Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка системы управления инновационной технологией многокомпонентного молочного продукта»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИОННЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ НА ПРИНЦИПАХ ДЕГУСТАЦИОННОГО ПОДХОДА 8
1.1. Сущность инноваций в разработке новых продуктов 8
1.2. Структура процесса разработки инновационных продуктов 14
1.3. Современное состояние молочного рынка России и перспективы разработок инновационной продукции 21
Выводы к главе 1 30
Глава 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ «ФГАНУ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» 32
2.1. Разработка «реального образца» нового молочного продукта 32
2.2. План создания дегустационного центра и взаимодействия отдела маркетинга и отдела разработок при разработке инновационных молочных продуктов на базе ФГАНУ молочной промышленности 43
2.3. Разработка инновационной технологии производства витаминизированных детских глазированных сырков. Коммерческая оценка проекта 53
Выводы к разделу 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе производители ставят целью вывода на рынок качественных и конкурентоспособных молочных продуктов, которые способны наиболее полно удовлетворять потребности потребителей и пользоваться спросом среди населения. Это требует активизации инновационной деятельности, что приобретает особое значение для национальной экономики в контексте нарастания интеграционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, а также развития рыночных отношений [15, 29].
Инновационная политика молокоперерабатывающих предприятий — один из основных факторов, влияющих на маркетинговые показатели эффективности функционирования предприятия. Учитывая это стоит рассмотреть исследования ведущих ученых в области маркетинга и труды по теории и практике органолептического анализа, которые позволяют использовать качественно новые подходы к разработке инновационных молочных продуктов.
Дегустационный подход, помимо традиционных органолептических и сенсорных составляющих, учитывает широкий спектр маркетинговых аспектов, в частности: позиционирование продукта, целевую аудиторию, социально-демографические характеристики потребителей, уровень желательности и его рыночную цену [8, 44, 50].
Выбранная тема дипломного проекта приобретает актуальность потому, что хоть и имеются труды ученых, в которых раскрыто процесс дегустации и охарактеризованы методы дегустационного анализа, последние не разработаны в системе маркетинга и являются дискуссионными, открытыми для дальнейших исследований, что и обусловило выбор темы, цель, направление и структуру дипломного проекта.
Объект исследования. Предприятие «ФГАНУ молочной промышленности».
Предмет исследования. Разработка системы управления инновационной технологией многокомпонентного молочного продукта.
Проблематика исследования: Не смотря на широкий спектр существующих научно-исследовательских работ, посвященных проблематике разработке и выпуску новых инновационных молочных продуктов, остаются вопросы, которые до сих пор не имеют окончательного научного решения. Имеющиеся методики помогают выполнять задачи по товароведению, проводить идентификацию и сертификацию, но не решают производственных и маркетинговых проблем, среди которых: оценка качества и продвижения продукта, разработка рецептуры конкурентоспособных инновационных продуктов, оценки реакций потребителей. Исследования в направлении решения указанных проблем позволяют создать «портрет» инновационного продукта, максимально приближенного к «реальному образцу», согласно потребностям потребителей.
Цель ВКР: Разработать комплексную систему управления инновационной технологией многокомпонентного молочного продукта для ФГАНУ молочной промышленности.
Гипотезы исследования:
1. Разработка нового инновационного молочного продукта сможет положительно отразиться на состоянии рынка молочной продукции РФ, в целом;
2. Применение дегустационного метода в маркетинге даст возможность определить наиболее важные критерии «потребительской желаемости» относительно ключевых характеристик детских глазированных сырков, а также совместить их с полученными экспертными оценками, в целях разработки наиболее оптимальной рецептуры и технологии инновационного продукта;
3. Разработка технологии и рецептуры детского витаминизированного глазированного сырка «Малютка Вит+» позволит расширить отечественный рынок детского питания высококачественным инновационном продуктом и обеспечить высокую экономическую рентабельность его производства.
Теоретическая база исследования: Комплексные теоретические и методические аспекты разработки новых молочных продуктов и вывод их на рынок рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых, в частности О. Азаряна, Л. Балабановой, А. Войчака, Ю. Дайновского, А. Мазараки, М. Матвеева, А. Павленко В. Пилипчука, А. Старостиной, Т. Цыганкова, Х. Беркитта, Ф. Котлера и др. Проблему инноваций изучали такие исследователи А. Власова, П. Друкер, В. Загорский, Ж.-Ж. Ламбен, А. Лапко, В. Линник, М. Окландер, П. Харив, Н. Чухрай, И. Шумпетер, Ф. Янсен и др. Значительный вклад в исследование процесса осуществления дегустаций и разработку дегустационных методов в области маркетинга внесли такие ученые, как А. Бондаренко, Г. Вукс, В. Кантере, Дж. Камминз, Т. Родина, В. Парсяк, Г. Рогов, Г. Стон, Л. Титаренко и др. Проблемы улучшения деятельности молокоперерабатывающих предприятий и развития рынка молока и молочной продукции привлекают внимание таких ученых: С. Васильчак, М. Горлачук, Т. Дударя, В. Липчук, М. Оробчук, М. Пархомця, П. Саблука, А. Шафалюка, В . Шпичака и др.
Методология исследования: Теоретической и методической основой исследования стали методологические и общенаучные принципы проведения комплексных маркетинговых исследований, фундаментальные положения современного маркетинга, менеджмента качества, экономической теории, товароведения, психологии и социологии, системный подход, принцип комплексности и последовательности в научном познании экономических явлений и процессов.
В процессе исследования использовались следующие методы: абстрактно-логический (теоретические обобщения, критический анализ отечественных и зарубежных публикаций, формирование выводов и предложений); сравнительного статистического анализа (характеристика и
Заключение:
Как видим, с помощью органов чувств и сенсорного анализа существует уникальная возможность получать многостороннюю характеристику качества молочной продукции и информацию относительно его дальнейшего потребления. Пока что этого не может обеспечить ни один инструментальный метод исследования.
В современных условиях хозяйствования применение дегустационного подхода при разработке инновационных продуктов в молокоперерабатывающей отрасли является насущной необходимостью. Поскольку именно эти исследования позволяют выпускать не только качественные и конкурентные молочные продукты, которые пользуются спросом среди потребителей, но и экономически выгодным для предприятия. Учитывая это, применение дегустационного подхода в сочетании с классическими инструментами маркетинга при разработке и выводе на рынок новых молочных продуктов — это путь к созданию сильного и долговечного молочного бренда. Задача же специалистов-маркетологов — продвинуть данный продукт и усилить конкурентные позиции молокоперерабатывающего предприятия на рынке.
Достижение маркетинговых целей молокоперерабатывающим предприятием возможно только при условии системного подхода. И это дает основания нам считать, что маркетинг-микс является комплексной программой мероприятий по продвижению инновационных молочных продуктов от производителя к потребителю, инструментом оптимального размещения ресурсов в системе маркетинга инновационных молочных продуктов.
Задача маркетологов на этапе разработки инновационного молочного продукта — анализ рынка и ассортимента основных конкурентов, определение рыночного сегмента, позиционирование нового продукта, его себестоимости, оптимальной розничной цены и рентабельности, оценка конкурентной среды, продвижение молочного продукта. Кроме того, маркетологи должны дать первичные рекомендации о вкусе продукта, формат и дизайн упаковки.
Отдел новых разработок (или технологический отдел) совместно с дегустационным центром осуществляет технологическую поддержку проекта, которая предполагает проведение дегустационного (органолептического) анализа. Последний включает: сравнительные дегустации конкурентных продуктов, создание образца или «идеального портрета» продукта, перечень потребительских характеристик, свойств молочного продукта, разрабатываемого на основе ожиданий потребителей, разработку вариантов рецептуры, проведение экспертных дегустаций.
Полученный теоретический и практический опыт позволил нам разработать новую инновационную технологию производства детского витаминизированного глазированного сырка, без консервантов с натуральной начинкой «Малютка Вит+».
Оценка его конкурентоспособности, окупаемости и рентабельности запуска производства показала высокие результаты, что позволяет рекомендовать нам разработанную технологию для массового производства и патентирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИОННЫХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ НА ПРИНЦИПАХ ДЕГУСТАЦИОННОГО ПОДХОДА
1.1. Сущность инноваций в разработке новых продуктов
В современных условиях хозяйствования проблема обеспечения эффективного функционирования молокоперерабатывающих предприятий приобретает особое значение для национальной экономики, а также развития рыночных отношений, прежде всего требует активизации инновационной деятельности. Мировой опыт показывает самую высокую эффективность инновационной модели развития национальных экономик, в рамках которой прогрессивные трансформации возникают и распространяются в разных плоскостях. Прогрессивная динамика инновационной деятельности на международном и национальном уровнях способствует активизации развития товарных рынков вообще и рынка инновационных пищевых продуктов, а в частности молочных [20, 43].
Инновационная политика молокоперерабатывающих предприятий является одним из основных факторов, влияющих на маркетинговые показатели эффективности функционирования предприятия, поэтому планирование инновационного развития предприятия, а также разработки и выпуска инновационной молочной продукции обеспечивает возможность учета будущих задач, определение основных потребностей рынка, изучение поведения потребителей, оказания влияния на изменения внешней среды, заставляет предприятия постоянно осуществлять инновационную деятельность, направленную на разработку и в производства современного оборудования, новейшей техники, технологии, проектов с определением выхода продукции на внутренний и внешний рынки с помощью стратегического управления и анализа.
Согласно мнению А. Старостиной, продуктовый рынок сегодня претерпевает существенные изменения. Современное производство требует исследования закономерностей и тенденций его дальнейшего развития по инновационным позициям, а именно с точки зрения инновационных теорий. Такой подход является следствием общемировых тенденций инновационного развития, которые получили стремительной динамики в конце ХХ и особенно в начале XXI века. В контексте указанной динамики современные продуктовые рынки приобретают преимущественно инновационных признаков. Именно эта специфика требует изучения инновационно-маркетинговой проблематике учитывая современные инновационные императивы развития [28].
Конечно, исследованиями вопросов, связанных с инновациями занимались многие ученые. Вариация основных понятий инновационной деятельности, свидетельствует, что употребление термина «инновация» является очень многогранным: от избытка обобщенных (широких) вариантов к специфическим (суженных), которые, в основном, относятся к техническим новшествам.
В частности, К. Найт дает следующее определение: «нововведение — это внедрение чего нового по организации или ее непосредственного окружения» и рассматривает нововведения как «особый случай процесса изменений в организации» [56]. Х. Барнет считает нововведением любую идею (деятельность или вещевой результат), что является новой по своим качественным признакам сравнению с существующими формами [39]. В то же время, многие американские исследователи под нововведениями понимают процессы возникновения, развития, распространения и изменения научно-технических нововведений в различных сферах человеческой деятельности. Согласно мнению В. Томсона «нововведение — это генерирование, принятие и внедрение новых идей процессов и услуг» [8].
Часть польских ученых также придерживается первого подхода в определении понятия «инновации». Они считают их открытиями, появившиеся в результате изобретательности людей и ведут к прогрессивным изменениям. Такие же ученые, как М. Хольштейн-Бек, Ф. Котлер и А. Харман считают, что инновацией является любая новая ценность [45].
Все же активный период исследований приходится на 60-е годы. — в связи с резким ростом масштаба и сложности выполняемых НИР и ОКР, особенно в космической, атомной и радиоэлектронной промышленности, с развитием биотехнологий [49]. В 1957 исследуя проблемы инновационной деятельности американский экономист Роберт Соллоу в своей работе «Технологические изменения и функция совокупного производства», обобщив опыт развития промышленности, отметил, что именно активная инновационная деятельность предприятий различных форм собственности все больше определяет темпы их экономического роста. По его подсчетам, валовой национальный продукт США в период с 1909 по 1949 гг. возрос на 87,5% за счет инноваций [50].
Часто в научной литературе понимание инновации связывается с производством и сводится к решению технических проблем путем внедрения новой техники и технологии. Среди ученых такого подхода следует назвать Р. Джонстон, Д. Дессена, Д. Алле [45] и словацких ученых Л. Водачека, А. Водачекову, ведь в их понимании инновация означает «целевые изменения в функционировании предприятия как системы» [9]. В некоторых случаях при определении понятия «инновация» речь идет только о продуктовых инновациях, состоящих в поиске альтернативных путей использования существующего продукта [58].
Отдельные ученые связывают понятие инноваций с «управленческими усилиями, чтобы разработать новые продукты, услуги или способы использования для существующих продуктов и услуг» [51]. Дополняет их мнению польский ученый Е. Бирcкий, который отождествляет инновации с промышленным производством, связывая его, кроме техники и технологии, с