Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка и реализация государственной политики в регионе в области обеспечения пожарной безопасности на примере ГКУ МО «Мособлпожспас»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 11
1.1. Исследование нормативно-правового регулирования государственной политики Московской области в области обеспечения пожарной безопасности ……………………………………………………………………………….11
1.2 Характеристика целей, задач и принципов государственной политики Московской области в области обеспечения пожарной безопасности 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 30
2.1 Оценка механизмов взаимодействия Главного управления МЧС России по Московской области с «Всероссийским добровольным пожарным обществом» 30
2.2 Анализ проблем взаимодействия ГКУ МО «Мособлпожспас» с «Всероссийским добровольным пожарным обществом»……………………….41
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕА-ЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГКУ МО «МОСОБЛ-ПОЖСПАС»……………………………………………………………59
3.1 Разработка предложений по совершенствованию взаимодействия ГКУ МО «Мособлпожспас» с «Всероссийским добровольным пожарным обще-ством» в области обеспечения пожарной безопасно-сти…………………………………..59
3.2 Ожидаемые результаты от внедрения предложенных мероприя-тий по совершенствованию взаимодействия ГКУ МО «Мособлпожспас» с «Всерос-сийским добровольным пожарным обществом» в области обеспечения по-жарной безопасно-сти………………………………………………………………………67
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………..75
Введение:
Актуальность исследования. Увеличение числа происходящих чрез-вычайных ситуаций и гибели граждан Российской Федерации актуализиро-вали проблемы необходимости скорейшего реформирования всей системы безопасности государства и Государственной противопожарной службы МЧС России как её составляющей в том числе.
Современный этап реформирования Государственной противопожар-ной службы МЧС России характеризуется увеличением количества задач, выдвигаемых перед пожарными подразделениями, увеличением спектра вы-полняемых работ и совершенствованием методов их осуществления, в том числе за счет мобильности специалистов и повышения, качества выполняе-мых работ. Также необходимо учитывать условия современного социально-го и экономического развития общества и геополитические особенности Рос-сийской Федерации. Во многих муниципальных образованиях, кроме под-разделений пожарной охраны, других спасательных служб не имеется вооб-ще. Практика показывает, что на сегодняшний день наиболее мобильной, технически вооруженной и подготовленной структурой в единой системе безопасности территорий субъектов Российской Федерации, обеспечивающей ликвидацию основных видов чрезвычайных ситуаций, являются подразделе-ния ГПС МЧС России.
Проводимая реформа не находит однозначного понимания среди со-трудников ГПС, вследствие чего происходит отток квалифицированных кад-ров.
В данных обстоятельствах, при возрастающих требованиях к теорети-ческим знаниям и практическим умениям, подразделения ГПС МЧС России поставлены в установленные программными документами временные рамки. Отсюда следует: чтобы добиться выполнения всего спектра работ в период тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на раз-личных объектах экономики, необходимо повысить, качество профессио-нальной подготовки пожарных.
В связи с этим, для выполнения поставленных задач, возникает объек-тивная необходимость изучения совершенствования организации системы пожарной безопасности в регионе. Общая проблема исследования сформу-лирована автором ВКР следующим образом: взаимодействие Всероссийско-го добровольного пожарного общества (далее по тексту- ВДПО) и ГКУ МО «Мособлпожспас» происходит большей частью не по приоритетным задачам (противопожарная защита населения и территории), а по второстепенным — организация мероприятий, коммерческая деятельность и др., что в итоге не способствует качественному улучшению ситуации по пожарной безопасности в Московской области.
Научная разработанность темы исследования. Научные работы, проводимые в данной области, посвящены, в основном, отдельным пробле-мам правового регулирования деятельности подразделений пожарной охра-ны, при выполнении возложенных на них функций, особенностям её органи-зации. Практически неисследованными остаются особенности администра-тивно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют и обобщающие правовые исследования проблем, возникающих в деятельности государств и общества по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, способного сохранить с достаточной степенью веро-ятности необходимый уровень пожаробезопасного состояния территорий.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу взаимодей-ствия ГКУ МО «Мособлпожспас» с ВДПО. На современном этапе в целом со-зданы необходимые предпосылки и условия эффективного их взаимодей-ствия. Представляется необходимым продолжить работу по совершенство-ванию федерального законодательства в области организации и деятельности добровольческих организаций и созданию эффективных гарантирующих ор-ганизационно-правовых механизмов такого взаимодействия.
Объект данного исследования – ГКУ МО «Мособлпожспас»
Предметом исследования является механизм взаимодействия ГКУ МО «Мособлпожспас» с ВДПО.
Цель ВКР состоит в рассмотрении теоретических аспектов разработки и реализации государственной политики в регионе в области обеспечения пожарной безопасности и разработке комплекса практических предложений по совершенствованию взаимодействию Главного управления МЧС по Мос-ковской области, ГКУ МО «Мособлпожспас» и «Всероссийским доброволь-ным пожарным обществом».
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) проанализировать нормативно-правовые документы по тематике де-ятельности противопожарной безопасности;
2) выявить основные недостатки взаимодействия Главного управления МЧС по Московской области (далее по тексту -ГУ МЧС России по МО), ГКУ МО «Мособлпожспас» с «Всероссийским добровольным пожарным обще-ством»;
3) сформулировать практические предложения по совершенствованию взаимодействия ГУ МЧС России по МО, ГКУ МО «Мособлпожспас» с ВДПО.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что улучшение вза-имодействия между ГКУ МО «Мособлпожспас» с ВДПО во многом зависит от степени разработанности данного взаимодействия, также совершенство-вание взаимодействия между ГКУ МО «Мособлпожспас» с ВДПО невоз-можно без дальнейшего развития системы информационного обеспечения данного взаимодействия.
Используемые в работе методы исследования: количественный кон-тент-анализ, ранжирование, устный социологический опрос (интервьюиро-вание), SWOT-анализ, статистический анализ.
Методологическую и информационную основу исследования соста-вили федеральные законы, ведомственные и региональные нормативно-правовые акты (приказы МЧС России по Московской области, Постановле-ния Правительства Московской области), соглашение по взаимодействию ВДПО с ГКУ МО «Мособлпожспас», Уставы общественных организаций, в том числе ВДПО, а также официальные статистические данные Росстата и МЧС России.
Кроме того, автором были рассмотрены результаты научных работ отечественных и зарубежных ученых в области противопожарной защиты и в сфере взаимодействия общественных организаций с органами власти в обеспечении пожарной безопасности.
был исследован практический механизм взаимодействия ВДПО с ГУ МЧС России по МО, выявлены характерные особенности и проблемы данно-го взаимодействия;
определены формы общественного контроля, осуществляемые ВДПО по отношению к ГКУ МО «Мособлпожспас»;
разработаны авторские рекомендации по совершенствованию взаимо-действия ВДПО с ГКУ МО «Мособлпожспас».
Заключение:
Согласно статистическим данным за 2018 год на территории России зафиксировано более 139 000 пожаров, в которых:
погибло 8760 человек;
ранено 9909 человек;
уничтожено 34493 строений.
Причинами пожаров являются:
поджоги – более 15 000 за 2018 год;
нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов – более 41 000 за 2018 год;
неосторожное обращение с огнем – более 41 000 случаев за 2016 год, в том числе детские шалости – более 2 000 случаев за 2018 год;
неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления – более 23 000 случаев в 2018 году;
самовозгорание веществ и материалов – 519 случаев за 2018 год.
Как видно из приведенных статистических данных, пожарная безопас-ность – это серьезная проблема для государства и общества, учитывая серь-езность последствий пожаров (гибель людей, уничтожение и повреждение имущества граждан и государств). Задача обеспечения пожарной безопасно-сти является одной из функций нашего государства, которая находит отра-жение в законах нашей страны.
Основными элементами обеспечения пожарной безопасности является деятельность органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. В работе сделан вывод, что такими ор-ганами и организациями являются не только те из них, что непосредственно занимаются борьбой с пожарами — пожарные части, добровольные пожарные дружины в муниципальных образованиях, но и те, что причастны к опреде-лению и формированию политики в сфере пожарной безопасности.
Процесс кардинального реформирования федерального законода-тельства, пока еще не завершен, поэтому Государственной Думе РФ совмест-но с учеными и практическими сотрудниками органов Государственного по-жарного надзора еще предстоит законодательно устранить ряд спорных и коллизионных проблем, касающихся надлежащего применения норм.
В работе приведен алгоритм анализа организации системы пожарной безопасности в регионе, который позволил оценить состояние пожарной опасности Московской области и динамику ее изменения, выяснять основные причины, влияющие на показатели пожарной опасности Московской области и предложить меры к их устранению.
Приведенная в работе статистика по Ленинскому району г Екатерин-бург свидетельствует о ежегодном снижении количества пожаров, путем внедрения добровольных дружин.
Из статистики сделан вывод, что существует положительная динамика и с каждым годом число пожаров неуклонно снижается.
В результате проделанной работы, в качестве рекомендаций (на при-мере примененной практики в городе Екатеринбург) было предложено орга-низовать работу добровольной пожарной дружины. Предлагается возло-жить следующие функции:
— патрулирование территории Московской области в праздничные дни;
— проведение работы с неблагополучными гражданами;
— проведение работы с лицами пожилого возраста.
Реализация данных мероприятий поможет снизить уровень пожарных ситуаций в Московской области в частности.
Фрагмент текста работы:
Пожароопасность сегодня возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легко воспламеняющихся ве-ществ и материалов. Используется в огромных количествах нефть и нефте-продукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются слож-ные и энергоемкие технологии, обладающие высокой пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осто-рожности, высокой технологической дисциплины.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасно-сти — это принятые органами государственной власти нормативные право-вые акты (законы, постановления, приказы) по обеспечению пожарной без-опасности.
Нормативные правовые акты в сфере противопожарной безопасности:
+во-первых, определяют общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;
во-вторых, регулируют в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юриди-ческими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностны-ми лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства;
в-третьих, устанавливают ответственность за несоблюдения правил противопожарной безопасности.
Основные нормативные правовые акты о пожарной безопасности
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ, который является основным законом в области пожарной безопас-ности. В законе предусмотрены права и обязанности и даются основные определения:
пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имуще-ства, общества и государства от пожаров;
пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности — специальные условия социально-го и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения по-жарной безопасности законодательством Российской Федерации, норматив-ными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или не-надлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасно-сти;
пожарная охрана — совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ;
государственный пожарный надзор — деятельность по проверке соблю-дения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
противопожарный режим — правила поведения людей, порядок органи-зации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечи-вающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;
профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направлен-ных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, предусматривает административ-ную ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности.
4.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года N 63-ФЗ, предусматривает уголовную ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться иму-ществом, в том числе руководители организаций;
лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопас-ности.