tourism Organization; UNWTO) (ЮНВТО) за последние двадцать лет туристические потоки в мире выросли в 2 раза, с 435 млн. человек в 1990г. до 675 млн. человек в 2000г. и 10000 млн. человек в 2013. Количество работающих в отрасли составляет более 260 млн. человек [71]. По прогнозам ЮНВТО, ожидается, что к 2020 г., объемы международных туристических прибытий вырастут в 2,2 раза относительно показателей 2000 г. (с 698 млн. до 1561000000 поездок). Прогнозируется рост доли доходов от туризма: с 476 млрд. долл. к 2 трлн. долл. [71]. Индустрия туризма, а также смежные с туризмом секторы национальной экономики способны обеспечивать занятость до 12% трудоспособного населения ЕС, создавая до 10% ВВП Евросоюза (что оценивается на уровне 24 млн. рабочих мест) [70].
Россия имеет предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранного туризма: благоприятные климатические условия, интересное историческое наследие, значительный культурный, туристско-рекреационный потенциал, выгодное географическое положение. По факту российские граждане выступают инвесторами зарубежных стран, то есть преобладают выездные, а не внутренние туристические потоки, что является болезненным вопросом, ведь туризм, по расчетам специалистов, только в виде налогов приносит в бюджет до 4 млрд. долл. [37].
Влияние туризма на экономику РФ пока недостаточно. Это объясняется развитием туристической инфраструктуры (объекты размещения, питания, оздоровления, сопутствующая и коммуникационная сферы) и низким качеством предоставляемых услуг. Хотя изменения уже произошли. Согласно оценкам ЮНВТО по состоянию на 2007 г. на РФ приходилось около 1% мирового туристического потока [17], и уже в 2012 г., темпы роста этой отрасли составили в нашем государстве 13% [31].
Развитие туризма в экономике страны особенно актуально, поскольку именно благодаря туристической отрасли можно улучшить социально-экономическую ситуацию в целом, ведь он за счет своего мультипликативного эффекта может обеспечивать рост доходов и улучшение показателей хозяйствования во многих видах экономической деятельности. В частности, сфера туризма поддерживает почти 50 смежных отраслей, один турист дает работу 10 лицам, а создание одного рабочего места в туризме в 20 раз дешевле, чем в промышленности [55].
На сегодняшний день можно выделить четыре основные взгляда на туризм как социально-экономическое явление в современном мире:
1) туризм как отдельная отрасль национального хозяйства (в большинстве стран мира);
2) туризм как межотраслевой комплекс или комплексный вид экономической деятельности, формирующий туристический продукт из продукции (работ, услуг), различных отраслей (видов экономической деятельности) (как в РФ);
3) туризм как самостоятельный вид экономической деятельности;
4) туризм как деятельность туристов во время отдыха.
Это подчеркивает позиционирование туризма в современном мире как многогранного социально-экономического явления, выступающего объектом исследования многих наук (управление, культурология, экономическая и социальная география, туризмоведение, туристическая картография и др.).
На Конференции ООН по торговле и развитию в 1971 г., было предложено следующее определение индустрии туризма: «Это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц» [72].
Всемирная Туристическая Организация определяет туризм как путешествие в свободное время и один из видов активного отдыха, а туристическую деятельность называет производственно-сервисной деятельностью, целью которой является предоставление туристических услуг организация путешествий [70].
Конгрессом США было принято следующее определение: «Туризм — это взаимосвязано объединения видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределы постоянного проживания» [72].
Если обратиться к ОКВЭД-2019, то можно выделить около 40 видов экономической деятельности в различных секциях, которые прямо или косвенно связаны с туризмом (Приложение А). Все они сгруппированы в 17 разделов, в частности: сельское хозяйство, транспорт, строительство, оптовая и розничная торговля, перерабатывающая промышленность, временное размещение и питание, информация и телекоммуникации, финансовая и страховая

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы