Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Разработка антимонопольного комплаенса для организации (на примере АК «АЛРОСА» (ПАО)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА 6
1.1. Содержание и основная характеристика понятия «антимонопольныйо комплаенс» 6
1.2. 16
Основные понятия, содержание и цели антимонопольного регулирования 16
2. РАЗРАБОТКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ АК «АЛРОСА» (ПАО)) 26
2.1. Экономическая характеристика организации 26
2.2. 32
Анализ антимонопольных рисков компании 32
2.3. Влияние антимонопольного комплаенса на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Введение:
Актуальность исследования. Антимонопольное комплаенс-это корпоративная программа (политика) соблюдения антимонопольного законодательства, направленная на предотвращение совершения антимонопольных преступлений (картелей, злоупотреблений доминирующим положением, нарушений в процессе закупок).
Антимонопольное соблюдение уже доказало свою эффективность в развитых странах и успешно применяется в «Роснефти», «Роснефти», «ЛУКОЙЛе», группе «Автодор», «Балтике», «Уралкалии» и МТС. Именно поэтому на национальном уровне такое особое внимание уделяется соблюдению.
Таким образом, с апреля 2017 года Правительством Российской Федерации установлено положение об обеспечении соблюдения антимонопольного законодательства для организаций, работающих в сфере государственного оборонного заказа.
Комплаенс предполагает:
Предварительная оценка рисков организации
Разработка методов идентификации рисков
Подготовка необходимых документов
Разработка процедур и инструкций, регламентирующих деятельность в зоне риска;
Разработка системы обучения и практическая реализация учебных мероприятий;
Внедрение процедур внешнего контроля для повышения эффективности соблюдения антимонопольного законодательства.
Преимущества соблюдения антимонопольного законодательства:
Минимизация рисков нарушения антимонопольного законодательства вашей организацией и наложение штрафов за оборот (ст. 14.31-14.32 КоАП РФ), которые могут составить миллиарды рублей;
Повышение личной безопасности владельцев бизнеса и руководителей организаций, снижение риска совершения антимонопольных преступлений (ст. 178 УК РФ), коррупционных и должностных преступлений;
Это позволит выявить действия сотрудников, которые скрывают признаки неправомерного поведения со стороны руководства, и свести к минимуму риск привлечения организации и руководства к ответственности;
Это поможет вам идентифицировать недобросовестных подрядчиков и конкурентов, которые причинили вам вред(например, ваш поставщик или картель конкурентов), и сэкономит вам деньги;
Это позволит сохранить репутацию и улучшить имидж вашей организации, лояльность клиентов и деловых партнеров, интересы и доверие акционеров, а также доверие общества в целом, в том числе за пределами Российской Федерации.
Объект исследования – ПАО АК «АЛРОСА».
Предмет исследования – процесс финансового менеджмента в анализируемой организации.
Цель исследования – анализ системы разработки антимонопольного комплаенса.
В соответствии с целью при написании выпускной квалификационной работы определены следующие задачи:
— изучить понятие антимонопольного комплаенса;
— определить необходимость и цели антимонопольного регулирования;
— проанализировать зарубежный опыт;
— привести технико-экономическую характеристику организации;
Заключение:
Злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений сопровождаются не только наложением штрафов за оборот юридических лиц, но и административными штрафами и уголовной ответственностью должностных лиц. В целом, соблюдение антимонопольного законодательства как системы предотвращения нарушений, включая принятие корпоративных решений и установление ответственности за виновных сотрудников, в некоторых случаях может быть уменьшено или полностью освобождено от ответственности должностных лиц. В этом случае топ-менеджеры компании могут быть заинтересованы в внедрении внутрикорпоративного режима предотвращения нарушений антимонопольного законодательства только для того, чтобы снизить риск собственной ответственности в случае нарушения.
По оценкам юристов, стоимость введения антимонопольного комплаенса в крупную многопрофильную компанию может составить от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей. При этом решение о его реализации должно приниматься с учетом потенциальной выгоды (уменьшения штрафных санкций в случае выявленных и доказанных нарушений) и сравнения затрат на его реализацию. Таким образом, даже для среднестатистической (единичной) компании с годовым оборотом в 1 млрд рублей возможность снижения окончательного штрафа на 1% уже может стимулировать введение антимонопольного комплаенса. Анализ зарубежного опыта ряда стран показывает, что принятие на себя обязательств по соблюдению антимонопольного законодательства или признание эффективности комплаенс-программы компании может привести к снижению размера штрафа на 10-15%. Регуляторы других стран не поддерживают практику сокращения санкций, указывая в своих рекомендациях и пояснениях на возможность введения внутренней дисциплинарной ответственности. Представители российского юридического сообщества говорили о возможности снижения штрафов за оборот до более низкого порога-до 1%дохода правонарушителя от продажи товаров (работ, услуг) на рынке, на котором совершено административное правонарушение.
Статья 10 Федерального закона О защите конкуренции(злоупотребление доминирующим положением)в первую очередь рассматривается как потенциальный предмет антимонопольного соответствия. Нарушение компонентов статьи 11 в части сегментации рынка и определения цен классифицируется как perse, хотя в иностранных интерпретациях также уделяется значительное внимание. В свою очередь, практика применения статьи 14 и экономическое обоснование применения статьи 14 являются достаточно либеральными и поэтому не могут быть истолкованы с момента разработки мер по предотвращению таких нарушений.
В рамках анализа, а также высказанных на круглом столе мнений можно выделить не менее трех вариантов разработки рекомендаций (пояснений) по антимонопольному комплаенс-режиму компании. Во-первых, антимонопольный орган; во-вторых, бизнес-ассоциация или коллегия адвокатов (в соответствии с передовой практикой); в-третьих, каждая компания самостоятельно разрабатывает собственную систему оповещения. Последние два варианта кажутся наиболее предпочтительными с точки зрения снижения вышеуказанных рисков. Однако развитие такой системы комплаенс должно оставаться правом компании, а не обязанностью.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА
1.1. Понятие антимонопольного комплаенса
Тема антимонопольного комплаенса лежит в плоскости между правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, гарантированным Конституцией РФ, и совокупностью законодательных актов, призванных защищать конкуренцию и направленных на сохранение и создание условий для развития бизнес-сообщества. Внешняя контрольная функция за соблюдением этих норм права осуществляется ФАС России.
Антимонопольный комплаенс — это внутренняя система организации, принятая для обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Его основной идеей является то, что субъект сам разрабатывает для себя правила поведения, сам осуществляет контроль за их выполнением. Так за действиями устанавливается двойной антимонопольный контроль — внутренний и внешний.
Появление такой структуры выгодно и бизнесу, и органам исполнительной власти по следующим причинам:
— внутренняя система позволяет предупреждать действия сотрудников, которые могут нарушить антимонопольное законодательство, в том числе по незнанию, снижать число антиконкурентных действий и, следовательно, санкций со стороны ФАС России;
— уменьшение числа правонарушений снижает административную нагрузку на антимонопольный орган;
— тотальное введение и следование антимонопольному комплаенсу компаниями позволит осуществлять бизнесу саморегулирование своих отраслей, купирует возможность чрезмерного регулирования, повышает доверие государства к частному сектору;
— внутри самой компании наличие антимонопольного комплаенса, основанного на принципах следования букве закона, способствует развитию внутрикорпоративной этики, принятию сотрудниками ценностей организации и, как следствие, большей лояльности к компании. Это также повышает юридическую грамотность сотрудников.
Обратимся к зарубежному опыту, поскольку сегодня можно говорить о широком применении института антимонопольного комплаенса в США и Европе, а также в странах ближнего зарубежья.
В мире институт антимонопольного комплаенса существует достаточно длительное время, при этом практика его применения является разнообразной. Во многих странах, таких как Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Казахстан, программа комплаенса закреплена документально.
Например, в Великобритании — это хорошо и полно прописанные правовые документы, которые регулируют структуру комплаенса в компаниях и стимулы для бизнеса, которые можно получить при внедрении данной системы. В Италии, Южной Корее и ряде других стран предусмотрено снижение размера штрафов в случае выявления правонарушения. Главное, чтобы комплаенс юридического лица получил визирование со стороны антимонопольного органа до момента совершения данного нарушения.
В других странах дополнительных стимулирующих мер для бизнеса не наблюдается, но есть процедура сертификации антимонопольными органами. В ряде государств отсутствует документ о комплаенсе, например, в Индии, Республике Корея, Нидерландах.
Имеющиеся в мировой практике примеры, несмотря на их различие, показали свою высокую эффективность, поскольку все они имеют одну общую черту подтверждения со стороны государства заинтересованности в наличии такого института. Это даёт хороший сигнал бизнесу — если вы ответственны, конкурентны и готовы брать на себя обязательства, вы получите определенные выгоды.
Сегодня в России регулярно поднимается вопрос и со стороны бизнеса, и со стороны ФАС России о необходимости регулирования антимонопольного комплаенса.
В конце прошлого года вышло Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 №2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Данный документ регулирует антимонопольный комплаенс в федеральных органах исполнительной власти
Под антимонопольным комплаенсом в документе понимается организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти.