Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка концепции развития туризма муниципального образования в целях получения статуса «Город трудовой доблести»(город Подольск)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки отраслевых целевых программ 6
1.1. Отраслевые целевые программы, сущность и классификация 6
1.2. Структура и этапы разработки отраслевых целевых программ на муниципальном уровне 15
1.3. Нормативно – правовое обеспечение разработки отраслевых целевых программ по туризму 19
Глава 2. Оценка эффективности деятельности по разработке и реализации отраслевых целевых программ по туризму в городском округе Подольск 31
2.1 Общая характеристика деятельности Комитета по культуре и туризму Администрации Городского округа Подольск 31
2.2. Анализ процесса разработки целевых программ по туризму в городском округе Подольск 37
2.3. Оценка опыта реализации целевых программ по туризму в городском округе Подольск 52
Глава 3. Разработка комплексной целевой программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести» 61
3.1. Концепция целевой комплексной программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести» 61
3.2. Организационный план по реализации комплексной программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести» 68
3.3. Прогноз изменения показателей социально – экономического развития по итогам реализации программы в Городском округе Подольск 73
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения 86
Введение:
В наше время момент развитие туристической сферы осуществляется под влиянием процессов глобализации, перехода к информационному обществу и роста конкурентной борьбы. Для того чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции и занять достойное место на мировом туристическом рынке, необходимо создавать качественный туристический продукт, способный удовлетворить запросы потребителей и осуществлять его продвижение. Индустрия туризма, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, бурно развивается. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние двадцать лет туризм стал доступен широким слоям населения.
Стремительному формированию туризма содействует увеличение общественно-политических, финансовых и цивилизованных взаимосвязей стран и их жителей. Глобальное формирование туризма дает возможность миллионам людей увеличить свои познания и узнать много интересных мест на Земле. На текущий момент туризм это одна из значимых отраслей в мире, приносящая прибыль государствам, развивающая и культурно обогащающая людей, которые совершают путешествия с целью получения новых впечатлений, знаний, образования, а также просто отдохнуть морально и физически от бурной городской жизни, либо от скучных дней на окраине населенного пункта. Причин отправиться в туристическую поездку можно пересчитать огромное количество, ведь видов туризма достаточно, чтобы угодить каждому.
Данная работа призвана показать, что городской округ Подольск — уникальная в своем роде туристская дестинация. При ближайшем рассмотрении оказывается, что ресурсов для развития туризма здесь никак не меньше, чем в других городах. Вместе с тем, обращение к реальной практике показывает, что объекты культурного наследия порою недооцениваются. Они не так часто, как того хотелось бы, включаются в состав туров и экскурсионных программ. Многие памятники истории и культуры, а также музеи остро нуждаются в проведении неотложных ремонтно-восстановительных работ.
Обращение к опыту развития отечественного культурно-познавательного туризма, а также состоянию местных историко-культурных памятников и музейных учреждений открывает возможности для разработки целого ряда научно-практических рекомендаций.
Теоретическая база исследования — труды ведущих отечественных специалистов в области туризма и гостеприимства — Р.Р. Аванесова, Е.П. Авраменко, Е.Н. Захарова и др. Крупнейший интерес в рамках данного изучения темы представлены в работах Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев.
Целью исследования является разработка концепции развития туризма муниципального образования в целях получения статуса «Город трудовой доблести».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— рассмотреть отраслевые целевые программы, сущность и классификация;
— изучить структуру и этапы разработки отраслевых целевых программ на муниципальном уровне;
— ознакомиться с нормативно – правовым обеспечением разработки отраслевых целевых программ по туризму;
— дать общую характеристику деятельности Комитета по культуре и туризму Администрации городского округа Подольск;
— провести анализ процесса разработки целевых программ по туризму в городском округе Подольск;
— оценить опыт реализации целевых программ по туризму в городском округе Подольск;
— разработать концепцию целевой комплексной программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести»;
— разработать организационный план по реализации комплексной программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести»;
— спрогнозировать изменения показателей социально – экономического развития по итогам реализации программы в городском округе Подольск.
Объект исследования: городской округ Подольск.
Предмет исследования: совокупность целевых программ по развитию туризма в городском округе Подольск.
Информационная база исследования – это законодательные акты, официальные документы, статистические материалы.
Методы исследования: общенаучные методы анализа, а также исторические, программно-целевой и др. методы. Научная важность работы состоит в том, что обзор туристской ветви городского округа Подольск помогает лучше понять его потенциал в сфере туризма.
Практическая значимость результатов дипломного исследования заключается в разработке комплексной целевой программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести».
Структура исследования представлена введением, тремя главами по три параграфа в каждой, заключением, списком источников литературы, и приложений.
Заключение:
Целевые программы направлены на решение проблем территориальных образований и способствуют достижению стратегических целей региональной политики. Особенностью программного планирования является нацеленность не столько на выполнение текущих, сколько на решении приоритетных задач реформирования региональной экономики.
Практика формирования целевых программ свидетельствует о том, что существует недостаточно действенный механизм и процедура принятия решений по разработке целевых программ. В связи с этим следует повысить значимость выбора целей, для достижения которых требуется применение программно-целевых методов планирования на государственном и региональном уровнях. А также следует ввести так называемое правопреемство, чтобы не создавать новые программы, а продолжать реализовывать уже утвержденные с внесением определенных корректив.
РФ обладает разнообразными туристическими ресурсами, позволяющими заниматься различными видами туризма, и способными удовлетворить широкий круг потребностей населения. Но управление данной сферой требует стратегического подхода действий, так как туризм имеет специфические черты управления. Помимо этого, развитие управленческого аспекта туристической сферы обеспечит не только создание положительного инвестиционного климата в стране и рост отчислений в бюджеты всех уровней, но и увеличение качества обслуживания в сфере туризма, что увеличит туристские потоки и будет способствовать доступности туризма для населения страны.
Государством предоставляется юридическая возможность развития туризма на местном (муниципальном) уровне, снимаются так же все преграды в части контроля финансовых органов. Правовая основа нашего государства по развитию внутреннего, социального и въездного туризмов практически создана, а поэтому вправе надеяться, что на региональном и муниципальных уровнях власти будет создана серьезная нормативно-правовая база для создания условий для развития туризма на региональном уровне.
Развитие туризма является важным фактором дальнейшего развития городского округа Подольск. Негативным фактором близости Москвы является и стагнационное развитие туристического и развлекательного бизнеса, а также культурно-парковых зон и зон отдыха. В Городском округе недостаточно используется имеющийся культурно-исторический потенциал для развития отрасли туризма, что связано как с недостаточно развитой туристической инфраструктурой, так и с недостаточным продвижением, маркетингом Городского округа как туристического центра.
Обеспечение устойчивого развития территории невозможно без эффективной и действенной системы местного самоуправления. Среди положительных моментов в данном отношении необходимо отметить наличие среднесрочного финансового планирования в муниципальном образовании, муниципальных программ, опыта использования программно-целевых методов управления, наличие многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг.
Поэтому, ключевые мероприятия реализации целевых программ по туризму в городском округе Подольск: разработка и внедрение механизмов конкурсного финансирования некоммерческих организаций, предлагающих культурно-исторические и познавательные туры для детей, молодежи и граждан, нуждающихся в социальной помощи; использование новых инновационных «точек роста» в сфере туризма, формирующих дополнительные туристические потоки; создание туристических кластеров усадеб «Дубровицы» и «Плещеевское»; создание кластера промышленного туризма на базе старейших предприятий Городского округа: Зингер, Цементного завода, Завода им. Орджоникидзе и др., а также включением в туристический маршрут новых инновационных предприятий; разработка экскурсионного маршрута: от МУК «Подольский краеведческий музей» с посещением экспозиции истории завода «Зингер», посещение исторической территории завода, поездка по экскурсионному маршруту на специальном экскурсионном электротранспорте; реконструкция улиц Орджоникидзе-Комсомольской с организацией выделенной полосы для специализированного электротранспорта, строительство электрозаправочных пунктов; создание «промышленной туристической улицы».
Проведя оценку опыта реализации целевых программ по туризму в городском округе Подольск было выявлено, что программа по развитию туризма в городском округе Подольск отсутствует. На сегодняшний день развития туризма осуществляется согласно подпрограмме VII «Создание условий для эффективного развития туризма» в муниципальной программе Городского округа Подольск «Культура Подольска» на 2017-2021 годы. При этом степень ее практической реализации и финансирования составляет всего 49%, что свидетельствует о ее низкой эффективности и необходимости разработке комплексной целевой программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести».
С целью дальнейшего развития туризма в городском округе Подольск предлагается разработать и реализовать целевую комплексную программу по туризму «Подольск – город трудовой доблести». Программа рассчитана на период 2020-2024 гг. и будет включать 3 подпрограммы: Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Городского округа Подольск; Развитие музейного дела; Создание условий для получения звания город трудовой доблести» мероприятия направлены на создание условий для эффективного развития туризма
Координатором муниципальной программы станет Первый заместитель Главы Администрации Чуб В.В. Муниципальный заказчик — Комитет по культуре и туризму Администрации Городского округа Подольск.
Реализация Программы к 2024 году позволит улучшить работу муниципальных учреждений сферы культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, создать систему широкой информированности населения о культурной жизни Городского округа Подольск и установить устойчивую обратную связь; сделать Подольск, привлекательным для туристов. В результате реализация Программы улучшаться показатели социально-экономического развития.
В 2024 году по сравнению с 2020 годом увеличиться количество обращений к цифровым ресурсам туризма на 10%, темп роста оборота организаций на 3%, индекс объема инвестиций в основной капитал на 1%, рост реальной заработной платы на 1,6%. Это приведет к созданию единого культурного и информационного пространства Городского округа Подольск; повышению многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры; сохранению и популяризации культурно-исторического наследия; модернизации культурного обслуживания жителей при сохранении историко-культурной среды территорий – мест формирования традиционной культуры.
Из чего можно сделать вывод что разработка и реализация целевой комплексной программы по туризму «Подольск – город трудовой доблести» является эффективной и экономически целесообразной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы разработки отраслевых целевых программ
1.1. Отраслевые целевые программы, сущность и классификация
В стабилизации экономики региона значительную роль играет обеспечение сбалансированности основных показателей его функционирования, таких как объем производства, доходы и расходы, степень удовлетворения потребностей и т.д.
В решении этой проблемы значительное место занимают программно-целевые методы управления. В 90-е годы XX века доминировала парадигма регионального развития, ориентированная на самодостаточность рыночного механизма.
Сегодня пришло осознание необходимости применения наряду с рыночными, государственных методов управления регионом.
Одной из разновидностей централизованного планирования и управления в современных условиях является программно-целевой подход, который позволяет не только наблюдать за ситуацией, но и активно влиять на результативность развития. Инструментом программно-целевого управления является, прежде всего, комплексные целевые программы. В современных рыночных условиях хозяйствования программно-целевое управление позволит решить поставленные задачи и достичь целей и определенных результатов.
Внедрение программно-целевого подхода повлияет на оздоровление государственного управления, так как позволит решить первоочередные социально-экономические проблемы и создать новые эффективные административно-управленческие структуры, органично вписываются в современный рыночный механизм функционирования регионов [27, с. 168].
Специфику взаимосвязи эффективности системы управления и социально-экономического развития муниципальных образований рассматривали А.В. Шевандрин, В.В. Калинина[34, с. 98]. Анализ исследований в данной области показал, что для повышения эффективности системы управления имеются определенные научные предпосылки. Однако многие вопросы относительно их специфики взаимосвязи, определения их основных элементов и процесса реализации остаются нерешенными и требуют дальнейшего исследования.
Среди других отечественных ученых, которые посвятили ряд научных статей тематике отраслевых целевых программ, следует отметить: С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. Однако ими остаются не раскрытыми ряд проблем, в частности, вопрос своевременного выполнения программных целей, которые требуют дальнейшего исследования [26, с. 135].
Региональная туристская политика с точки зрения В.В. Иванова и А.Н. Коробовой должна носить основные характерные черты туристской политики государства, с учетом имеющихся определенных специфических факторов, под влиянием которых происходит ее формирование на региональном уровне: рекреационно-природные условия региона; культурно-исторический или другой потенциал региона (например курортный, экологический, экстремальный и т.д.); транспортные условия, которые определяют доступность объектов туристского интереса; социальные условия развития региональной туристской индустрии; экономические условия развития региональной туристской индустрии. Но при этом ими мало внимания уделяется вопросам разработки и реализации отраслевых целевых программ по туризму [21, с. 161].