. Дипломная работа (бакалавр/специалист) Неизвестно

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Пятая заповедь Декалога в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Происхождение и содержание пятой заповеди Декалога 5
1.1. Историческая необходимость 5
1.2. Различие восприятия заповеди в Ветхом и Новом Заветах 12
Глава 2. Пятая заповедь в действии 20
2.1. Святые отцы о пятой заповеди 20
2.2 Церковные и государственные законы о почитании родителей 22
Глава 3. Почитание родителей в современном мире 30
3.1. Проблема «отцов и детей» 30
3.2. Права детей, права родителей 37
3.3. Пропаганда нетрадиционных отношений — последний этап разрушения семьи 41
Заключение 57
Список источников и литературы 61

  

Введение:

 

В современном обществе всё чаще отмечаются негативные явления, отрицательно влияющие на сознание и поведение детей. Об этом свидетельствует снижение уровня нравственности учащихся, процветание без духовности, агрессивность среди подрастающего поколения, обесценивание моральных норм, замкнутость на собственных интересах. Данная проблема, по мнению Л. У. Ждановой, приобретает особое значение и стоит на первом плане в ряду неотложных задач педагогической науки, требующей внедрение новой образовательной парадигмы, призванной обеспечить посредством личностно-ориентированного подхода к воспитанию учащихся их нравственного развития [28, C. 471].
В силу своей значимости для развития современного общества духовность определяется как предмет его пристального изучения, как одно из основных направлений развития современного образования. Не случайно в Стратегии развития воспитания приоритетной задачей современной государственной политики Российской Федерации является «формирование выраженной в поведении нравственной позиции ребенка, в том числе способности к сознательному выбору добра» [2], а, следовательно, вопросы исследования пятой заповеди Декалога являются чрезвычайно важными в современных условиях.
Целью данной работы является анализ пятой заповеди Декалога в современных условиях.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить историческую необходимость пятой заповеди Декалога.
2. Исследовать различие восприятия заповеди в Ветхом и Новом Заветах.
3. Проанализировать высказывания Святых отцов о пятой заповеди.
4. Провести анализ церковных и государственных законов о почитании родителей.
5. Изучить проблему «отцов и детей».
6. Исследовать права детей и права родителей.
7. Обозначить пропаганду нетрадиционных отношений как последний этап разрушения семьи.
Объектом исследования являются отношения отцов и детей.
В качестве предмета работы выступает пятая заповедь Декалога в современных условиях.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном мире происходят различные деструктивные изменения, когда осуществляется переоценка ценностей и обесценивание того, что являлось важным и нужным. Это касается и духовно-нравственной сферы, в частности, понятия, которые принадлежат к данным категориям, расцениваются совершенно абстрактно. Духовность и нравственность в современном мире – это понятия, не обязывающие личность к определенному типу поведения. Это, действительно, является проблемой. Но, человеку необходимо осознавать то, что те обязанности, которые обуславливаются понятиями нравственности и духовности, являются определяющими в жизненном пути. Именно эти категории определяют жизненный смысл. И именно при такой подмене понятий у человека стираются границы и теряется ориентир жизненного пути. Человек, при таких обстоятельствах, не способен твердо стоять на ногах: у него отсутствует стержень, наполняющий душу.
Православная Церковь, проповедуя, демонстрирует современному миру самый глубокий смысл бытия – это идеал святости, в котором имеются категории истинной евангельской веры, которая находит себя в делах христианской любви. В православной вере каждый человек – это индивидуальность, уникальное создание Бога. Быть личностью означает иметь огромный круг обязанностей, которые имеют нравственный смысл и гармоничное строение во всей структуре общества. Гармония при этом – это благоприятная атмосфера для развития нравственности и духовности. В гармоничной атмосфере человек готов на подвиги, поступки и добрые дела, которые приводят е благосостоянию всего общества и каждого отдельного человека.
В отечественной религиозно-философской мысли и святоотеческой традиции основанием человеческой жизни, как социальной, так и личной, во все времена признавалось внутреннее состояние человека и его духовная наполненность. И это состояние является определяющим в том числе и для материального тела.
Ценности религиозных принципов остаются стабильными и востребованными обществом. Религия всегда была своеобразной духовно-нравственной опорой общества, с помощью которой хранились и передавались от поколения к поколению нравственные нормы и принципы, традиции, обычаи и обряды, национальные святыни. Религия давала и продолжает давать ответы на извечные вопросы внутреннего состояния человека, сокровенные стороны его бытия. Семья – основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Цель нравственного воспитания состоит в формировании способностей человека по оценке и сознательному выстраиванию на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, труду, государству, Отечеству, миру в целом.
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям.
Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.
Современное российское общество находится в периоде такой смены эпох, которая характеризуется резкими изменениями в стиле жизни, стереотипах и нормах поведения, ломке нравственных установок населения в экономической, политической, культурной и других областях жизнедеятельности. Особое влияние современная смена мировоззрений оказала на религиозную сферу. Если в советское время религия была отодвинута, выброшена из жизни обычного человека, то сейчас религия все шире входит в систему ценностных ориентации человека российского общества, оказывая влияние на его мировосприятие, оказывая воздействие на человека, что отражается в духовной жизни народа.
Ценности религиозных принципов остаются стабильными и востребованными обществом. Религия всегда была своеобразной духовно-нравственной опорой общества, с помощью которой хранились и передавались от поколения к поколению нравственные нормы и принципы, традиции, обычаи и обряды, национальные святыни. Религия давала и продолжает давать ответы на извечные вопросы внутреннего состояния человека, сокровенные стороны его бытия. Религиозно-этические категории греха и добродетели дают нам возможность понимания духовного бытия человека. Важным является деятельное отношение человека к себе, т. е. духовный труд, ведущий к преображению внутреннего мира личности и, как следствие, мира вокруг себя. Остается надеяться, что современный русский народ, имея за своими плечами богатейший православный опыт государственности, построенный на духовных основаниях, и опыт разрушения этой государственности, приводящий к потере человеческого достоинства, нравственной опустошенности, направит свое сознание и истерзанную душу к тому источнику, который всегда изливал на человека свою целительную силу. Этим источником для русского человека всегда был Бог, в котором народ черпал свои силы, определял Его заповедями направление своей жизни и воспитывал своих детей. Опыт православия известен и другим народам, и он был всегда источником вдохновения для духовного преобразования и любви к ближнему. Внешне смирение перед Богом воспитывается через такие духовные средства, как послушание, пост, молитвы, воздержание, кротость, нестяжательность, простота и правость сердца, память смертная. Целью духовно-нравственной жизни для христианина является не просто достижение нравственного идеала, который мы видим в Лице Господа Иисуса Христа и Его учения, достижение обожения.
Духовный опыт, основанный на святоотеческой традиции, и должен быть, в сущности, идеалом для верующих. Однако он крайне труднодостижим, требует от верующего очень высокого уровня развития сознания и личности, осознания необходимости духовного подвижничества, определенного аскетизма в мирской жизни.
Современный человек должен принимать участие в деле своего спасения, объединять свои действия с волей Божией, иначе спасение невозможно. В этом плане можно отметить особо о пятую заповедь Декалога – заповедь о почитании родителей. Заповедь о почитании родителей дана не для родителей, а для детей. Поэтому независимо от того, как ведут себя родители, дети обязаны ее исполнять. Пятая заповедь – очень глубокая, очень действенная, это не просто какое-то пожелание. Есть такой духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей, какими бы они ни были.

 

Фрагмент текста работы:

 

Историческая необходимость пятой заповеди Декалога обусловлена великим обычаем всех народов, который появился еще в дохристианские времена: почет и уважение старших младшими членами общества. Это и нашло свое отражение в пятой заповеди Декалога, которую можно найти в Ветхом Завете.
Первые четыре заповеди, которые Бог дал Моисею, говорят об отношении человека к Богу, в шести оставшихся, в том числе и в пятой заповеди, — об отношении человека к человеку.
Декалог является, в сущности, главным документом Завета, который непосредственно восходит к эпохе Моисея. Он не отражает условий жизни земледельцев, как это было в других частях Закона.
Декалог выступает в качестве важнейшего источника, который необходим для понимания не только веры Моисея как таковой, но и Откровения, которое было дано ему Богом.
Современный вид Декалога обладает краткими дополнениями, которые отличаются друг от друга в Исходе и Воторозаконии.
Декалог содержит десять изречений, который были записаны на двух скрижалях (каменных досках). При этом необходимо отметить разделение по заповедям в Христианской и католической верах, что связано с отнесением слов блаженного Августина «Не сотвори себе кумира» к заповеди «Да не будет у тебя других богов».
Текст заповедей Декалога написан при помощи Синайской письменности, в основе которой находятся египетские иероглифы, которые были преобразованы для передачи семитского языка.
Заповеди были самой ранней формой Декалога. Их тесная связь с оседлым образом жизни обнаруживает также корреляции с Ханааном. В качестве примера можно привести запрет на приготовление (варку) козленка в молоке собственной матери. Именно такой магический ритуал проводили хананеи.
В качестве главной особенности Декалога выступает наличие учения о Боге и о служении Ему. До этого в языческом мире ничего подобного не было. В Египте существовали нравственные заповеди, которые можно уподобить Моисеевым, но в большой массе заклинаний и ритуалов, направленных на обман богов, они просто теряются.
Декалог же провозгласил единого Бога, который творит историю и требует соблюдения нравственных принципов, изложенных в десяти заповедях.
Историческая необходимость пятой заповеди Декалога связана с требованиями Бога и самой природы почитать родителей, ведь призвание детей к жизни связано с родителями. И одно только это младшие должны ценить и уважать тех, кто дал эту жизнь.
Можно обратиться к посланию апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует…» (1 Кор. 13:4). Самой долготерпящей и милосердствующей любовью является любовь родительская, которая готова все простить.
Вспоминаются притчи о негодных и блудных детях. В этой связи детям важно помнить о том, что они должны быть благодарными своим родителям.
Библия – это история о нежной родительской любви, страданиях родителей, когда дети испытывают скорби, сильных переживаниях из-за детских болезней. Каждый человек должен терпеть за веру в Бога и за Христа. Эту веру нельзя предавать.
Именно поэтому, исполняя пятую заповедь Декалога, следует воспитывать в себе послушание, кротость и смиренность по отношению к родителям. Важным моментом является забота о родителях до самой их смерти и молитвы за них.
Почитание старших означает не только уважение к родителям, но и любовь к ним.
Нельзя позволять себе смех над недостатками родителей, дерзких слов и поступков по отношению к ним.
После Бога родители – самые большие благодетели для каждого человека. Именно этим обусловлена историческая необходимость пятой заповеди Декалога.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы