Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка путей по профилактике профессионально выгорания специалистов по социальной работе на примере ГБУ ЦСПСиД «Истоки»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 6
1.1 Определение сущности профессионального выгорания 6
1.2 Исследование подходов к снижению профессионального выгорания 8
1.3 Методические подходы к решению проблемы профессионального выгорания специалистов по социальной работе 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ГБУ ЦСПСИД «ИСТОКИ» 23
2.1 Краткая характеристика ГБУ ЦСПСиД «Истоки» 23
2.2 Анализ производственной и финансово-экономической систем ГБУ ЦСПСиД «Истоки» 25
2.3 Анализ состояния системы управления персоналом 28
2.4 Анализ путей профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе ГБУ ЦСПСиД «Истоки» 36
2.5 Выводы по результатам анализа 41
2.6 Задание на разработку организационного проекта 42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ГБУ ЦСПСИД «ИСТОКИ» 45
3.1 Программа профилактики профессионального выгорания сотрудников ГБУ ЦСПСиД «Истоки» 45
3.2 Тренинг по профилактике профессионального выгорания 50
3.3 Конкурс «Битва голосов» 53
3.4 Расчет социально-экономической эффективности проекта 55
3.5 Мероприятия по внедрению проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение:
Актуальность темы исследования. Современная динамика развития общества, экономики, науки, политической и духовной сферы требует постоянного обновления знаний и компетенций специалистов во всех отраслях. Кадры в современном мире являются главным ресурсом общества, ведущим фактором его развития, и их профессиональное совершенствование становится насущной необходимостью.
Для любого эффективного профессионала приоритетной задачей является достижение заданных результатов, что зачастую сопровождается систематическими переработками, оперированием большим объемом информации, решением дополнительных задач, связанных с повышенной коммуникативной нагрузкой. Это, в свою очередь, способствует накоплению эффекта переживания неблаго¬приятных функциональных состояний (стресса, утомления, монотонии, пресыщения), которые являются факторами возникновения и развития профессионального выгорания.
Объект исследования – профессиональное выгорание.
Предмет исследования: пути по профилактике профессионального выгорания специалистов по социальной работе на примере ГБУ ЦСПСиД «Истоки».
Цель исследования: разработка проекта по профилактике профессионального выгорания сотрудников ГБУ ЦСПСиД «Истоки».
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— определить объект и предмет исследования, уточнить терминологию, используемую в работе;
— охарактеризовать современное состояние проблемы профессионального выгорания специалистов по социальной работе и разработок путей его профилактики;
— изучить методические подходы к решению проблемы профессионального выгорания специалистов по социальной работе;
— привести общую характеристику ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— проанализировать производственную и финансово-экономическую системы ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— провести анализ состояния системы управления персоналом ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— проанализировать пути профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— сформулировать задание на разработку организационного проекта по профилактике профессионального выгорания специалистов по социальной работе ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— разработать проектные предложения по профилактике профессионального выгорания специалистов по социальной работе ГБУ ЦСПСиД «Истоки»;
— провести расчет социально-экономической эффективности проекта и предложить план мероприятий по его внедрению.
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Профессиональное выгорание является одной из форм профессиональной деформации; комплекс психических переживаний и поведенческих проявлений, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника.
Определены основные пути профилактики профессионального выгорания социальных работников, среди которых: развитие качеств, которые помогают специалисту избежать профессионального выгорания; социальная поддержка коллег по работе, администрации, семьи, друзей; снятие производственного напряжения; повышение профессиональной мотивации; создание общей дружеской атмосферы поддержки и взаимопонимания в коллективе; создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.
Выявлены основные методические подходы по преодолению проблемы профессионального выгорания специалистов по социальной работе, среди которых: тренинговый подход, программный подход, регламентированный подход.
Установлено, что ГБУ ЦСПСиД «Истоки» является государственным бюджетным учреждением, которое входит в систему социальной защиты города Москвы и функционирует в соответствии с государственным заданием. Получателями социальных услуг учреждения выступают несовершеннолетние, семьи с детьми, признанные нуждающимися в социальном обслуживания, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из числа выпускников государственных учреждений стационарного социального обслуживания.
Выявлена положительная динамика по всем производственным показателям деятельности ГБУ ЦСПСиД «Истоки». По финансово-экономическим показателям имеет место рост финансовых активов.
В результате анализа состояния системы управления персоналом сделан вывод о том, что трудовые коллективы ГБУ ЦСПСиД «Истоки» характеризуются стабильностью кадров, но при этом сохраняется тенденция к их старению в связи с отсутствием недостаточного притока молодых специалистов.
Работа в направлении профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе ГБУ ЦСПСиД «Истоки» проводится психологом время от времени и носит несистемный характер.
На основании результатов теоретического исследования разработан проект по профилактике профессионального выгорания сотрудников ГБУ ЦСПСиД «Истоки», включающий следующие проектные предложения:
— Программу профилактики профессионального выгорания сотрудников ГБУ ЦСПСиД «Истоки»,
— Тренинг по профилактике профессионального выгорания.
— Конкурс «Битва голосов».
В настоящем проекте все показатели выдерживают следующее соответствие: ЧДД > 0; Ток < Тр ; ИД > 1. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных, с социальной точки зрения, изменений в учреждении, поведении его сотрудников.
Таким образом, в работе в полной мере решены поставленные задачи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Определение сущности профессионального выгорания
При исследовании проблемы профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе авторы, как правило, оперируют обобщенными понятиями, среди которых: «профессиональное выгорание», «социальный работник», «профилактика профессионального выгорания».
В рамках исследования объектом является феномен «профессиональное выгорание», предметом — профилактика профессионального выгорания специалистов по социальной работе.
Впервые термин «профессиональное выгорание» («burnout») предложил американский психиатр Х. Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у персонала психиатрических учреждений.
Дж. Рейчелсон определил выгорание как хроническую усталость (утомление), депрессию и фрустрацию, причиной которых в основном является то, что человек вынужден заниматься делом, которое не удовлетворяет его амбиции и не приносит желаемого вознаграждения [18].
В отечественной психологии ранние упоминания о данном феномене имеют место в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек–человек» [4].
По мнению А.А. Рукавишникова, профессиональное выгорание — это негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии [56].
Согласно позиции М.А. Черкассовой, выгорание – процесс исчерпывания ресурсов индивидуума без возможности их адекватного восстановления [61]. Причем циклы потери ресурсов при выгорании являются медленными, иллюзорными и даже намеренно скрываемыми.
В.Е. Орел, Х. Фроуденбергер отмечают, что выгорание сопровождается чувством гнева, всегда связано с чувством неудачи и представляет собой негативный опыт и проявляется только в профессиональной деятельности, принадлежит к ней [42].
В исследованиях С.В. Умняшкиной, М.В. Агаповой и О.В. Крапивиной выгорание рассматривается как форма профессиональной деформации, ее частный случай [3].
Профессиональ¬ная деформация личности — отрицательные со¬циально-психологические изменения сформировавшейся структуры деятельности и личности, появляющиеся в процессе реализации профессиональной деятельности, нару¬шающие целостность личности, порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное пове¬дение, негативно действующие на продуктивность труда [18].
Профессиональное выгорание имеет только негативные последствия и представляет собой личностный регресс.
Особенность социальных профессий (социономических профессий «человек – человек») заключается в том, что главное их содержание заключается во взаимодействии между людьми.
Исследователями установлено, что у представителей социономических профессий, среди которых социальные работники, риск развития профессионального выгорания значительно выше по сравнению с профессиями, относящимся к типу «человек – техника», «человек – природа» и т.д.
Социальный работник — специалист, занимающийся организацией оказания бытовой, материальной, моральной и правовой помощи незащищенным слоям населения (инвалидам, одиноким и престарелым людям, одиноким матерям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, семьям в кризисных ситуациях, беженцам и др.) [59].
Под профилактикой профессионального выгорания понимается комплекс мер (психологических, медико-реабилитационных), направленный на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом [57].
Таким образом, профессиональное выгорание – одна из форм профессиональной деформации; комплекс психических переживаний и поведенческих проявлений, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника.