Музыкальный факультет Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Работа над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала, теоретический и методический аспекты.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО КЛАССУ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА 6
1.1. Исторические особенности джаза 6
1.2. Понятие импровизации в современной музыковедческой и музыкально-педагогической литературе 15
1.3. Теоретические подходы к формированию навыков музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала 23
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСПРОВИЗАЦИЕЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА 34
2.1. Методические подходы к формированию навыка скэтовой импровизации на уроках эстрадно-джазового вокала 34
2.2. Приемы и особенности скэтовой техники, как силлабической импровизации 42
2.3. Программа работы над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

 

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний день развитие личностного культурного потенциала и общественное развитие являются очень важными представляются приоритетными направлениями государственной политики в сфере культуры. Аналогичная задача стоит в том числе в образовательной среде, в которой реализуются программы по творческим дисциплинам. Основополагающее направление развития здесь реализуется через средние и высшие образовательные учреждения, то есть, через колледжи, академии, институты и консерватории.
Совершенствование в образовательной области происходит, как следует обратить внимание, на профильных факультетах, где образовательная цель заключена в формировании творческой индивидуальности специалистов, которые будут реализовывать свои способности в области культуры и искусства.
Данное имеет отношение в том числе к обучению современных эстрадных вокалистов. Причем, сама специфика джаза такова, что импровизация в нем – это основа. Умение импровизировать – одно из ключевых, создающих облик джаза. В образовательных учреждениях высшего звена готовят эстрадных вокальных исполнителей, которые в том числе должны уметь импровизировать, демонстрируя такие возможности: штрихи, ритмические построения, фразировка, мелодизм и прочие умения.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 44.03.01 «Дополнительное (музыкальное) образование в области эстрадно-джазового искусства», артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива или исследователь должен проявлять готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); иметь способность проектировать образовательные программы (ПК-8); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14) и так далее, что подтверждает актуальность данного исследования в части методической профессиональной работы, поскольку очень важно понимать механизмы педагогического процесса в научении студентов импровизационных умений.
Исходя из актуальности исследования, проблемой является теоретическое и методическое обоснование джазовой импровизации в образовательном процессе на примере класса по эстрадно-джазовому вокалу.
Объект исследования: музыкальная импровизация в классе эстрадно-джазового вокала.
Предмет исследования: методические работа по формированию скэтовой импровизации в классе эстрадно-джазового вокала.
Цель исследования: составить методическую разработку по формированию навыков музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала.
Исходя из поставленной цели следует решить следующие задачи:
— изучить исторические особенности джаза;
— дать понятие импровизации в современной музыковедческой и музыкально-педагогической литературе;
— рассмотреть теоретические подходы к формированию навыков музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала;
— проанализировать методические подходы к формированию навыка скэтовой импровизации на уроках эстрадно-джазового вокала;
— спроектировать приемы и особенности скэтовой техники, как силлабической импровизации;
— разработать программу работы над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (методическая разработка).
Гипотеза исследования. Работа над джазовой импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала будет эффективна при следующих условиях:
— обоснована методика скэтовой импровизации;
— применен силлабический подход к скэтовой импровизации;
— создана методическая программа по работе над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала.
Структура исследования. В работе имеется введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании были решены следующие задачи:
— изучены исторические особенности джаза;
— дано понятие импровизации в современной музыковедческой и музыкально-педагогической литературе;
— рассмотрены теоретические подходы к формированию навыков музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала;
— проанализированы методические подходы к формированию навыка скэтовой импровизации на уроках эстрадно-джазового вокала;
— спроектированы приемы и особенности скэтовой техники, как силлабической импровизации;
— разработана программа работы над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала.
В процессе решения первой задачи было выяснено, что джаз является основанием не только всей популярной музыки, но, одновременно с тем, и достаточно сложным художественным музыкальным искусством. Исторический контекст развития джаза дает возможность заключить о его высокой неординарности, которая характеризуется двумя константами: импровизационностью, свингом и скэтовым исполнением.
В ходе второй задачи было выяснено, что эстрадного вокалиста – это достаточно творческий процесс, который обуславливает создание музыкально-художественного образа в момент непосредственного вокально-слогового интонирования музыкального и литературного текста (скэт-пение), сущностью которого можно считать познание, воспроизведение и распространение объективно и субъективно нового использования общепринятых слоговых сочетаний и привнесения оригинальных в скэт-вокал, джазовой фразировки, свинга, акцентирования и новой артикуляции.
Импровизация в вокале заключается в особых способах звукоизвлечения, использования широкого спектра тембровых красок и звукоподражательных элементов.
В ходе решения третьей задачи было выснено, что формирование музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала будет являться успешным при реализации следующих педагогических условий: последовательность и поэтапность освоения импровизационных умений; метод наблюдения, анализа и ассоциаций в процессе прослушивания джазовой композиции; уровень владения вокальными навыками обучающегося; упражнения, формирующие музыкальную импровизацию вокалиста; принцип «от простого – к сложному».
В ходе решения четвертой задачи было определено, что наиболее оптимальными на начальном этапе обучения методическими подходами являются следующие: скэтовая импровизация по ладовому методу; скэтовая импровизация по ритмическому методу; скэтовая импровизация на основе мелодии. При этом важно обращать внимание на выбор скэтовых слогов и на фразировку.
Формирование навыка скэтовой импровизации по представленной методике оптимально использовать с вокалистами-студентами, которые уже имеют хороший уровень вокального исполнительства, но при этом находятся в самом начале освоения музыкальной импровизации и, в частности, скэтовой импровизации. Необходимо ориентироваться на личностно-ориентированный компонент обучающегося и вариативность педагогической деятельности.
В ходе решения пятой задачи было выяснено, что при обучении скетовой импровизации очень важны межпредметные связи. Так, в педагогической практике и вокалисты, и инструменталисты должны вести педагогическую деятельность комплексно, что оказывает очень существенное влияние на результативность и эффективность формирования музыкальной импровизации в классе эстрадно-джазового вокала.
В хорде решения шестой задачи была представлена программа работы над музыкальной импровизацией, рассчитанная на 5 лет обучения в ВУЗе.
В процессе освоения программы у студентов, в соответствии с принципами поэтапности, постепенности и преемственности будут формироваться навыки музыкальной вокально-джазовой импровизации.
Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что работа над джазовой импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала будет эффективна при следующих условиях: обоснована методика скэтовой импровизации; применен силлабический подход к скэтовой импровизации; создана методическая программа по работе над музыкальной импровизацией в классе эстрадно-джазового вокала является подтвержденной, поскольку выполнены все условия.
Задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО КЛАССУ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА

1.1. Исторические особенности джаза

Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в начале прошлого столетия в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение [27]. Можно охарактеризовать джаз как очень необычную, живую музыку, которая постоянно развивается, вбирает в себя новые ритмические особенности, барабанные дроби и обрядовые песнопения [52, с. 3]. История джаза сама по себе является динамичной, событийно развитой. Обратимся подробнее к ее изучению.
Издавна сложилось таким образом, что у африканских народов существовало огромное количество музыкальных, печенных традиций. Любой процесс, ремесло сопровождалось у них специфическим народным звучанием. По сути, музыка, песни объединяли народ в качестве единого языка, поскольку распространенный рабовладельческий труд обуславливал наличие таких рабов, которые не понимали языковые специфики друг друга, соответственно, коммуникация для них являлась усложненной. То есть, джаз изначально формировался как средство синтеза разных афроамериканских культур.
Впоследствии стала формироваться единая музыкальная культура афроамериканского народа, сопровождаясь активным развитием импровизационных танцев, которые, соответственно, исполнялись на групповом уровне. Импровизационные танцы активно сопровождались барабанной ритмодинамикой, придающей джазовой музыке высокую экспрессию. Первоначально эти экспрессивные ритмы стали называться термином «hot rhythm», то есть, «горячий ритм», что обуславливалось характерными ритмическими «раскачиваниями», формирующими характерные полиритмы и полиметры.
При этом артикуляция барабанов являлась наиболее важной чертой данной экспрессивной музыки и обозначалась звуковыми атаками, варьирующими начальную интенсивность. Именно это – одна из основных джазовых характеристик.
Существовало еще одно очень характерное действие: перекличка солирующего барабанщика с дополнительными барабанами, которая являлась абсолютным эмоциональным экспромтом, основывалась на чувствах эмпатии и чувстве такта [52, с. 4].
В этом ритме в том числе активно использовалось акцентирование, подобное расставлению акцентов в разговорной речи. К примеру, делался акцент на ударном слоге (верхний акцент) или опускалась концовка слова (нижний акцент) [52, с. 4]. С вокальной точки зрения позволялось применять такой прием как глиссандо, который подразумевал восходящую атаку и нисходящее смягчение.
Несмотря на превалирующее число африканцев-рабов, не следует забывать и о других народностях: англоамериканцы, ирландцы, итальянцы, евреи и прочие. Каждая народность привнесла в джаз компоненты своей культуры, и именно таким образом в джазе закрепились европейские гимны, французские и испанские народные песни, а также горские песни. Вся эта коллаборация определила своеобразие джазовой стилистики, демонстрируя тенденции общественного устройства и народного своеобразия каждого из этносов, накладывая на них страдания от рабовладельческого устройства, от самых противоречивых эмоций и чувств, но не уныния.
В 40-х годах прошлого столетия сформировалось мнение о том, что джаз – это примитивное восприятие музыкальной действительности, поэтому цивилизованный слушатель его воспринимать не сможет, как не сможет играть джаз уважающий себя музыкант [50, с. 12]. Понимание того, что данное мнение ошибочное, пришло далеко не сразу.
Примечательно, что вся западноафриканская музыка построена на коротких фразах.
Так, в джазовых композициях можно наблюдать многочисленные риффы (повтор линии баса у пианистов). В целом же, следует обратить внимание на то, что традиционное понимание западноафриканской музыки выстраивается на интерпретации ансамблевых, полиритмических и полиметрических аспектов, причиной чему можно назвать то, что она достаточно вариативна и богата импровизациями, ударными ритмами, кроме того, включает в себя форму «вопрос-ответ».
Однако, джазовая музыка примечательна именно тенденциями к трансформациям. Именно по этой причине то, в джазе содержится огромное количество африканских мотивов, как таковой субъективно африканской музыкой он не является, поскольку он представляется еще и активным смешением европейской музыкальной культуры. От европейских тенденций в джазе прижились инструментовка, основные принципы гармонии и формы.
Необходимо понимать, что становление джазовой музыки так или иначе происходило силами афроамериканских народов, среди них присутствовала такая народность как креолы – последователи европейского музыкального мышления. Соответственно, европейская линия всегда присутствовала в той или иной степени в афроамериканской музыке, именно по этой причине трансформация джаза произошла именно в европейском направлении.
Вследствие этого важно обратить внимание на следующие характерные черты джазовой музыки:
— звукоряд африканской музыки с точки зрения гармонии очень схож с европейским;
— европейская система нотации очень сильно повлияла на процесс становления джаза;
— европейская музыка позволила джазу использовать характерные для нее инструменты (корнет, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас и гитара);
— европейские 32-тактовая форма песни и формы, которые непосредственно применяются в маршах и рэгтаймах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы