Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Банковское дело

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Расчетно-кассовое обслуживание в банке: формы расчетов и технологии совершения расчетных операций (на примере …)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 7
1.1.Правовое регулирование расчетно-кассовых операций в банках РФ 7
1.2 Основные формы расчетных операций, их содержание и значение 18
1.3 Технологии расчетно-платёжного обслуживания клиентов. 25
Глава 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ПАО «СБЕРБАНК» 43
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк» 43
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в ПАО «Сбербанк» 50
2.3. Анализ доходов и расходов ПАО «СБЕРБАНК» при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов 58
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПАО «СБЕРБАНК» 63
3.1. Мероприятия по оптимизации механизма проведения расчетно-кассовых операций в ПАО «Сбербанк» 63
3.2. Повышение рентабельности расчетно-кассовых операций ПАО «Сбербанк» 67
3.3. Прогноз повышения прибыльности ПАО «Сбербанк» с учетом проектных предложений. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

 

  

Введение:

 

В настоящее время банки являются неотъемлемой составляющей экономики в целом, их деятельность имеет тесную связь с потребностями воспроизводства. Они всегда создавали основу рыночных отношений, благодаря которым функционирует экономика любого государства. Коммерческий банк как кредитная организация выступает в качестве посредника при движении всех денежных потоков, благодаря чему осуществляется перелив капитала из одной сферы в другую.
Сегодня в банковской системе наблюдаются серьезные структурные изменения, которые касаются и деятельности коммерческих банков. Современный этап развития экономики можно охарактеризовать как период глубоких преобразований в банковской сфере, появляются многочисленные новшества в методах управления и в организации работы банков. Вместе с этим возрастают и риски, которые связаны с проведением банковских операций.
Эффективность функционирования банковской системы, да и всей экономики в целом находится в прямой зависимости от грамотной и четкой работы коммерческих банков.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным видом деятельности. Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка является классической банковской операцией.
Выполнение банком расчетно-кассовых операций, привлечение клиентов — юридических и физических лиц позволяет устанавливать с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества, а следовательно, банк и клиенты становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными друг для друга партнерами.
Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как привлеченные средства банка в виде вкладов до востребования.
Причем данные привлеченные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением привлеченных средств из других источников: срочных депозитов, сертификатов, долговых ценных бумаг, межбанковских кредитов. И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди всего комплекса выполняемых современными банками операций особая роль отводится расчетно-кассовой деятельности. Эффективная организация расчетно-кассового обслуживания клиентов позволит укрепить устойчивость банковской системы, повысить качество осуществления операций по расчетному и кассовому обслуживанию клиентов, исключить возможность возникновения банковских кризисов.
К тому же, усиление конкуренции в банковском секторе вызывает необходимость установления цивилизованных взаимоотношений банков с клиентами и обеспечение их взаимодействия.
Вопросы расчетно-кассовой деятельности коммерческих банков отражены в научных трудах таких российских авторов, как: Белоглазова Г.Н., Доруховская Е.В., Жаровня А.Г., Жуков Е.Ф., Коробова Г.Г., Конвисарова Е.В., Костерина Т.М., Королев А.А., Кривошапова С.В., Крилевский Н.А., Кровелицкая Л.П., Лаврушин О.И., Литвин Е.А, Тавасиев А.М. и других.
Несмотря на имеющуюся научную проработку, до настоящего времени проблема оптимизации и совершенствования расчетно-кассового обслуживания в банках является малоизученной и требует дополнительного исследования.
Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся при расчетно-кассовом обслуживании в банке.
Объектом проводимого исследования выступает ПАО «Сбербанк».
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов расчетно-кассового обслуживания банков, выявление современных тенденций и проблем на примере ПАО «Сбербанк» и разработка рекомендаций для оптимизации расчетно-кассовой деятельности.
Задачи исследования:
– изучить основы расчетно-кассового обслуживания клиентов российских банков,
– провести анализ организации расчетно-кассового обслуживания клиентов в ПАО «Сбербанк»,
– разработать предложения по улучшению организации расчетных операций в ПАО «Сбербанк».
В процессе исследования были применены различные методические подходы и способы исследования, включая системный, комплексный, причинно-следственный и сравнительно-аналитический подходы, а также традиционные приемы экономического анализа – наблюдения, группировки, обобщения, сравнения, учета взаимосвязей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении изложена актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, указаны степень разработанности темы, методы и эмпирическая база.
Первая глава исследования раскрывает основы расчетно-кассового обслуживания клиентов российских банков: рассмотрено правовое регулирование расчетно-кассовых операций в банках РФ, основные формы расчетных операций, их содержание и значение, технологии расчетно-платёжного обслуживания клиентов.
Во второй главе проведен анализ организации расчетно-кассового обслуживания клиентов в ПАО «Сбербанк»: дана организационно-экономическая характеристика банка, рассмотрено расчетно-кассовое обслуживание клиентов в банке, проведен анализ доходов и расходов ПАО «Сбербанк» при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов.
В третьей главе разработаны предложения по улучшению организации расчетных операций в ПАО «Сбербанк»: мероприятия по оптимизации механизма проведения расчетно-кассовых операций, повышения рентабельности расчетно-кассовых операций банка, прогноз повышения прибыльности банка с учетом проектных предложений.
Заключение исследования содержит теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью, обязана иметь расчетный счет для взаимодействия с клиентами и поставщиками. Такой счет контролируется налоговым органом, который может получать информацию о доходах предприятия. Условие обязательности предусмотрено только для юридических лиц, но наличие такового у ИП считается показателем хорошего тона, и повышает авторитет индивидуального предпринимателя в глазах клиентов и партнеров.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов (или сокращенно РКО) – система услуг, предоставляемых банком юридическим лицам и ИП. РКО регулирует все денежные операции, переводы средств партнерам по бизнесу, поставщикам, получение расчетов от клиентов.
РКО – совокупность банковских услуг по хранению и движению денежных средств предприятия.
Суть РКО в ведении расчетного счета и осуществлении по нему финансовых операций. В отличие от текущего счета, расчетный позволяет своему владельцу не просто хранить финансы, но и распоряжаться ими для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности. Через расчетный счет можно выполнять различные транзакции – зачисления и списания денежных средств, осуществлять валютные операции. Каждый банк выставляет свои тарифы на обслуживание.
После того как клиент заключает с финансовой организацией договор на РКО, к банку переходит ведение всех денежных операций заказчика.
К ним относятся: расчеты безналичными и наличными средствами; формирование выписок со счета.
О расчетно-кассовом обслуживании принято говорить в приделах услуг для предприятий и бизнесменов, на сайтах банков тарифы на РКО располагаются чаще всего в разделе «Юридическим лицам».
Поэтому распространено мнение, что РКО – это обслуживание предприятий. Но теоретически потребителями РКО могут выступать и физические лица. Они точно так же могут заключить договор с банком на использование личного счета в некоммерческих целях. Например, для безналичной оплаты коммунальных платежей.
Для граждан РКО подразумевает следующие функции: пополнение счета и снятие наличных средств; безналичные платежи; интернет-банкинг.
Часто расчетные услуги для физических лиц оплачиваются комиссией с конкретных операций, но некоторые банки предлагают отдельные тарифы, пакеты услуг из области «Все включено», за которые устанавливается ежемесячная абонентская плата.
Финансовое учреждение, осуществляющее услуги РКО, взаимодействует с клиентами посредством определенных документов.
Наиболее распространенные из них: платежные поручения для безналичной оплаты счетов; формы внесения наличных средств на счет; чековая книжка и чеки, которые выдаются при получении в кассе наличных; выписки как средство контроля расходов и приходов.
Свою деятельность по расчетно-кассовому обслуживанию банки осуществляют, основываясь на договорных отношениях с организацией — предприятия.
В целях привлечения клиентов юридическим лицам банки предлагают услуги эквайринга, инкассационные услуги. Перечисленные услуги предоставляются уже в рамках дополнительных соглашений между организацией — клиентом и банковской организацией.
Банки видят свою главную задачу при обслуживании бизнеса в обеспечении бесперебойного и своевременного движения финансовых средств клиентов.
РКО Сбербанка – это комплекс определенных услуг, которые дает Сберегательный Банк своим клиентам по проведению операций со счетом предпринимателями, юридическими и физическими лицами.
Сюда входят всевозможные способы и процессы для переводов, хранения и получения информации о финансах клиентов.
Состав РКО содержит несколько пакетных услуг, которые сводятся к безопасным переводам и хранениям средств, перемещению валюты, выдачи наличных в кассах банка. Оплата может сниматься как за все использованные возможности, так и за каждую отдельно, по мере пользования.
Правила работы расчетно-кассового обслуживания Сбербанка контролируются законодательством. Основной документ регулирования — это Закон «О банках» РФ. Условия предоставления услуг не должны нарушать правила Гражданского кодекса и изданные Постановления, установленные Центробанком.
Возможные тарифы РКО, предоставляемые для обслуживания счетов, делятся на два типа:
– для ИП и ведения бизнеса;
– пользовательские для физических лиц.
Второй тип значительно ограничен, в отличии от первого, и предлагает лишь один набор услуг оформляемый в филиале банка самим клиентом.
В большинстве случаев, клиенты заказывают через Сбербанк РКО для получения определенных финансовых уступок. Например, чтобы оформить кредит, необходимо открыть сначала лицевой счет, на который позже и будут переведены задолженные средства и на который нужно будет производить ежемесячную оплату по кредиту.
Главным преимуществом использования расчетно-кассового обслуживания — это максимальная безопасность использования электронных счетов от Сбербанка. Сбербанк – один из первых, один из крупнейших банков России, миллионы клиентов по всей стране, тысячи положительных отзывов в Интернете, стабильность среди многих банков на протяжении многих лет, коему не страшно доверить собственный капитал.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
1.1.Правовое регулирование расчетно-кассовых операций в банках РФ

Формально закон не обязывает юридическое лицо открывать расчетный счет. То есть условно предприниматель может работать и без него. Например, ИП вправе проводить денежные операции с лицевого счета физлица либо рассчитываться наличными.
Но первый способ грозит налоговыми и прочими рисками (особенно если переводить большие суммы), а второй создает массу неудобств, причем не только для самого предпринимателя, но и для контрагентов. Что касается юридических лиц — ООО, АО, ПАО — то они нуждаются в расчетном счете в том числе по правовым причинам, хотя прямо в законодательных документах такая обязанность не прописана.
В Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что ООО «вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами». Иными словами, имеет право, но, с точки зрения закона, предприятие может и не иметь счета в банке. То есть на вопрос, должен ли у ООО быть счет, в принципе можно ответить отрицательно.
Правда, сложности все равно возникают.
Во-первых, закон запрещает рассчитываться наличными, если сумма по договору превышает 100 000 рубле. Если для ИП это подчас некритично, то для ООО, АО и ПАО, чьи обороты гораздо крупнее, такое ограничение очень ощутимо.
Во-вторых, юридическим лицам разрешено тратить наличные средства, поступившие в кассу, только со строго определенными целями (выдача зарплаты сотрудникам, страховые выплаты и др.). Нецелевое расходование расценивается как правонарушение.
В-третьих, некоторые виды сделок разрешается проводить только по безналичному расчету. Из сказанного понятно, что организация может работать без расчетного счета только в том случае, если: имеет малые обороты; не проводит операций, при которых запрещено рассчитываться наличными. И хотя по закону наличие расчетного счета — не обязательное условие для работы юрлица, в современной правовой и деловой среде без него вряд ли получится вести бизнес.
Правовые аспекты расчетно-кассового обслуживания прописаны в ряде документов:
– Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»,
– Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»,
– ГК РФ, НК РФ, акты Центрального банка РФ, в частности положение «О безналичных расчетах в РФ»,
– указание «Об осуществлении наличных расчетов» и т. д.
Взаимоотношения сторон регулирует договор, заключение которого является обязательным условием предоставления услуги.
Воспользоваться РКО вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом форма собственности, система налогообложения и денежный оборот не имеют значения.
Согласно закону, каждая организация или предприниматель могут иметь столько расчетных счетов, сколько им требуется для осуществления своей работы.
Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают и принимают к исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.
Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» , а непосредственно коммерческие банки — в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы